Как Лем не понят был Тарковским...
о вышедшем на экраны в 1972 г. фильме
"Солярис" Андрея Тарковского.
Из книги "S.Beres'. Rozmowy ze Stanislawem
Lemem"(Krakow, WL, 1987, s.133-135):
"К этой экранизации я имею очень принципиальные
претензии. Во-первых, мне бы хотелось увидеть
планету Солярис, но, к сожалению, режиссер лишил
меня этой возможности, так как снял камерный фильм.
А во-вторых (и это я сказал Тарковскому во время
одной из ссор), он снял совсем не "Солярис", а
"Преступление и наказание".
С рожденья мы спешим на встречу
с своим желаньем потаенным.
Один к лесам вечнозеленым,
другой к познанью истин вечных.
Один к морям и океанам,
другой в пустыню без колодцев.
Один уходит от вопросов,
другой их ищет в разных странах.
Один паломник правоверный,
другой стяжатель наслаждений.
Один жене до гроба верен,
другому баба хуже скверны.
Нас единит лишь факт рожденья,
но разнят векторы желаний.
Это обыденно и странно,
но жажда жаждет утоленья.
И страстная мечта о вечной,
посмертной грамоте на счастье,
толкает на ошибки чаще,
чем плоти огненные встречи.
Куда идем, к каким просторам,
в бескрайний мир иль в тень Эдема,
кто нас ведет, Творец иль демон,
с кем соглашаемся, с кем спорим?
Как Лем не понят был Тарковским,
так ближнему не внемлет ближний,
хоть жил он или просто выжил,
созревшее все к сроку косят.
Тому ж, кто все земное ценит,
жнивьем быть страшно в этой жатве,
а взмах кадила многократный
ничьих сомнений не развеет.
И в поминальном списке имя
не даст свиную отбивную.
Ну а пропевшим аллилуйю,
не избежать, увы, унынья.
Один лишь путь для нас всех верен,
он дан нам Кантом, Циолковским.
В безверье суета уносит,
А получать будем по вере...
2010 г.
На картинке цитата самого знаменитого
львовянина Станислава Лема.
Свидетельство о публикации №114081808106
Поэма Александра Гранова «Как Лем не понят был
Тарковским...» представляет собой глубокое
размышление о человеческой природе, желаниях и
поисках смысла жизни, основанное на известной
критике Станислава Лема к экранизации его
произведения «Солярис» Андреем Тарковским.
В ней автор удачно вплетает философские и
литературные аллюзии, создавая многослойное
полотно, которое поднимает важные вопросы о
восприятии искусства и человеческих
стремлениях.
С первых строк Гранов погружает читателя в
атмосферу противоречий и внутренних конфликтов.
Он противопоставляет различные пути и желания
людей, подчеркивая, что, несмотря на общее
рождение, каждый индивидуум стремится к своим
целям. Образы паломника и стяжателя, верного
мужа и изменника служат метафорами разнообразия
человеческих жизней и стремлений, демонстрируя,
как различия в желаниях могут приводить к
непониманию и конфликтам, подобно тому, как
Лем не смог найти общего языка с Тарковским.
Поэма наполнена философскими размышлениями о
смысле и цели жизни.
Автор задает вопросы о том, куда ведет нас наш
путь, с кем мы соглашаемся и спорим, кто
является нашим проводником — Творец или демон.
Эти риторические вопросы добавляют глубину и
заставляют читателя задуматься о собственных
жизненных выборах и внутреннем мире.
Интересно, что Гранов использует образ жатвы,
чтобы подчеркнуть неизбежность ошибок и страданий.
«Жнивьем быть страшно в этой жатве» — эта строка
вызывает мощный образ, который заставляет
задуматься о цене человеческих стремлений и о том,
как часто они приводят к разочарованию.
Здесь же автор возвращается к теме веры, подчеркивая,
что лишь один путь является истинным, и предлагает
обратиться к идеям Канта и Циолковского, которые
символизируют разум и стремление к познанию.
В заключение, поэма «Как Лем не понят был Тарковским...» —
это не просто размышление о литературе и кино, но и
глубокая метафора человеческой жизни, наполненная
философскими исканиями и личными переживаниями.
Гранов удачно сочетает личное и универсальное,
воспроизводя вечные вопросы о смысле, вере и человеческих
отношениях.
Эта работа будет резонировать с читателями, которые
ищут ответы на сложные вопросы бытия и стремятся понять,
в каком направлении движется их собственный путь.
Александр Гранов 12.08.2024 09:26 Заявить о нарушении