Кто такой гуру? Веды

(Из лекции Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады*;
Англия, 1973 год)


КТО ТАКОЙ ГУРУ?
ЧТО ОН ЗНАЕТ ТАКОГО, ЧЕГО НЕ ЗНАЕМ МЫ?
КАК ОН МОЖЕТ ПРОСВЕТИТЬ НАС?

При слове "гуру" в нашем воображении возникает некий карикатурный образ:
эксцентричного вида старик с длинной курчавой бородой и ниспадающими одеждами,
размышляющий о далёких, эзотерических истинах.
Или же мы представляем себе мошенника мирового масштаба,
наживающегося на духовной доверчивости юных искателей истины.
Кто же такой гуру на самом деле? Что он знает такого, чего не знаем мы?
Как он может просветить нас?
В лекции, прочитанной в 1973 году в Англии, Шрила Прабхупада проливает свет
на некоторые из этих вопросов.

ом аджнана-тимирандхасйа
джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена
тасмаи шри-гураве намах

"Я был рожден во тьме невежества, но мой гуру, мой духовный учитель,
открыл мне глаза, рассеяв тьму факелом знания. Я в глубоком почтении
склоняюсь перед ним".

Слово аджнана означает "невежество" или "тьма". Если в этой комнате
вдруг погаснут все лампы, мы не сможем определить, где сидим мы,
а где -- другие. Все смешается. Аналогично этому, все мы находимся во тьме
этого материального мира, мира тамаса. Тамас, или тимира, означает "тьма".
Этот материальный мир тёмен, поэтому для его освещения необходим
свет солнца или луны. Однако есть другой мир, духовный, который находится
за пределами этой тьмы. Шри Кришна в «Бхагавад-гите» (15.6) так описывает
этот мир: "Эта Моя высшая обитель не освещена ни солнцем, ни луной,
ни огнём, ни электрическим светом. Тот, кто однажды достиг ее,
больше не возвращается в материальный мир".




ОБЯЗАННОСТЬ ГУРУ

Обязанность гуру -- вывести своих учеников из тьмы на свет.
Сейчас все страдают из-за своего невежества, подобно человеку,
который из-за своего невежества подхватывает инфекционное заболевание.
Тот, кто не знаком с правилами гигиены, не знает, от чего может заразиться.
Так по своему невежеству мы чем-то заражаемся и страдаем от болезни.
Преступник может сказать: "Я не знал этого закона", -- но, если он
совершил преступление, это не будет принято во внимание.
Невежество -- не оправдание. По аналогии с этим, ребенок, не зная,
что огонь обжигает, может коснуться его. Огонь не рассуждает: "Это ребенок,
и он не знает, что я могу обжечь". Нет, это не может служить оправданием.
Как есть законы государства, так есть и строгие законы природы,
которые действуют независимо от того, знаем мы их или нет.
Если по своему невежеству мы совершим неверный поступок,
мы будем вынуждены страдать. Таков закон. Будь он законом государства
или законом природы, нарушая его, мы рискуем пострадать.

Обязанность гуру - заботиться о том, чтобы ни один человек
в этом материальном мире не страдал.
Никто не может утверждать, что не страдает. Это невозможно.
В этом материальном мире есть три вида страданий: адхьятмика, адхибхаутика
и адхидайвика: страдания, доставляемые материальным телом и умом,
другими живыми существами и силами природы.
Мы можем испытывать душевные муки или страдать из-за других живых существ:
муравьёв, комаров или мух, или какая-либо высшая сила причинит нам страдания.
Может не быть дождя, или случится наводнение. Может быть слишком жарко
или слишком холодно. Природа является для нас источником бесчисленных страданий.
Итак, в материальном мире существуют три типа страданий,
и каждый испытывает один из них, два или все три.
Никто не может сказать, что полностью свободен от страданий.

Можно спросить: почему живое существо страдает?
Ответ таков: из-за своего невежества.
Но оно само никогда не думает: "Я совершаю ошибки, веду греховную жизнь
и потому страдаю".
Поэтому первая обязанность гуру -- избавить своего ученика от этого невежества.
Мы посылаем своих детей в школу, чтобы уберечь их от страданий.
Мы боимся, что если наши дети не получат образования, то впоследствии
будут страдать.
Гуру видит, что страдания возникают из-за невежества, которое подобно тьме.
Что может спасти человека, находящегося во тьме? Свет.
Гуру берёт факел знания и даёт его погружённому во тьму живому существу.
Это знание избавляет его от страданий во тьме невежества.





ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НЕОБХОДИМ ГУРУ?

Может возникнуть вопрос: действительно ли необходим гуру?
Веды отвечают на него утвердительно:

тад-виджнанартхам са гурум эвабхигаччхет
самит-паних шротрийам брахма-ништхам
(Мундака-упанишад, 1.2.12)

Они обязывают нас искать гуру, а точнее говоря, утверждают,
что нужно искать вполне определенного гуру, а не просто какого-то гуру.
Гуру один, так как принадлежит к цепи ученической преемственности.
Сегодня мы учим тому же, чему пять тысяч лет назад учили Вьясадева и Кришна.
Между этими двумя учениями нет разницы. Сотни и тысячи ачарьев приходили
и уходили, но послание оставалось неизменным.
Не может быть двух истинных гуру, так как то, что говорит истинный гуру,
не отличается от того, что говорили его предшественники.
Некоторые духовные учители говорят: "На мой взгляд вы должны делать то-то", -- но это не гуру.
Такие, с позволения сказать, гуру -- просто негодяи.
У истинного гуру только одно мнение, и оно всегда совпадает
с мнением Кришны, Вьясадевы, Нарады, Арджуны, Шри Чайтаньи Махапрабху
и Госвами.
Пять тысяч лет назад Господь Шри Кришна поведал "Бхагавад-гиту",
а Вьясадева записал ее. Шрила Вьясадева не говорил: "Это мое мнение".
Нет, он писал: шри бхагаван увача, -- что означает: "Верховный Господь сказал".
Всё, что записал Вьясадева, сначало было сказано Верховной Личностью Бога.
Шрила Вьясадева не излагал своего собственного мнения.

Следовательно, Шрила Вьясадева является гуру. Он не искажает слов Кришны,
а передаёт их в точности, как они были сказаны.
Если мы посылаем телеграмму, разносчик телеграмм не имеет права
вносить в нее исправления, редактировать ее и добавлять что-либо от себя.
Он просто вручает ее. Так же поступает и гуру.
Люди могут быть разными, но послание остается прежним,
поэтому говорится, что гуру один.





ГУРУ-МОШЕННИКИ

Гуру-мошенник может сказать: "Я -- Бог" или "Все мы - Бог".
Допустим, но сначала нужно определить по словарю, что означает слово "Бог".
Как правило, мы узнаём из словаря, что Бог - это Верховное Существо.
Поэтому мы можем спросить такого гуру: "Вы - Верховное Существо?"
Если он не в состоянии понять этого, то мы должны объяснить ему
значение слова "верховный".
Любой словарь сообщит нам, что слово "верховный" указывает на высшую власть.
И тогда мы можем спросить: "Вы олицетворяете собой высшую власть?"
Гуру-мошенник не сможет ответить на этот вопрос, хоть и провозглашает
себя Богом.
Бог - Верховное Существо и высшая власть.
Никто не равен Ему, и никто не превосходит Его.
И тем не менее сейчас много гуру-богов и негодяев, объявляющих себя Всевышним.
Эти негодяи не в состоянии помочь нам вырваться из тьмы материального бытия.
Они не могут осветить тьму, в которой мы находимся, факелом духовного знания.





САМЫЙ ДОВЕРЕННЫЙ СЛУГА БОГА

Принятие гуру -- не дань моде. Тому, кто серьёзно хочет понять,
что такое духовная жизнь, гуру необходим.
Нужно осознать необходимость гуру, так как только очень серьёзный человек
может постичь духовную жизнь, Бога, правильный образ действий
и свои взаимоотношения с Богом.

