***
МАГИЯ СЛОВА
Ещё в школе на уроках русского языка все мы узнали, как многозначен и богат русский язык.И всё же мало кто пробовал заглянуть глубже в магию слов,найти значение глагола,междометия,приставки,или существительного,разобрать по буквам каждое слово,заглянуть в толковый словарь.Это,считается,лишь занятие для профессиональных филологов. Но,если человек решился вступить в глубокую реку сочинительства,то приходится поневоле "щупать" на вкус,значение,понятие каждого слова в сочинениях.И тогда открывается магия русского слова.Именно по такому пути пошёл поэт Сергей Арсёнов.
Надо сказать,на заре 20 века стихотворцы уже пытались экспериментировать с русским словом.Сергей Городецкий,Владимир Маяковский и многие другие увлекались словотворчеством,искали новые пути в поэзии,раскладывая строки в лесенки и геометрические фигуры,картинки.Это было занятно,интересно и уже стало классикой.Но зачем изобретать новое,когда мы ещё толком не знаем значения даже общеупотребительных слов?
Думаю,Сергею Арсёнову принадлежит честь открытия нового направления в стихотворчестве, где математика и физика,русский язык и другие далёкие от поэзии понятия стали предметом исследований в стихотворных строках и послужили поводом для открытий новых понятий и тайн.Эти стихи очень трудны для прочтения- так много информации,фантазии,ассоциаций заключено в каждом слове,каждой строке,что приходится останавливаться,ещё раз вчитываться и вместе с автором совершать открытия в МАГИИ СЛОВА.
Очень немногие знатоки стихов принимают и понимают эти строки- так сложны они с первого прочтения.Но,если оторваться от обыденности,вчитаться в строки его стихов,вдуматься, то можно тоже открыть алмазные,бриллиантовые кристаллы слов,грамматики русского языка.Совершите и вы,читатель, это открытие!
Владимир Плешаков. ПРОЗА.РУ
К истории псевдонима
АГЛОССЕР.
СЛОВО,как средство коммуникации появилось с незапамятных времён и своих феноменов открывает не сразу...Так,СЛОВО,может скрываться под разными "масками",такими как НЕВЕРНО понятое слова,ПРИДУМАННОЕ определение слова,НЕПОЛНОЕ определение слова,ЛОЖНОЕ определение слова,ОМОНИМЫ,НЕТОЧНОЕ определение слова,СИНОНИМЫ и некоторые другие виды.В конце концов любопытному читателю СЛОВО откроется в своём концептуальном аспекте.Правда,путь этот может проделать только терпеливый и целеустремлённый читатель,поскольку появление одного из вышеописанных вариантов слова привносят такие изменения как замешательство,порою головную боль,боль в глазах и т.д. Поэтому чтение этого сборника предполагает обязательное наличие словаря,хорошего толкового словаря.
Помнится,в детстве,кто-то из детей показал забавную игру со словами, когда при многократном повторении одного и того же слова появлялась боль в висках,пропадало понимание смысла слова. До сегодняшнего дня механизм этого феномена мне неизвестен.
