Веруя в себя. Короткий рассказ 49
Пришло время поступать в институт. Ехать надо было в Петербург, радостная и счастливая, окрылённая мечтой полетела она навстречу своей мечте. Но увы! конкурс в Суриковское художественное училище оказался таким огромным, что талантливой девочке не удалось стать студенткой вуза. Она поступала ещё пять раз! Отношения в семье были накалены до предела. Младшая сестра уже заканчивала университет, а старшая мытарилась и мытарилась, вынашивая в сердце и пестуя свою мечту. Однажды не выдержав напора родительских наставлений, она сбежала из дома и уехала в Питер к тёте Жанне, та приютила беглянку и сообщила родителям, чтобы напрасно не беспокоились, что Вера у неё.
Девушка устроилась работать в ресторан посудомойкой, в свободное время активно посещала музеи и художественные выставки, всем сердцем полюбила Эрмитаж. На выставках она познакомилась с такими же "изгоями общества", не принятыми в вуз и отвергнутыми талантами. Они собирались в подвалах, там изливали свою душу, делились прочитанными книгами по искусству, демонстрировали свои творения, вели разговоры и споры о разных художественных течениях.
Вера, словно, попала в свою стихию, ей всё было интересно. Здесь она услышала слово "сюрреализм" и много о нём узнала. Она не понимала, как можно отвергать логику, разум, мораль, веру и ориентироваться на всё бездуховное и бессознательное. Ей не понравился "Дневник одного гения" Сальвадора Дали, потому что он был написан чудовищно откровенно и цинично. Она познакомилась с Виктором. Его рисунки поразили девушку своей чистотой и непосредственностью. Он жил в подвале и говорил, что порвал с домашними навсегда. "Ты сам не понимаешь, что говоришь", - возражала ему Вера. "Знаю, - твёрдо заявил юноша. - Сальвадор Дали написал на одной из своих картин: "Я плюю на свою мать", а его мамы уже не было в живых. Отец выгнал его из дома. А ты знаешь, почему так поступил Дали?" - "Дали - мерзавец, он был циником и ненавидел людей. А славы добился эпатажем всех человеческих ценностей" - "Нет, он был уверен, что, только преодолев авторитет отца, художник сможет дальше развиваться как творческая личность" - "Да, но Дали прочитал все книги из отцовской библиотеки, они были атеистические, он восхищался атеизмом отца. Он сам стал атеистом. Изучая философию Ницше, который склонялся к атеизму, он вдруг вычитал у него выражение: "Бог умер!" Он был потрясён таким открытием. Только что он стал атеистом, поверил, что Бога нет, и вдруг оказался свидетелем его похорон. Молодой мозг, вряд ли, мог такое выдержать. Может быть, поэтому его стало бросать из одной крайности в другую. Он поспешил, вслед за Фрейдом, признать примат бессознательного, принял на вооружение его психоанализ и пошёл крушить всё и вся" - "А отец его перед смертью принял веру и исповедовался" - "Знаешь, что, Виктор, мы можем принимать или не принимать воззрения родителей, но порывать с ними не имеем морального права. Потому что мы обязаны им жизнью, поэтому должны быть рядом с ними, когда им трудно и когда они в нас нуждаются" - "Ты неисправимая альтруистка" - "Виктор, представь себя на месте твоих родителей. Твой сын или дочь плюнут и уйдут от тебя. Каково будет тебе?" - "Ну уж не знаю". После таких многочасовых дискуссий Веру тянуло домой.
Девушка росла в культурной семье: мама - преподаватель, папа - инженер. Её шокировали картины Дали. Для неё был непонятен язык безумия в искусстве и сама манера распылять краски, когда художник даже не касается полотна кистью. Её раздражали выпады халтурщика от искусства, каким она его считала, в сторону вождя пролетариата Владимира Ильича Ленина, портрет которого он написал карикатурно, с вытянутой ягодицей на костыле. Маниакальное влечение Дали к Гитлеру она считала извращением, и личность этого испанского художника-сюрреалиста, упоённого своим талантом и всеобщим признанием, ей была неприятна. Отвращение вызывали и его бесстыдные экскрементальные эксперименты, не достойные высокого искусства.
Как бы там ни было, все споры и многочисленные дискуссии привели к тому, что луч сомнения коснулся души девушки. И она уже по-иному стала смотреть на многие вещи. Прочитав, как Дали писал "Вознесение", она решила попробовать создать картину подобным образом. Она перевернула холст, нарисовала пароход, уходящий вдаль, а над ним чаек - она, словно, слышала их крики перед дождём - нарисовала дождь и на воде пузыри. Затем перевернула полотно и назвала его "Тонущий корабль". Это была проба пера. Она не стала последователем ни Фрейда, ни Ницше, ни Дали. Но ей нравились попытки экспериментирования. Иногда, подражая манере создания великих голландских миниатюр золотого века, они, отвергнутые, писали картины так же совместно: кто-то разрисовывал фон, кто-то - лошадей, кто-то - всадников. Было любопытно и весело. Получались их собственные наивные и смешные шедевры. Вера много читала и думала о прочитанном.
Она вернулась домой, уже совершенно другими глазами смотрела на своих родителей, которые теперь не давали ей никаких советов, а только поддерживали её стремление стать художником. Вместе ходили на художественные выставки. Однажды музей устроил выставку картин Рокуэлла Кента. Они горячо обсуждали картины, его философские поиски смысла жизни и прекрасный литературный труд художника по искусству. Веру потрясли слова Кента о том, что у большого художника много завистников, и они не прощают успехов у друзей. Друг проверяется именно тогда, когда он остаётся с ним после того, как он получил высшие награды и имел большой успех. Остаются только единицы.
Сколько радости было, когда Вера поступила в вуз! Она училась вдохновенно и взахлёб, постигая азы мастерства великих художников и была лучшей студенткой. В конце концов, художница нашла свой почерк и дорогу к сердцам зрителей, горячих поклонников её таланта. Вера была счастлива тем, что не изменила своей мечте и нашла свою трудную, но прекрасную стезю в искусстве живописи.
Виктор тоже стал художником. Он и Вера поженились. Он помирился с родителями. А муки творчества, искания своего единственно верного пути, размышления оставили в душе каждого глубокий след.
Так, уверовав в себя, идите до конца и будете счастливы.
© Copyright: Панбэлла1, 2014
Свидетельство о публикации №214081800278
Свидетельство о публикации №114081801354