психоанализ революций

 


 
 


В данной статье я пытаюсь отыскать корни и начала социальных революций, в  бессмысленности и нелепости которых, я никогда не сомневался.    Никто не убедит меня в какой-то исторической необходимости гибели сотен тысяч людей, только потому, что революция   изначально порождается в сознании людей, а в дальнейшем материализуется в страшные разрушения и  сотни тысяч трупов.
Я убеждён, что люди должны (и могут) договариваться, а не убивать друг друга.
Революции возникают из-за искажённого восприятия себя, как личности, и окружающего мира, как данности. Поэтому я и озаглавил статью «Психоанализ революций, хотя сразу должен предупредить, что к фрейдовскому и юнгианскому психоанализу она никакого отношения не имеет. Да, я использую совсем ненаучную терминологию, чтобы не затемнять смысл, а принести ясность в разбираемом нами вопросе. Я выбрал житейский словарь: недовольство, неблагодарность, зависть, жадность, гордыню и обычное человеческое Эго, которое и является родителем всех этих искромётных человеческих качеств.
Вот и попытаемся разобраться, каким образом, эти почти постоянные свойства людского менталитета, позволяют людям объединиться против выдуманного врага, и начать убивать других, не согласных с ними. И здесь терминология приобретает главенствующую роль. Революция, справедливость, всеобщее равенство, национальное самосознание – термины, которые действуют завораживающе, особенно, когда к ним прилагают слоган «счастливое светлое будущее»
Давайте определимся с термином «революция». Что это такое? Революция – это государственный переворот со сменой существующей власти, переворот в сознании огромных масс людей, переворот социального устройства общества, страны, собственности.
По определению Ленина – революция наступает тогда, когда низы не хотят, а верхи не могут жить по старому
К каждой революции прилагается официальная разъяснительная записка: историческая необходимость, внешние влияния, реальная обстановка в стране. Ну, и список врагов доведших родину до ужасного состояния. Тем самым обосновывается необходимость и неотвратимость революции. О Великой Французской, о не менее Великой Октябрьской революциях написаны библиотеки книг, объясняющих гибель миллионов жертв революций революционной необходимостью.
Моя задача непомерно скромнее – отыскать семена революции в глубинах человеческого обыденного сознания. Что означает «не хотят жить по старому» - это значит, человек выражает недовольство собой, своей несостоявшейся жизнью, своим семейным, социальным и общественным статусом
Раньше я думал, что основа революции – это зависть. Зависть власть неимущих к власть имущим, бедных к богатым, дураков к умным и так далее. Но зависть существует столько же, сколько существует человечество. А революции, хотя и вспыхивают регулярно, но между ними всегда были более-менее длительные промежутки,   мы прожили 73 года при советской власти, и французы почти150 лет обходятся без революций. Зависть просто существует и её количество в прямой зависимости от числа носителей этого чувства , рядящегося под справедливость. Безусловно, зависть является одной из основных составляющих революции. Она рядится в одежды справедливости, и провозглашает робингудовский принцип – отнять всё у богатых и раздать бедным. У богатых действительно отбирают ,но отдают другим богатым, а не бедным.
А вот недовольство, имеет свойство накапливаться (кумулировать) на уровне каждого индивидуума, и это накопление, требует разрядки вовне, в виде ссор и конфликтов, тоски и отчаяния. Недовольство обладает свойствами магнитного поля, и очень скоро притягивает в свою сферу коллективное недовольство, о котором мы поговорим позже.
Я специально выбрал этот ненаучный термин – недовольство собой, потому что это чувство знакомо каждому, и каждый человек пережил его, как острое ощущение недовольства собой в какой-либо кризисной ситуации, или носит постоянно за собой, как тяжёлую ношу. Когда недовольство собой обращается вовнутрь и становится инструментом для исправления тех или иных собственных недостатков, честь ему и хвала – это мощный стимул личностного роста, путь к совершенству и духовному просветлению.
 И тогда, после проведенной трудной работе по самосовершенствованию, недовольство собой обращается в свою противоположность. Человек обретает внутреннюю гармонию, целостность, самодостаточность и самость. Он начинает жить в мире с самим собой и окружающим его миром, то есть приобретает подлинное смирение.
Что стоит за недовольством собой и миром? Это, прежде всего неумение любить себя. Мы, напрочь, забыли слова Христа «а вторая заповедь – возлюби ближнего своего, как самого себя», и мы очень стараемся возлюбить ближнего, так и не научившись любить себя.
Мы забыли, что Любовь – это искусство, мы так и не усвоили основные составляющие любви. Ведь в любви к другому (другой) совершенно обязательны такие компоненты любви, как приятие (полное, безоговорочное), понимание, уважение, дарение, забота, доверие и благодарность. Без этих составляющих любовь, страсть, которую пережил каждый из нас – вскоре перебраживает и скисает.
Но ведь и в любви к себе совершенно необходимы перечисленные ингредиенты плюс восприятие себя, как целостной личности.
Давайте рассмотрим по пунктам:
1. Приятие. Принимаю ли я себя таким, как есть или отвергаю в себе те части, что меня не устраивают, не заменив их на лучшие?
2. Понимание. Понимаю ли я свои мысли, страсти, эмоции и поступки? Руковожу ли я самим собой или мной управляет моё эго
3. Уважение. Проявляю ли я уважение к себе, как к личности?  Сохраняю ли я честь и достоинство в любых обстоятельствах своей жизни?
4. Дарение. Делаю ли я себе подарки ценные для меня: путешествия, духовные ценности, нужные вещи.
5. Забота. Забочусь ли я о своём здоровье физическом и душевном? Уделяю ли я время крепости своего физического тела, достижения душевной гармонии?
6. Доверие. Доверяю ли я своему выбору, умению, интуиции? Терзают ли меня сомнения относительно моих мыслей, ощущений, поступков? Доверяю ли я окружающим меня людям?
7. Прощение. Научился ли я прощать себе проступки, ошибки и неправильный выбор?
8. И всё же главной составляющей подлинной Любви к себе и к другим является благодарность. Формула безусловной Любви проста и безыскусна: «Спасибо за то, что ты есть». Спасибо Господу, Высшим силам за моё существование, за возможность любить другого человека.