Существует множество крылатых фраз,посвящённых СЛОВУ и научных трудов. Интересным на на мой взгляд описанием проникновения СЛОВ в Жизнь,а ЖИЗНИ в Слово является высказывание "человека знания" дона Хуана в бестселлерах Карлоса Кастанеды.Красной нитью здесь проходит мыль о восприятии с точки зрения толтекской познавательной традиции, где немало места уделено многозначной функции слова.В частности,это касалось так называемой линейности мышления.Это означало следующее: каждое произнесённое слово предполагало появление в уме человека ассоциаций,связанных с этим словом.Так,например, после произношения слова ВРЕМЯ могли появиться воспоминания о разных моделях и системах часов,их деталях,а также людей их носивших,витрин магазинов с часами и т.д. В силу увлечения поэзией и необходимости ясно воспроизводить читаемые тексты, где встречались непонятные слова,а также с целью собственных правок для создания подходящих рифм,удержания целостности содержания произведения,приходилось расширять собственный лексикон и знать значение слов.Я решил проследить так называемую линейность мышления из цепи слов и дать им определения. Каково же было моё недоумение,когда я остановился на первом слове и попробовал дать ему определение,а потом свериться со словарным толком.Результат был неутешительным. Я как и в детстве,столкнулся с физическими проявлениями непонятого слова,такими как рассеянность и "белыми пятнами", когда не удавалось восстановить прочитанную фразу или текст.Я понимал ограниченность своего словарного запаса и неспособности пройти к полной сути толка слова.Приходилось неоднократно обращаться к словарю,а чаще нескольким.Стало явным,что работа с дефинициями слова приводит к уже описанным состояниям иных явлений,таких как сонливость,зевота,раздражительность и феномену "белого пятна".Чтобы как-то приблизить читателя к пониманию этого состояния,опишу случай,рассказанный профессором кафедры неврологии, когда я находился на одной из специализаций по повышению врачебной квалификации.Этот случай произошёл в перестроечные 90-е годы .На приём пришёл человек с жалобами на головную боль.О причине её появления рассказать ничего конкретного не мог.Их у него на его взгляд не было.Стандартной процедурой обследования в то время при головных болях была рентгенография черепа. Ему её и провели.И,оказалось,что в основании его затылочной кости находилась...пуля.При повторном "дотошном" опросе удалось установить,что за несколько дней до обращения он был сильно пьян и упал в придорожный кювет.Отрезвев и проснувшись утром отметил наличия у себя головной боли,ощупал голову и обнаружил запёкшуюся кровь на затылке.Почесал, как говорится, голову,с тем и пошёл,и обратился за помощью позже,в связи с наличием непреходящей головной боли.Этот пример клинической амнезии* как нельзя лучше подходит к тому,что я испытывал при прочтении текстов с незнакомыми словами,явлениями "белого пятна",когда из памяти выпадает некоторая данность.Избегать подавленного состояния и феномена "белого пятна" ,когда ничего не можешь дать определения слову при сиюменутной необходимости ,мне помогало составление предложений со словом по всем из дефиниций.Однако,внутри дефиниций опять таки встречались непонятые слова, в связи с чем приходилось проходить новый круг уточнения определений.
Так появились стихотворения "Пуля в голове", "Читать", "Читать,версия-2", "Читать,версия-3", "Белые пятна", "Барьеры", "Вес звука" ,"Зависшие слова" ,"Задание", "Призраки" ,и ряд других. Мне захотелось узнать, что же всё-таки для меня, как человека, увлечённого поэзией означает слово СЛОВО . Словарь С.И. Ожегова даёт девять дефиниций! Прошло три долгих дня (по нескольку часов работы в день), пока я не дошёл до концептуального понимания для себя этого слова. Мне приходилось внутри дефиниций прояснять множество слов, которые приводили к дефинициям других слов .Итог оказался кратким: СЛЕПОК ЗВУКА ВО ВРЕМЕНИ.Я понял ,что ко встрече со словом нужно подходить,как советовал дон Хуан, как ко встрече с неизвестным . Я осознал тоже, о чём дон Хуан говорил Карлосу Кастанеде, что (воспроизведено по памяти):"... быть самонадеянным перед любым словом просто непростительно легкомысленно…".Достаточно было взять любое...Моя уверенность в том, что я знаю СЛОВО уменьшалась пропорционально моему любопытству.И,далее,почти буквально:".. У слова есть свойство дать ощущение осведомлённости о нём, пока не обернёшься к нему ,чтобы через него взглянуть на мир…" С достаточной уверенностью могу сказать, что именно это настораживающее напутствие постоянно присутствует в моей творческой работе. Достаточно привести хотя бы один пример. Так,стихотворение "КРИТИКА. Версия-5" начинается так:
Хороший,точный интеллект
способен видеть ВСЁ и СРАЗУ...
Наверное,для привычного прочтения предпочтительней было бы дать другие качества интеллекту,такие как мощный,острый и т.д.Но, концептуальное значение слова ХОРОШИЙ - это приносящий пользу. А это меняет многое,поскольку, мощный и острый интеллект может быть,например,разрушительным.