Если мы действительно хотим понять это, то нам нужен гуру.
Не следует идти к гуру просто потому, что в данный момент гуру в моде.
Нужно предаться ему, так как без этого ничему нельзя научиться.
Таким образом, предаваясь истинному гуру, мы предаемся Богу.
Бог принимает нашу преданность гуру. В "Бхагавад-гите" (18.66) Кришна учит:
"Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя
от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего".
Кто-то может возразить: "Где Он, Кришна? Я предамся Ему".
Но нет, согласно нашему методу, мы сначала предаёмся представителю Кришны
и только затем Кришне.
Поэтому говорится: сакшад-дхаритвена самаста-шастраих --
"Гуру практически равен Богу".
Оказывая почтение гуру, мы оказываем почтение Богу.
Поскольку мы пытаемся стать сознающими Бога, нам необходимо научиться
оказывать почтение Богу через Его представителя.
Во всех шастрах говорится, что гуру практически равен Богу,
но гуру никогда не говорит: "Я - Бог". Долг ученика --
почитать гуру как Бога, но гуру никогда не думает: "Мои ученики
почитают меня наравне с Богом, значит, я стал Богом".
Стоит ему так подумать, как он становится не Богом, а догом.
Поэтому Вишванатха Чакраварти говорит: кинту прабхор йах прийа эва тасйа.
Гуру является самым доверенным слугой Бога, его почитают наравне с Богом.
Бог -- всегда Бог, гуру -- всегда гуру. С точки зрения этикета,
Бог - это тот, кому поклоняются, а гуру - это поклоняющийся Бог
(севака-бхагаван). Поэтому гуру называют прабхупадой.
Слово прабху означает "Господь", а пада - "положение".
Таким образом, прабхупада означает "тот, кто занимает положение Господа".
Это то же самое, что и сакшад-дхаритвена самаста-шастраих.





ПОИСК ГУРУ И ПРЕДАНИЕ ЕМУ

Гуру необходим нам только в том случае, если мы действительно серьёзно
относимся к познанию науки о Боге.
Не стоит пытаться принимать гуру, отдавая дань моде.
Речь того, кто принял гуру, разумна. Он никогда не говорит вздор.
Это признак человека, принявшего истинного гуру.

Безусловно, мы должны почтительно относиться к духовному учителю,
но следует помнить и о том, что мы должны исполнять его указания.
В "Бхагавад-гите" (4.34) Кришна говорит нам, как нужно искать гуру
и обращаться к нему:
"Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю.
Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души
могут дать тебе знание, ибо они узрели истину".

Прежде всего необходимо предаться. Мы должны найти возвышенного человека
и добровольно покориться ему.
Шастры предписывают: прежде чем принять гуру, необходимо очень хорошо
узнать его, чтобы понять, сможем ли мы предаться ему.
Не следует спешить и принимать гуру из фанатизма. Это очень опасно.
Гуру тоже должен изучить человека, который хочет стать учеником,
чтобы определить, годится ли он для этого.
Так устанавливаются отношения между гуру и учеником.
Для этого есть всё необходимое, но мы должны отнестись к этому очень серьезно.
Тогда нас можно будет научить, как стать настоящим учеником.
Сначала нужно найти настоящего гуру, установить с ним взаимоотношения
и действовать соответствующим образом.
Тогда наша жизнь увенчается успехом, так как гуру может просветить
искреннего, но находящегося во тьме ученика.

Каждый рождается глупцом и негодяем.
Если бы мы рождались учёными, то зачем нам нужно было бы ходить в школу?
Если мы не углубляем свои познания, мы ничем не лучше животных.
Животное может утверждать, что ему не нужны книги и что оно само стало гуру,
но как можно обрести знание, не изучив авторитетные книги по науке и философии?

Гуру-мошенники пытаются уклониться от этого.
Нужно понять, что все мы рождаемся глупцами и негодяями
и нуждаемся в образовании.

Чтобы сделать свою жизнь совершенной, нужно получить знание.
Если мы не стремимся к совершенству, то терпим поражение.
В чём? В своей борьбе за существование. Мы пытаемся обрести лучшую жизнь,
достичь более высокого положения и ради этого упорно боремся.
Но мы не знаем, что же на самом деле является более высоким положением.






ЧТО ТАКОЕ ХОРОШЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ?


