Двухнедельное ревью 110. Обзор Михаила Замятина

         _______________  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10       —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15       —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.

Обозреватель: Михаил Замятин            http://www.stihi.ru/avtor/mlog


          _______________  ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО  _______________


Приветствую вас!
Приносите тексты, будем разбираться. 
Не бойтесь, ругаю только по просьбе автора, но тогда уж – откровенно и без обиняков.
Хвалю по собственному почину.

М.





Добрый день всем!

Простите, что отошел от своего принципа "ругать только по просьбе автора". Оказывается, дежурный просто должен что-то сказать о каждом стихе, тут уж пришлось быть откровенным, т.е. ругать без приглашения.
Мне понравилась атмосфера, авторы принимали мнения адекватно, пытались "покрутить" тексты. Я вообще не очень понимаю, когда автор "упирается", считает, что написанное им "вылито в граните". Всегда ведь можно попытаться что-то изменить, а также можно и вернуть прежний вариант - но уже с полной уверенностью в его правильности, уместности, "единственности"!

Я перечитал еще раз все присланные стихи и выбрал из них три наиболее понравившихся мне.

...смолк перезвон колокольный
призрачно будто во сне
словно Всевышний невольно
вспомнил о прошлой войне
кажется главное мимо
мимо отцовской избы
будто коснулась незримо
тень безымянной судьбы
в тихих цветах подоконник
тихий мерцающий пруд
в красный закат как в иконы
красные кони придут...

Виктор Коврижных

сдашь по описи всё после

сдашь по описи всё после
весь ненужный инвентарь
мерседес победоносно
уносивший жопу вдаль

две квартиры семь рубашек
непочатый полуштоф
странно вроде столько нажил
а не жалко ничего

разве только детский мячик
разноцветные бока
что навечно суки спрячут
чтоб он больше не скакал

Андрей Мартынов

Андрей Мартынов и Виктор Коврижный - это те пресловутые кони стихиры, которые борозды не испортят. :) Видно, что авторы сами умеют отсекать лишнее еще на этапе написания и в советах, собственно говоря, не нуждаются. Разве что во внимании, внимательном прочтении и откликах

годам пестреющим внимая,
почувствовал я зреньем слуха,
что краска может быть немая,
коль яркость не коснулась духа.

тогда лишь цвет в палитре ценен,
когда тепла в нём слышишь ноты.
в дуэте с бронзой предвесенней
о жизни льда на солнце пой ты.

Светоискатель

Тут есть все, что я люблю в стихе. Во-первых, четкое послание, оригинальная идея. Во-вторых, цельность - автор не бежит "мысью по древу", не затрагивает тысячи идей, не маскирует сотни "линков" на другие произведения, а бьет кучно, в одну цель - и попадает. И, наконец, в третьих - тут нет лишних слов, "воды", "костылей" для рифмы и размера. Поэтому и прощаешь некоторую тяжеловесность этих "коль", "тогда-когда" - недостатки эти меркнут в сравнении с поставленной и достигнутой целью.

Интересным мне показалось и стихотворение Игоря Брена, захватывающее драйвом и энергетикой, но я запутался в предложенных вариантах, поэтому не смог его здесь привести. Но вы легко найдете текст ниже.

Всем желаю успехов, крепкого здоровья и весёлых выходных. Спасибо вам за участие и за компанию!

ms


Рецензии
Добрый день всем!

Простите, что отошел от своего принципа "ругать только по просьбе автора". Оказывается, дежурный просто должен что-то сказать о каждом стихе, тут уж пришлось быть откровенным, т.е. ругать без приглашения.
Мне понравилась атмосфера, авторы принимали мнения адекватно, пытались "покрутить" тексты. Я вообще не очень понимаю, когда автор "упирается", считает, что написанное им "вылито в граните". Всегда ведь можно попытаться что-то изменить, а также можно и вернуть прежний вариант - но уже с полной уверенностью в его правильности, уместности, "единственности"!

Я перечитал еще раз все присланные стихи и выбрал из них три наиболее понравившихся мне.

...смолк перезвон колокольный
призрачно будто во сне
словно Всевышний невольно
вспомнил о прошлой войне
кажется главное мимо
мимо отцовской избы
будто коснулась незримо
тень безымянной судьбы
в тихих цветах подоконник
тихий мерцающий пруд
в красный закат как в иконы
красные кони придут...