Все составляющие любви к себе обязательны, иначе может появиться куцая, облезлая любовь, которая выльется в недовольство собой.
Наше недовольство собой, своим внутренним миром, своей внешней жизнью – из года в год накапливается, растёт и в конце концов порождает сакраментальный вопрос «Кто виноват»? Кто виноват в моей нищенской, убогой и неинтересной жизни? Кто виноват в моих бедах и несчастьях, никчемности и болезнях? На индивидуальном уровне поиск врагов непродолжителен. Есть стандартный набор: родители, муж (жена), начальство, недоброжелатели, завистники, и изредка, когда поиск не увенчался успехом – злая судьба, стечение роковых обстоятельствах, карма. Заметьте, в очень редких случаях человек правильно отвечает на вопрос «Кто главный враг человека»? А ведь правильный ответ: «это я сам».
Недовольство собой, неудовлетворённость собственным бытиём создаёт магнитное поле, в сферу которого притягиваются по аналогии нытики, неудачники и недовольные всем и вся личности. Проецирование собственного недовольства на ближних, начальство и недоброжелателей – неконструктивно и бессмысленно. Недовольство требует перемен. Но не в наших силах изменить не только ворчливую жену, но и требовательного начальника. Мы ни за что не хотим признать, что   мы можем изменить только самого себя, своё отношение к себе и к миру. Наши требования, как плакаты демонстрантов выставлены снаружи. Тогда как ими нужно обклеить стены своего внутреннего мира. «Долой», должно относиться только к собственному внутреннему содержанию. Долой лень, долой нежелание учиться, долой вредные привычки, долой конфликтность и неумение жить в социуме, долой тягу к халяве, долой зависть и жадность.
А теперь снова вернёмся в свой внутренний мир, обклеенный лозунгами «Долой», и поищем  подлинного врага обрёкшего нас на недовольство, брюзжание, нытьё и уныние.
Вот оно, в самом центре на самодельном троне, самодовольно озирающее своё хозяйство. Знакомьтесь – это ваше Эго. Как же это случилось, что моими мыслями, моими эмоциями, моим отношением к окружающей действительности – владеет и управляет Эго, которое изначально является иллюзией, неполно заполненной анкетой, негодным инструментом самопознания. Вот Иванов Иван Иванович 30ти лет, сельский учитель, женат, двое детей. Вы увидели этого человека, что-либо узнали о нём.
Эго – конструкция ума. Но оно приватизировало мой ум, мои эмоции, мои знания и умения, потому что я когда-то поверил, что я есть мой ум и отождествил себя с ним. А потом эго прихватило всё, что мне принадлежит, и стало управлять моей жизнью. Как всё это происходит, я подробно описал в своей книге «Маски судьбы». Отмечу только, что основными принципами и чертами Эго являются понятия «моё», «хочу» и «могу». При этом «могу» относится не к умениям, а к могуществу и власти.
Понаблюдайте за маленькими детьми, носящимися с криками по двору. Сколько радости, энергии, подлинного переживания  - они излучают. Да, в своих играх они могут расплакаться, разгневаться и рассориться. Но всё это мгновенно, мимолётно, как прыжки солнечного зайчика. Откуда столько радости, счастья, доброжелательности? Их эго пока совсем крохотное. Оно ещё не научило ребенка быть недовольным собой. Оно ещё не  включило программы зависти, жадности и гордыни. Маленький ребёнок самодостаточен. Он радуется и познаёт окружающий мир. Он счастлив оттого, что у него есть мама, папа, бабушка, дедушка, игрушки и собачка Тобик. Маленькие дети изначально совершенные существа. Ребёнок может проявлять недовольство, когда он голоден, хочет спать, хочет мороженого или яркую игрушку, но у него нет недовольства собой.