Так появилась мысль создать псевдоним АГЛОССЕР. В словаре Ефремовой Т.Ф. ГЛОССА-объяснение непонятого слова или выражения, помещённое на полях или в самом древнем тексте средневековых рукописей. Частица «А» показывает нежелание принять за убеждённость свою осведомлённость о слове. Кратко, АГЛОССЕР: находящийся за обыденным, привычным пониманием слова. Дальнейшая работа со словом привела меня к мысли о создании таких разделов, как филологическая лирика, физическая лирика,и наконец,лексическая лирика.Поэтические сборники "ФИЗИЧЕСКАЯ ЛИРИКА" и ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ" лирика выпущены в издательстве портала СТИХИ.РУ.
*АМНЕЗИЯ ( от a – отрицательная приставка и греческое mneme- память, воспоминание),отсутствие воспоминаний или неполное воспоминание о событиях и переживаниях определённого периода.
Значение слова по Ефремовой.
Значение слова АМНЕЗИЯ.
по Психологическому словарю- утрата способности сохранять в памяти вновь поступающую информацию.
Концепт есть у всякого слова, и у всякого слова может найтись множество сюжетов в силу индивидуальных предпочтений. Насколько это удалось автору- судить читателю. Прежде,чем каждый перевернёт страницу, хотелось бы предложить зарифмованные описания некоторых проявлений непонятого слова, поскольку,если это всё таки захочется сделать, необходимо об этом знать и иметь под рукой какой- либо из хороших толковых словарей.Также,хочу отметить, что во всех работах ,слова,которые являются взятыми в основу,выделены крупным шрифтом;слова синомоничного ряда могут начинаться с заглавной буквы.Некоторые стихотворения, такое как междометие НУ, может быть не воспроизведена сразу не так,как видится автору,поскольку там часто встречаются слова,которые определяют дефиниции,но не выделены как нуждающиеся в прояснении.
Автор надеется,что такое направлении как ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЛИРИКА может найти своих читателей,а возможно и последователей, поскольку любое слово может дать множество сюжетов,преломленных личными творческими способностями.
Хочется надеяться, что такое направление как ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЛИРИКА будет воспринята с пониманием и,возможно,найдёт своих продолжателей; у СЛОВА ещё осталось великое множество неопознанных "лиц",достаточно только открыть Словарь.
БЕЛЫЕ ПЯТНА...
Чем отвечает организм
на залежи неясных слов,
когда не знаешь механизм
их прояснения,с основ?..
Зевота,сон,усталость,гнев -
из "смысла" от неясных слов.
И понял я,что отупел
за множество своих годов.
24.03.2014
ВЕС ЗВУКА
Слова сдавили мне виски:
не понимал что мне не ново,
и текст уже невыносим,
и хочется уйти на отдых...
Слова без ясности- тюрьма:
ограничение суждений
по факту чтения. Пора
вписать одно из откровений:
вес звука давит мне виски:
сейчас я знаю,слово ВЕСИТ.
Как звук бывает колосист!
С него слетают зёрна песен!
01.01.2013.
ЗАДАНИЕ
ЗАДАНИЕ несло усталость,
и понималось всё с трудом,
за чтением не-умность кралась,
тяжёлым становился лоб.
Заканчивал порою класс
зубрёжкой нудной и примерной,
я раздражался, и из глаз
текла слеза, из разных- первой...
25.09.2013.
ЗАВИСШИЕ СЛОВА
Достаточно я книг читал.
Но,сколько слов там незнакомых...
Вопрос всё время возникал:
могло ЧТО значить то-то слово?
А словари то не при мне.
И,пустота в уме зависла,
и,расплылась по книге всей.
Не уловил я тексте смысла...
В уме "ЗАВИСШИХ" много слов,
есть непонятные,как эти:
что значит "тумба",что "комод",
что "тумбочка"? И нет ответа...
17.11.2013.
БАРЬЕРЫ...
Вдруг мир бы показался странным,
когда б знакомые слова
здесь стали словом иностранным...
Ох,закружилась б голова...
Я б даже в метре от соседа
не понял, ЧТО он говорит.
Не все словарь даёт ответы...
Без слов и мир к уму закрыт.
23.08.2013.
ЭТО
Порою трудно распознать,
когда смотрю перед собою:
ЧТО вижу...
ЭТО-
как назвать...
Нет ясности.Я хмурю брови...