Какое бы положение мы ни занимали в этом материальном мире,
нам придется его оставить. Мы можем занимать хорошее положение или плохое,
но в любом случае не сможем навсегда остаться здесь.
Можно заработать миллионы долларов и думать: "Теперь у меня хорошее положение",
но достаточно какой-нибудь холеры или даже лёгкой дизентерии,
и нашему положению придет конец.
Если банк разоряется, мы тоже лишаемся своего положения.
На самом деле в этом материальном мире не может быть хорошего положения.
Это фарс. Те, кто пытается достичь лучшего положения в материальном мире,
в конце концов терпят поражение, поскольку здесь его не может быть.

Хорошее положение описывается в "Бхагавад-гите" (14.26):
"Тот, кто занят духовной деятельностью, чистым преданным служением,
сразу поднимается над гунами материальной природы и достигает духовного уровня».




МОЖНО ЛИ ОБРЕСТИ БЕССМЕРТИЕ?

Есть ли такая наука, с помощью которой можно обрести бессмертие?
Да, мы можем стать бессмертными, но не в материальном смысле.
Этому не учат в так называемых университетах.
Знание, с помощью которого можно стать бессмертными,
содержится в ведических писаниях.

Это бессмертие и есть наше лучшее положение: нет ни рождений, ни смерти,
ни старости, ни болезней.
Таким образом, гуру берет на себя очень большую ответственность.
Он должен вести своего ученика и дать ему возможность стать
достойным кандидатом, чтобы занять совершенное положение,
то есть достичь бессмертия.
Гуру должен быть способен привести своего ученика домой, к Богу.




*На фотографии:
~~~~~~~~~~~~~~

Его Божественная милость А. Ч. БХАКТИВЕДАНТА СВАМИ ПРАБХУПАДА
(1 сентября 1896, Калькутта — 14 ноября 1977, Вриндавана) --
величайший святой, религиозный деятель, гуру, автор, переводчик и комментатор Ведических Священных Писаний,
основатель-ачарья ИСККОН, крупнейший философ современности,
непревзойденный знаток санскрита и ведической философии,
он перевел на английский и прокомментировал все основные Ведические Писания.

Прабхупада впервые в мировой истории широко распространил учение
основоположника гаудия-вайшнавизма Чайтаньи Махапрабху и познакомил современный мир
с Ведическими Священными писаниями, бхакти-йогой и Наукой самоосознания.
Его приход в этот мир и выполненная им миссия были предсказаны Ведами ещё 5 000 лет назад.



*ВЕДЫ (Ведические писания) -- древнейшие Священные писания на нашей планете.
Они являются первоисточником любого существующего в мире знания.
Веды называют "апаурушея" -- несотворённые человеком богооткровенные писания.
Веды совершенны, ибо пришли из трансцендентного мира,
расположенного высоко за пределом нашей материальной вселенной.

Веды (санскр. veda — "знание") -- это Изначальные, Совершенные Знания,
переданные человечеству Верховным Господом в самом начале истории Вселенной
как свод законов и правил для гармоничного проживания в материальном мире,
духовного развития и достижения совершенства.

Веды записаны на санскрите -- идеальном, совершенном языке,
который является праязыком древнегреческого, латинского, русского и других языков мира.

Веды сохранились в своём первозданном виде в Индии.

Ведическая литература является бесценным источником как духовного,
так и материального знания, и признана во всём мире.

Веды — это универсальная система знаний, которая не имеет изъянов.
Это совершенное знание, данное Богом, и поэтому слово Вед —
закон для каждого живого существа.


Рецензии
Здравствуйте, Кари. Спасибо, что просветили кто такой гуру (привели отрывок из лекции). Повезло тому, кто встретил в жизни своего гуру, своего Учителя. В конце статьи Вы рассказываете о Ведах, я вот вспомнил, что в институте на втором курсе я делал доклад по философии на тему: "Философия Индии и Китая". Кое что в памяти осталось, но не всё - надо освежать.
Желаю здоровья, мира и радости!

Алексей Белоусов 83   11.06.2023 23:43     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алексей! Рада Вас видеть!
Благодарю за внимание к статье и отзыв, за Ваш интерес к Ведам.
Материальное знание несовершенно и ограниченно, тогда как ведическое знание --
это путь к бессмертию.
Всего Вам наилучшего, мой дорогой друг!

С теплом и сердечной признательностью, с уважением, Кари

Кари Вестова   12.06.2023 19:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.