Недовольство собой вколачивается эгоистичными родителями (ребёнок не соответствует их ожиданиям), а в дальнейшем собственным разрастающимся Эго. Это оно непрерывно талдычит: «ты достоин лучшего», «тебе не додали», «к тебе несправедливо относятся». А вместе с дитём подрастает его гордыня, и зависть, и жадность. Как хочется иметь всё и ни за что не платить. Приложить усилия по минимуму, а получить по максимуму. Как хочется юной девушке принца, а юноше внезапной славы и богатства.
С развитием  сознания и самопознания появляются мысли о несовершенстве: «Ах, зачем эти дурацкие веснушки», «А Борька отличник, а я никак в хорошисты не выбьюсь», «У Витьки уже чёрный пояс по дзюдо, а я не могу обидчику дать сдачи». Дай Бог этим детям мудрых родителей и воспитателей, а не тех которые твердят, что из тебя ничего путного не выйдет.
В данной статье, я не буду раскрывать все обстоятельства и условия для развития недовольства собой. Взлёты и падения, достижения и неудачи, восторги и разочарования – делают наш мир красочным и радостным или серым и неуютным. А иногда страшным. Тем или иным отношением и восприятием мира - мы творим его сами. Но при глобальном недовольстве собой у нас только два выхода. Первый – уйти из этого мира, как совершенно неприемлемого для нас, и второй – преобразовать его таким образом, чтобы жить счастливо и полноценно в этом мире.
И каждый раз мы совершаем одну и ту же ошибку. Мы наивно верим, что в наших силах изменить существующие обстоятельства, разгрести, свалившиеся на нас проблемы, изменить, создавшиеся ситуации. И горько плачем и страдаем от собственной беспомощности, и недовольство собой отправляем на поиски явных и скрытых врагов.
 Ведь мы предприняли всё для изменения внешнего мира – меняли место жительства, профессию, работу, жён, друзей и приятелей, увлечения и хобби, а мир всё равно не захотел меняться.  Потому что в иных обстоятельствах, в новом окружении мы остаёмся со своими прежними убеждениями, ценностями и привычками. Мы всюду несём недовольство собой и проецируем его на внешний мир. Мы очень поздно догадываемся – для того, чтобы изменить мир нужно изменить самого себя. Только тогда, когда мы достигаем внутреннего совершенства, мы постигаем совершенство окружающего нас мира. Внешний мир – это только проекция, отражение нашего внутреннего мира. Мир совершенен – не совершенно наше восприятие его. Несовершенно и искажено наше отношение к миру, и ко всему, что мы воспринимаем.
И ещё. Тот мир, в котором я живу  – создан мной самим. Каждый из нас создаёт свой мир, выбирая местожительства, профессию, семью, увлечения и ещё массу  составляющих. И существует огромный внешний мир, с которым мы живём в гармонии или в конфликте, который может обрушить на нас все блага или все беды и несчастья. К сожалению, мы все являемся участниками и соучастниками происходящих в мире событий. Я здесь приведу стихотворение из Интернета, которое дало мне ясное понимание, происходящего с нами, хотя казалось мне, что я никаким боком к этому непричастен.

