Ночь
Пеплом стынет кострище заката.
Солнце тихо сошло на покой,
За бескрайние дали куда-то…
Затихает сумятица дня.
В тишине растворяются звуки.
Ночь глядит с высоты на меня,
Простирая прозрачные руки…
Распахнув настежь створки окна,
Я впущу долгожданную гостью.
И отхлынет сомнений волна,
Что за день перемыла все кости…
Свет луны озарит мой чертог,
А бродяга безудержный ветер,
Что ворвется, как буйный поток,
Напоит ароматом соцветий.
Отогнав всё постылое прочь,
Окунусь с головою, как в воду,
В необъятно безбрежную ночь,
Потеряв и найдя вновь свободу!
Околдован мир музыкой снов
Под просторами звездного луга.
Нам не надо ни знаков, ни слов,
Мы и так понимаем друг друга…
Свидетельство о публикации №114081905439
Уже в первых строках читатель погружается в плавный переход от дня к ночи:
«Ночь окутала мир темнотой.
Пеплом стынет кострище заката».
Эти строки создают визуально сильный образ: закат, словно погасший костёр, оставляет после себя лишь тлеющие угли. Здесь ночь не просто сменяет день, а берёт верх, вступая в свои права.
Основной мотив стихотворения — умиротворение, сопровождаемое мягким уходом дневных забот и тревог.
«Затихает сумятица дня.
В тишине растворяются звуки» —
эти строки звучат как колыбельная, постепенно убаюкивающая мир и героя лирического повествования. Интересен образ ночи, протягивающей «прозрачные руки»: он придаёт стихотворению легкую мистическую нотку, делая ночь не только временем суток, но и чем-то одушевлённым, живым.
Во второй части стихотворения на первый план выходит личное переживание героя. Встретив ночь, он открывает перед ней окно и позволяет ей войти:
«Я впущу долгожданную гостью.
И отхлынет сомнений волна».
Здесь ночь выступает как спасение, как избавление от тяжёлых мыслей, накопленных за день. Её тишина приносит покой, а свет луны и свежий ветер — очищение и обновление.
Образ ветра, ворвавшегося «как буйный поток», оживляет картину ночи, добавляя ей динамичности. Он несёт аромат цветов, что создаёт почти физическое ощущение свежести, свободы и природной гармонии. В последующих строках ночь становится не просто явлением природы, но и метафорой духовного освобождения:
«Окунусь с головою, как в воду,
В необъятно безбрежную ночь,
Потеряв и найдя вновь свободу».
Этот момент в стихотворении — кульминационный, подчёркивающий идею перерождения и очищения души.
Заключительная строфа закрепляет тему глубокой связи человека с ночным миром. «Околдован мир музыкой снов
Под просторами звездного луга» — здесь ночь представляется не пустотой, а наполненным смыслом пространством, где царят гармония и тайна. Завершающие строки:
«Нам не надо ни знаков, ни слов,
Мы и так понимаем друг друга…»
подводят к мысли о безмолвном, интуитивном единении с ночью, в которой скрыто всё, что не требует объяснений.
Форма стихотворения подчёркивает его мягкое, убаюкивающее звучание. Четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой создаёт плавный ритм, а чередование длинных и коротких строк добавляет тексту музыкальности. Автор избегает чрезмерной экспрессии, сохраняя размеренность и гармонию в звучании.
В целом, "Ночь" — это глубокое и выразительное произведение, в котором простота формы сочетается с многослойной образностью. Стихотворение оставляет послевкусие лёгкой меланхолии и умиротворения, предлагая читателю не просто наблюдать за ночью, но и почувствовать её, слиться с ней, пережить её тишину и покой как нечто личное и значимое.
Ангарский 31.03.2025 00:56 Заявить о нарушении
Дмитрий Степанов 3 01.04.2025 12:34 Заявить о нарушении