Виктор Коврижных

сдашь по описи всё после

сдашь по описи всё после
весь ненужный инвентарь
мерседес победоносно
уносивший жопу вдаль

две квартиры семь рубашек
непочатый полуштоф
странно вроде столько нажил
а не жалко ничего

разве только детский мячик
разноцветные бока
что навечно суки спрячут
чтоб он больше не скакал

Андрей Мартынов

Андрей Мартынов и Виктор Коврижный - это те пресловутые кони стихиры, которые борозды не испортят. :) Видно, что авторы сами умеют отсекать лишнее еще на этапе написания и в советах, собственно говоря, не нуждаются. Разве что во внимании, внимательном прочтении и откликах

годам пестреющим внимая,
почувствовал я зреньем слуха,
что краска может быть немая,
коль яркость не коснулась духа.

тогда лишь цвет в палитре ценен,
когда тепла в нём слышишь ноты.
в дуэте с бронзой предвесенней
о жизни льда на солнце пой ты.

Светоискатель

Тут есть все, что я люблю в стихе. Во-первых, четкое послание, оригинальная идея. Во-вторых, цельность - автор не бежит "мысью по древу", не затрагивает тысячи идей, не маскирует сотни "линков" на другие произведения, а бьет кучно, в одну цель - и попадает. И, наконец, в третьих - тут нет лишних слов, "воды", "костылей" для рифмы и размера. Поэтому и прощаешь некоторую тяжеловесность этих "коль", "тогда-когда" - недостатки эти меркнут в сравнении с поставленной и достигнутой целью.

Интересным мне показалось и стихотворение Игоря Брена, захватывающее драйвом и энергетикой, но я запутался в предложенных вариантах, поэтому не смог его здесь привести. Но вы легко найдете текст ниже.

Всем желаю успехов, крепкого здоровья и весёлых выходных. Спасибо вам за участие и за компанию!

ms

Михаил Замятин   07.09.2014 16:25     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Михаил.
Как один из "пары гнедых", Вами отмеченных,
хочу поблагодарить Вас за столь лестную оценку )
Не скрою, приятно - не только "быть рысаками когда-то",
а и теперь молодых и резвых жеребчиков обскакивать )
Постараемся и дальше "борозды не портить" )
С уважением.

Андрей Мартынов Слово   07.09.2014 21:29   Заявить о нарушении
Присоединяюсь к Андрею - спасибо, Михаил!

Виктор Коврижных 2   08.09.2014 07:45   Заявить о нарушении
ну и я как третий не лишний благодарю Вас, Михаил, и поздравляю коллег!)

Светоискатель   08.09.2014 11:41   Заявить о нарушении
Я бы заметил "тихий мерцающий пруд
в красный закат как в иконы
красные кони придут..." уж ладно Петров-Водкин, но вовсе
хрестоматийный Есенин..."вот оно, глупое счастье, С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихо закат." Если автор так замыслил, пусть эпиграф тогда... Спасибо.

Михаил Микаэль   08.09.2014 12:45   Заявить о нарушении
Михаил, прежде всего - спасибо! Попавшим в шорт (и не только) - поздравления.
.
П.С. Всё-таки, насколько ревью бывает интереснее ( и полезнее) конкурсов.

Игорь Брен   08.09.2014 14:41   Заявить о нарушении
Михаил, спасибо, что отозвались. Но я позволю с Вами не согласиться. Метрика и присутствие в тексте красного заката ещё не повод говорить о прямой аналогии с Есениным. Даже опосредованной. Разные интонации и смысловые пласты. А красного заката можно сколь угодно найти в стихах известных и обычных стихотворцев.
По поводу Петрова-Водкина. Разумеется, мне знакома его картина. Но честно говорю, его "красный конь" даже не приходил мне на ум. Я видел своих коней на фоне заката. И они были красными. Световой или атмосферный эффект, когда независимо от масти кони становятся красными. Проверьте сами и убедитесь.

Виктор Коврижных 2   08.09.2014 15:30   Заявить о нарушении
Виктор, если бы кроме метрики, интонации и красного заката и смысл был бы одинаков - можно было бы говорить о полном подражании. А здесь я всего лишь обратил внимание на возникшую у меня связку... О конях. Автор может и не иметь ввиду каких-то ассоциаций, они прекрасно обитают в подсознании. Вы помните, я думаю, о гипнотических опытах описанных в одной книге - каменщика под гипнозом спросили о кирпичной кладке, сделанной пару десятков лет назад, а работал он долго и кирпичей уложил много. И этот мастеровой рассказал о трещинках на кирпичах и подробно описал где какой лежит... Все сошлось. Это первое. А второе - для многих крсные кони сознательно увяжутся с конями художника, отсюда с определенной идеологией и сферической перспективой... У меня такие вещи вызывают ощущение хаоса, но это вновь личное.