Дед, это я виновата. Это моя вина.
Был на 9-е мая только глоток вина.
Вечно спешила куда-то, ехала на шашлыки,
Дед, мы войну забыли, жили, как дураки.

Дед, это я виновата, Некого обличать.
Я про фашизм забыла детям своим кричать,
Кланяться ветеранам Светлой Победы той
И поминать их в храмах перед иконой святой.

Дед, это я виновата - не закрывала дверей
Тем, кто травил в Украине байки про москалей.
Морщилась, но молчала. Я не звенела в набат,
Каждому не кричала, что славянин мне брат.

Дед, это я виновата в том, что при власти ворье.
В том, что из схронов вышло неонацистов зверье.
Я затыкала уши. Взглядом блуждала окрест.
Я была равнодушна. Время идти на крест.

Дед, я к тебе за прощеньем. Знаю, ты на Небесах.
Буду жива - в День Победы стану в молитве в слезах.
Внукам своим не устану Правды слова нести.
Против фашизма я встала. Дед, если что - прости...

Ирина Вязовая. Днепропетровск.
Вот такое стихотворение. Ошеломляющая честность и покаяние.
А мы попадаем в коллективное недовольство собой, перекликаемся вместе с ним, проецируем вовне в поисках врагов и недоброжелателей, отзеркаливаем собственные недостатки и пороки.
 И первым полигоном испытаний оказывается вновь созданная семья – изначальный маленький коллектив, в котором отрабатываются программы недовольства собой и миром.
Вспомните, вы полюбили свою единственную (единственного), сыграли свадьбу, и начали совместную жизнь, переполненную счастьем. Как обычно, спустя какое-то время, начинаются ссоры, конфликты и взаимные обиды. Начинается проецирование и перенос недовольства собой на свою (ещё вчера любимую) половинку. Поскольку в себя мы не заглядываем – мы не замечаем, что всякий раз, обвиняя своего любимого – мы стоим перед зеркалом. Наше негодование направлено вовне – оно исказило не только разгневанное лицо, оно совершенно неадекватно воспринимает человека, которого мы ещё вчера называли любимым (любимой).
  Повторяющиеся конфликты, борьба за первенство, попытки изменить другого, а не себя – наращивают недовольство друг другом и собой. Накапливаются обиды, неприятие, непонимание и отторжение, и семейная жизнь   катится под уклон, как разбитая таратайка, вихляющая всеми колёсами. Недовольство, обиды, взаимные упрёки накапливаются, и, в конце концов, всё это разрешается революцией, то есть разводом. И здесь, как и в социальных революциях, не обходится без вмешательства внешних сил. Когда заряд взаимной ненависти становится достаточно большим, в дело вступают поджигатели революции. К семейным переворотам могут подстрекать свекровь, тёща, любовник или любовница, лучшая подруга, заботливые друзья. Да это и не имеет значения. Если ружьё заряжено обязательно найдётся любитель нажать на курок.
Я не оговорился, когда назвал семейный развод революцией. Это полный крах государственной ячейки (ведь семья ячейка государства): и передел имущества, и брошенный народ (дети), и новое социальное устройство для каждого члена семьи.
Недовольство может обладать  зарядом разрушительной силы, накопленным за десятилетия семейной жизни, а может оказаться пустяковым пистоном, разрушающим брак через месяц из-за какого-нибудь пустяка. Главная причина всегда одна – внутреннее недовольство собой, спроецированное на свою половинку.
