Познание
Знание необходимо субъективно, ибо познает всегда субъект. Так что любые оценки познания сводятся к вопросу о субъекте знания. Кто он? Каков он…? Чего хочет? Насколько мы доверяем ему…?
С кем из знающих готовы мы согласиться, чтобы образовать «общественное мнение»…?
Кому из них столь слепо верим, что в нашем с ним общении возникает «авторитетное суждение»?
И, если «объективное» значит общественно признанное, тогда «всякое объективистское познание содержит в себе субъектное притязание на легитимное доминирование» (П. Бурдье).
Таково и "притязание теоретика на абсолютную точку зрения, «ортогональную любой перспективе». Оно содержит в себе требование основанной на разуме власти над простыми частными лицами, которые обречены на заблуждение из-за политической узости их частных точек зрения"
(П. Бурдье).
Зачастую под «объективностью» понимаем субъективную незаинтересованность. Но разве незаинтересованность может служить основанием поиска истины?
Так «Будем-ка лучше, господа философы, держать впредь ухо востро перед опасными старыми бреднями понятий, полагавшими "чистый, безвольный, безболезненный, безвременный субъект познания" ….; что требуется в них всегда, так это мыслить глаз, который ничуть не может быть помыслен: глаз, который должен быть начисто лишен взгляда и в котором должны быть парализованы, должны отсутствовать активные и интерпретирующие силы, только и делающие зрение узрением».
(Фр. Ницше. К генеалогии морали)
Свидетельство о публикации №114082607710