Афористика. Аристотель

«ПОЭТИКА. РИТОРИКА»:

1) …Так, как все подражатели подражают своим действующим лицам. («Поэтика», 2) - /об этом, в истории философической мысли, далеко не все говорят, да и вообще, можно сказать, что почти-что никто не говорит; большинство умов, при анализе феномена поэзии, начиная с Сократа, говорят о подражании Природе; однако, в сим смысле, поэт есть продукт той природы, которая есть природа подражания; - это, конечно же, и любопытно, и смешно, и страшно подчас, эти «настроения (моделируемой) Судьбы»; в конце концов, это – именно путь к постижению незаблуждённого своей собственной непостижимостью божества. – сост. М.Гюбрис/

2) Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определённый объём, подражание при помощи речи… (=, 6) [ и далее] …подражание не людям, но действию и жизни, счастью и злосчастью, что заключается в действии; и цель трагедии – изобразить действие, а не качество. (=, =)

3) Поэзия философичнее и серьёзнее истории: поэзия говорит более об общем, история – о единичном. (=, 9) - /Я бы сказал также, вослед и иным: - «В характерных для истории действиях, поэзия есть оной действительность.» – от сост. /

4) Поэту следует быть больше творцом фабул, чем метров. (=, =)

5) Перипетия, как сказано, есть перемена событий к противоположному. (=, 11)

6) Не следует изображать достойных людей переходящими от счастья к несчастью, так как это не страшно и не жалко, но отвратительно; ни порочных, переходящих от несчастью к счастью…; наконец, вполне негодный человек не должен впадать из счастья в несчастье, так как подобное стечение событий возбуждало бы человеколюбие…  (=, 13) - / вот, удивительная фабула, сама по себе, фабула и её тема: «Враг Трагедии или Человеколюбие» - сост.М.Гюбрис /

7) Хранимые преданием мифы нельзя разрушать,… но поэту должно и самому быть изобретателем и пользоваться преданием, как следует. (=, 14)

8) Поэзия есть удел человека одарённого или одержимого. (=, 17)

9) Буква есть неделимый звук, но не всякий, а такой, из которого может происходить осмысленное слово. (=, 20)

10) Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой. (=, 22)

11) Следует предпочитать невозможное, но вероятное – возможному, но маловероятному. (=, 24) - /всё это соединяется в целостном уме: ко всему вышесказанному, это опять-таки внутри языка, объявшего фабулу, этой же фабулой «перипетийствованного», и в котором новые фабулы всё более и более, и явственны и деловиты. – от сост./
_______________________________________________

12) Риторика – искусство, соответствующее диалектике. («Риторика», Кн.1, 1)

13) Демократия гибнет не только при чрезмерном ослаблении, но и при чрезмерном напряжении,  [подобно тому, как крючковатый и сплюснутый нос, при чрезмерной крючковатости и сплюснутости, принимает уже такую форму, которая не имеет даже вида носа.]  - (=, =, 4)

14) …дружба с хорошими людьми [christophilia] – (=, =, 5) - / начало греч. слова «хр^истос» - добрый человек; - от сост. /

15) Определим благо, как нечто такое, что желательно само по себе. (=, =, 6)

16) То, что хвалят враги и дурные люди, также благо. (=, =, =)

17) Демократия есть такая форма правления, где должности занимаются по жребию, олигархия – где это делается сообразно имуществу граждан, аристократия – где это делается сообразно воспитанию граждан. (=, =, 8) - / обычно, в спорах о третьей форме правления часто забывают про первоположенное сие определение. – от сост. /

18) …В деле наказания позорнее быть справедливо наказанным, чем понести наказание напрасно. (=, =, 9)

19) Доказательства надёжности или ненадёжности договора ничем не отличаются от рассуждения о свидетелях. (=, =, 15) - /очень справедливо: на паскуду достаточно один взгляд бросить, чтоб понять, что стоит правда его о другом. – от сост./

20) …Из хороших людей наибольшей любовью пользуются именно те, которые хороши в любви. (=, Кн.2, 4)

21) …Вообще говоря, страшно всё то, что возбуждает в нас сострадание, когда случается или должно случиться с людьми. (=, =, 5) …Быть смелым значит считать далёким всё страшное и близким всё, внушающее смелость. (=, =, 5)… Ужасное отлично от того, что возбуждает сострадание. (=, =, 8)… [и] …если страдания, [кажущиеся близкими, возбуждают сострадание, …] те, которые были десять тысяч лет назад или будут через десять тысяч лет… (=, =, 8)

22) Люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе, откуда и говорится: «Родня умеет завидовать». (=, =, 10)

23) Злонравие есть понимание всего в дурную сторону. (=, =, 13)

24) Старость пролагает дорогу трусости, ибо страх есть охлаждение. (=, =, =)

25) Если другие специалисты по какому-либо делу не ничтожны, то не ничтожны и философы. (=, =, 23)

26) Люди невоздержанные любят пользоваться телом не одного лица. (=, =, =) - /сюда так и просится короткий рассказ: «Лицо не одного тела»  - сост. М.Гюбрис/

27) Доказательство – от окончательного доказательства. (=, Кн.3, 13)

28) Что касается обвинения [diaboli – греч.] …(=, =, 15) - / Я особенно подчёркиваю сие, как исток происхождения слова «дьявол» в христианских, пост-эллинских языках; заметьте теперь, что слово «демон» [daimon] вполне соответствует понятию счастья [eudaimonia] , и это совсем другое, чем то, что полагает быть недоброй [anti-christos] «дьявольской» сути, заклятой по обвинению. – сост. М.Гюбрис/
      


Рецензии
Максимилиан, благодарю Вас за труд.

В деле наказания позорнее быть справедливо наказанным, чем понести наказание напрасно

Злонравие есть понимание всего в дурную сторону

Старость пролагает дорогу трусости, ибо страх есть охлаждение

Etcaetera

Мы выступали с Вами в салоне в Еропкинском переулке некогда и даже немного поговорили. Уже не помню о чём.

Желаю благополучия в этом лучшем из миров.

Галина Ларская   25.08.2014 19:09     Заявить о нарушении
В Еропкинском? Ну, и память у вас!)

Спасибо! Приятно получать рецензии от неглупого автора. (В лучшем из этих миров)Весьма рад, что заглядываете.

С уважением,

Максимилиан Гюбрис   25.08.2014 19:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.