Михаил Микаэль   08.09.2014 16:57   Заявить о нарушении
Не смею возражать, Михаил.
Вне сомнения для многих красные кони непременно вызовут ассоциации с "Купанием красного коня".
Я лишь о личных ощущениях. Ибо была эта тишина и кони на фоне заката. Просто мгновенно - озноб по коже и понимание, что в закат уходит целая эпоха. Вот собственно вся мотивация. Только ощущения потери чего-то важного в нашей жизни.

Виктор Коврижных 2   08.09.2014 17:12   Заявить о нарушении
У меня вызвали :) восприятию не помешало.

Игорь Брен   08.09.2014 17:31   Заявить о нарушении
Видите ли, коллеги, мы здесь разбираем состояшиеся стихи, а всякая рабочая правка она полезна, но Пси - площадка не для этого. Именно поэтому я и стал говорить о тихотворении. Мы видим, что авторский взгляд одно, читательский - иное. А речь о финале стихотворения...

"в красный закат как в иконы
красные кони придут"...

При том понимании текста, о котором говорил (а очень многие воспримут "Красных коней" как воспоминание о картине), мы имеем расширение смысла, и уже не пейзаж, и не некое раздумье, но очень целеустремленное и энергичное свидетельство веры, перехода к ней тех, кто строил вовсе другое, атеистическое государство. Вот работа подсознания и она на Пси мне любопытна.

Михаил Микаэль   09.09.2014 10:29   Заявить о нарушении
Кстати, сама картина сложна, первый вариант 1912 год, вовсе не так однозначна. Можно почитать Викепедию, хотя бы... Говорят об иконописных ассоциациях в связи с полотном. А Есенин скорее сам вдохновлен был картиной.

"Картина настолько поражала современников своей монументальностью и судьбоносностью, что нашла отражение в творчестве многих мастеров кисти и слова. Так у Сергея Есенина родились строчки:

«Я теперь скупее стал в желаньях.
Жизнь моя! Иль ты приснилась мне!
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.»

Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с Блоковской «степной кобылицей». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века".

Таким образом, мы видим влияние Гоголя с его финалом "Мертвых душ". Все это переплетено в нас и отзывается в стихотворениях, то одно, то другое... Суть Пси в поглощенности читателя текстом, растворении в нем, а для этого необходимо "сродство подсознания", так я думаю, во всяком случае. А также богатство аллюзий, многослойность, что дает более обширные озможности такого "сродства".

Михаил Микаэль   09.09.2014 10:45   Заявить о нарушении
Согласен с Вами, Михаил, что красный конь - образ России социалистического времени. Мне выпало родиться и жить в эту эпоху. И поэтому память о прошлом уже прочно прописалась в подсознании. И невольно проступает, даже когда не думаешь о прошедшей эпохе. Видимо, и в этом случае она проступила и невольно сработала ассоциативная цепочка.
И сработала именно при стечении неких обстоятельств, можно сказать совершенно случайно: тишина после колокольного звона и кони на фоне заката. В других случаях подобное вряд ли возникнет ибо не заговорила память в подсознании и не было внешнего раздражителя.

Виктор Коврижных 2   09.09.2014 11:14   Заявить о нарушении
Да, так... Но мне показалось любопытным, то что Есенин использовал образ картины, а сам художник только предвидел, занимаясь, на самом деле, иконографией. Ее интерпретацией и пытаясь наполнить новыми мыслями...

Если посмотреть на «Чудо Георгия о змие» (икона, конец XIV века), то увидим, что цвета как бы "сошли с мест". На иконе красный фон и фрагмент одежды (в других случаях часто красное одеяние), и белый конь. У Петрова-Водкина красный конь и светлый мальчик... Есть и многое другое, но достаточно))

Михаил Микаэль   10.09.2014 18:46   Заявить о нарушении
Михаил, спаибо Вам огромное!

0чень надеемся ещё не раз с Вами повстречаться :)))

Аюна

Психоделика   10.09.2014 23:43   Заявить о нарушении
Миша, я тут уже. Приступаем :))

Психоделика   10.09.2014 23:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.