А теперь вернёмся к коллективному недовольству. Чтобы выразить своё восхищение, люди ходят в театры, концертные залы, на стадионы. Чтобы выразить своё недовольство, люди приходят на митинги, участвуют в массовых шествиях. Каждый из митингующих несёт внутри мощный заряд недовольства собой, своей неустроенной жизнью, низким социальным уровнем. У каждого своё собственное недовольство: начальством, неудачным бизнесом, плохим здоровьем и женой-стервой. В толпе все эти недовольные разрознены, и недовольство их непродуктивно. И вот тогда появляется лидер, который громогласно объявляет: вот, кто ваш общий  враг вот, тот, кто принёс вам несчастья, именно он (они) виноват во всех ваших бедах. И уже неважно, кто это враг: президент, плохое правительство, инородцы. Главный виновник обозначен – есть на кого обрушить тысячекратно умноженное недовольство, превратившееся в агрессию и ненависть.
Основной принцип революции – недовольство народа должно быть направлено на конкретного врага, и тогда этой силой, этой агрессией легко руководить и управлять. Если волна ненависти опадает (враг умер или сбежал), необходимо найти нового врага, и направить на него народный гнев. В процессе революции объект ненависти может меняться не один раз, и, в конце концов, толпа забывает, с чего весь сыр-бор разгорелся.
Недовольство собой, выплеснувшееся наружу, напоминает вирусную эпидемию, которая поражает в первую очередь массовое сознание. Эпидемия распространяется с огромной скоростью, и, как компьютерный вирус уничтожает все нормальные программы человеческого мозга. И в первую очередь одну из самых древних – десять библейских заповедей. Не убий, не лги, не предавай, не укради, не прелюбодействуй, чти отца и мать своих… Включается единственная вирусная программа – поиск врага, которая разрушает все устои общечеловеческой морали. Брат идёт на брата, мать проклинает сына, отец убивает своих детей.
Разражается гражданская война, как продолжение, так славно начавшейся революции. Правитель сбежал. Власть подхватили близстоящие, а чтобы укрепить её - обильно поливают людской кровью.
Какие уроки несёт революция? Какой страшный учебник, написанный кровью невинно погибших, и обезумевших в братоубийственной бойне людей. Чему он научит нас, оставшихся в живых? Что извлекут из этих кровавых страниц наши дети и внуки? Ненависть, чувство вины и стыда, горькое разочарование? Но это зёрна будущих революций и переворотов. Нет, наша задача вернуться к ясности сознания. К пониманию гибельных причин произошедшего. Необходимо каждому заглянуть в себя и найти ту часть ответственности за всё случившееся.
Да, мы ответственны перед своими детьми и будущими поколениями. Мы должны воспитать в них другое сознание, другое мировоззрение. И первое, чему мы должны обучить их – это благодарность. Благодарность за жизнь, которую они получили, как бесценный дар, благодарность за всё, что у них есть, благодарность за мир на Земле.
2. Мы должны учить их ответственности за свою внешнюю жизнь, за свой внутренний мир.
3. Мы должны рассказать им, что недовольство собой – это путь к совершенству, а не поиск врагов и виновных в их ошибках и проступках.
4. Мы должны воспитать в них уважение к себе равное уважению к другим.
5.Мы обязаны разъяснить им, что смирение – это умение жить в мире с самим собой и окружающей реальностью.
6. Нам необходимо научить детей состраданию ко всему живому. Боль каждого живого существа – это и твоя боль.
7. Мы не должны учить детей любви. Мы должны сами стать излучателями любви и сострадания. 
 


Рецензии