А нужно-то: лишь УДЕРЖАТЬ
(НЕ ОТПУСКАТЬ)ТОГО,ЧТО в книге,
и, ВСЁ ПЛОТНЕЙ ОСОЗНАВАТЬ
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ
на
СТЫКАХ!.
25.08.2013.
ЧЕРЕДА
Я чувствую,сейчас тесню
мне незнакомые пространства...
Слова,
что только прояснил-
разбили
силу
гравитаций...
Я- расширяюсь...Вот предел...
Во что-то тайное уткнулся...
Там всё темно и ум тупел...
Я в слове новом не проснулся...
12.10.2013.
ПРИЗРАКИ
Слова как призраки витают
в моём потрёпанном уме.
Определений им не знаю,
и ощущаю ад в себе...
И только прочитаю в книге
состаы толка ,как они
плетут уже свои интриги
с сознанием,и тело спит...
Я раздражаюсь, и не просто...
Когда не знаю,ЧТО оно.
Подальше словари забросил.
Чья поступь за моим умом?...
Там слово бродит,словно призрак.
Годами час оно свой ждёт...
Его б использовать,но смысла
его не знаю. Что гнетёт?..
Слова как призраки гуляют
в моём слабеющем уме.
Кто думает,что их он знает?...
Проверка- только в словаре.
25.11.2013.
Пуля в голове
НепОнятое слово,
как пуля в голове...
Зевота...Вялость...Сонный,
и скрытый к миру гнев...
А дальше- все страницы,
как "белое пятно":
размытые границы
о том,что прочтено.
Почти что был "отличник",
на память всё я "знал".
Признаться неприлично:
не всё я понимал.
Непонятое слово,
как пуля в голове...
Старо оно и ново!
Проверка- в словаре.
24.03.2014.
ОДНО И ТО ЖЕ
Чем меньше слов мне незнакомо-
способность возрастает ЗНАТЬ.
Мой ум не сцеплен словом ПОВОД.
Возможность есть передвигать
свои суждения и мысли
куда-то дальше,где ПРЕДЕЛ
не спотыкается,не виснет
на то что прежде я смотрел.
Смотрел...Как трудно оторваться
мне было от неясных слов.
Пространство стало разряжаться...
Понять могу чуть смысл стихов...
По-прежнему мне неизвестна
грамматика, с её основ.
Порою просто интересно
пожить без звуков, как оков.
Чем меньше слов мне незнакомо-
способность возрастает знать.
Слова и фразы, словно -овод.
Кусают часто. Мне б...поспать.
16.10.2013.
МЕЖДУ СЛОВОМ
ЧТО существует между словом,
и фактом для ума: признать!
Вдруг, стало ясно,ясность-новость:
СОГЛАСИЕ- перенимать.
Я ПЕРЕНЯЛ слова! Как мало
усвоил их...А точный смысл?..
Словарь листаю неустанно,
но мир как будто бы застыл.
Застыл и отвердел. В основе!
Как дефиниции сложны!
Грамматика тверда на пробу.
Я стиснут,сжат...И как я жил?..
06.09.2014.
КАК ИНОСТРАНЕЦ
Сегодня я, как иностранец
среди знакомых русских слов...
"Знакомых", будто...Как-то странно,
что смысл их истинный заглох...
Заглох...Я верил:точно знаю
их смысл,значение! Но,вот,
как иностранец,вспоминаю
определения у строк.
У строк словарных! Вот волшебник,
волшебник ясности ума!
Все дефиниции проверив,
я- сомневался...Познавал.
06.09.2014.
ЗАМЕНА
Какую клейковину
хочу найти в словах,
когда их смысл растянут
без знаний словаря?...
Когда не ясно слово,
когда оно- пятно,
то,белое,что снова
вернёт меня в пролог?...
И эта "клейковина" -
замена слов умом,
которыми учился
"умна" - за словарём...
03.09.2013.
Приятного прочтения.
С уважением автор.
Свидетельство о публикации №114082608160
за не прош енн ое...
да, краткость о предел ений - ди fee цито (=двойная плата за простоту)
пре красная грациозная гимнастика ума
Татьяна Королёва-Манько 23.02.2015 22:50 Заявить о нарушении
Аглоссер 24.02.2015 06:57 Заявить о нарушении