Читая Акунина...
Девочка плачет - шарик улетел
Ее утешают, а шарик летит…
Б. Окуджава.
*
Слушай только свое сердце,
Живи только своим умом.
Санто.
Девочку учат: будь послушной и скромной,
Говори «с добрым утром», улыбаясь спросонок.
А вокруг нее мир - мир жестокий и злобный:
Ты расти - кис-кис-кис! - наш пушистый котенок!
Девушку учат: « ты обслуживай с толком!
Будь правдивой и честной, без вредных привычек».
Она в общество входит, где гиены и волки,
Чтобы стать их мишенью и объектом добычи.
А когда ее ловят - покалечить, помучить,
Убивая в ней веру постепенно, подробно -
Не придет защитить тот всезнайка, что учит:
«Стань хорошей, и скромной, послушной и доброй!»
Женщину учат: «Все прощай, будь прилежной!
Там терпи, тут смирись!» Тот знаток, этот гуру.
Но когда ее бросит и любовь, и надежда,
То вдогонку ей скажут: «Зря ты слушалась, дура».
Рецензия на «Девочку учат, девушку учат, женщину учат...» (Сан-Торас)
Санто, прочла с интересом. Но ведь получается, что в конце концов все возвращается на круги своя - женщина становится такой, но уже осознанно, пройдя все разочарования, а порой и бросив вызов обществу, но благодаря таким девочкам в обществе становится меньше гиен и волков (я так думаю). С уважением,
Елена Аркадина-Ковалёва 16.08.2014 10:40
*
Привет, Елена:)
Просто я прочел мини-роман Акунина "Креативщик"
Суть первой новеллы заключалась в том, что креативщик
разработал реалити-шоу на ТВ.
Две группы - "красные и белые" - должны в тайге найти клад.
Почти полмиллиона золотом. В каждой группе есть учитель - Гуру.
Цель игры - не выдавливать слабых, ища слабое звено, а, наротив, всех объединить, найти каждому применение.
_____Большинство шоу построены на том, чтобы выдавить кого-нибудь из жизни. Людей учат быть дворняжками. Кто самый слабый, на того все кидаются. Идея другая: в спальню не подглядывать, слабых не дожимать. Развивать в человеке лучшее, что в нем есть, а не худшее.
У каждого гуру своя команда, по четыре человека: самые обыкновенные люди из числа тех, кто подал заявку на участие. Никакого отсева, никаких ограничений. Только по здоровью – минимально необходимые. Задача учителя сделать из четырех совершенно случайных людей работоспособную бригаду. Он должен в каждом найти что-то полезное для дела и выстроить в команде такие взаимоотношения, чтобы люди не мешали друг другу, а действовали, как единый механизм!
Такая мини-модель правильно устроенного общества, где всякому человеку найдется свое место. Кто-то, предположим, физически слабый, но хорошо соображает. Кто-то дурак дураком, но душевный. Еще кто-то хозяйственный. Ну и так далее. Бесполезных людей не бывает, бывают бездарные руководители, которые плохо разбираются в людях.
Но в обществе есть личности, не выносящие коллектива. Законченные индивидуалисты. Такой „искатель“ имеет право пуститься в самостоятельный поиск, никто его принуждать не будет. Найдет клад в одиночку – забирает почти всё себе. Но зато если команда обнаружила сокровище без его помощи… То ему фигу с маслом, всё по-честному. Зрителям с самого начала показывают, где спрятано золото. Но ни учителям, ни искателям место не известно. Они в изоляции, в глухой тайге. Никакой связи с внешним миром, это строго. Ищут всерьез, без дураков. У каждого „искателя“ спереди на каске мини-камера.
Вечером оба гуру, каждый по отдельности, делятся с телезрителями своими выводами и заключениями. Что ценного в каком из членов команды они обнаружили. Учитель распределяет обязанности и задания на следующий день. Зрители при этом видят, „горячо“ или „холодно“. В смысле, кто подобрался к цели ближе, а кто от нее далек. Тут еще один важный элемент, подстегивающий зрительскую заинтересованность. Работает тотализатор, в котором можно делать ставки. На всю команду или на игрока, который первым обнаружит тайник.
То есть каждый из зрителей может наблюдать за происходящим круглосуточно. И делать новые ставки. Это увеличивает накал азарта.
Креативщику в команду попал один крепкий, спортивный мужик, он сразу понял: с ним проблем не будет. Четкий, дисциплинированный, с хорошей физической подготовкой.
Если б учитель мог сам делать ставки, то поставил бы на него.
Второй искатель - толстый дядечка за пятьдесят - повар в кафе.
Старательный, но жутко бестолковый и депрессивный.
Переживал, что он всем в тягость, комплексовал - зануда. Учитель придумал, как его использовать.
Занудство – та же педантичность. В принципе ценное качество.
Он поручил повару идти в хвосте группы с компасом, регистрируя продвижение и занося его на карту. Толстяк отлично справлялся, воспрял духом, ощутил себя ценным членом команды. Гуру был собой горд.
Потом еще женщина, учительница. Физически не шибко сильная, но, легкая на ногу. И сообразительная. Он придумал использовать ее в качестве разведчицы. Она шла впереди без поклажи, определяла, есть ли смысл двигаться дальше или непроходимая топь, учительница сообщала, и группа меняла курс.
Силач тащил инструменты и все тяжести.
Сзади шел повар, помечал маршрут.
Но с четвертым искателем не повезло.
Цитирую : «Типичная современная деваха, будто с конвейера сошла. Двадцать два года ей. Размалеванная вся, голый живот, на плече татуировка. Ходячий кошмар. „Дом-2“, „фабрика звезд“, „минута славы”, через слово „отстой-супер“, „реально-нереально“.
Звать, разумеется, Олеся. Они все либо Олеси, либо Яны, в крайнем случае Ксюши».
Она сразу всем объявила, что ей никто не нужен. Она отыщет клад сама! И весь заберет себе.
- Ты должна будешь 20 процентов отдать учителю, такие правила игры.
- Типа откат? Ясно, нет вопросов.
Можно представить, как ее невзлюбили все остальные.
Стерва Олеся в первый день с утра пораньше ушла в тайгу и неизвестно где шлялась. От оператора она оторвалась, объектив на каске залепила жвачкой.
Вечером Олеся вернулась исцарапанная, вся в комариных укусах. Где была, не рассказала. Ей задали взбучку. Сказали, что, если еще раз проделает такую штуку с камерой, вышибут из игры!
Зрительский рейтинг у нее был самый низкий
Назавтра опять отправилась на поиски одна. Учитель следил за ней даже больше, чем за группой. Любопытно.
Она все время двигалась рысцой, по-собачьи втягивая воздух. В общем, энергии много, мозгов ноль.
Однако полезную функцию учитель для этой паршивки все-таки нашел.
Есть такой термин «антагонист». Во всяком коллективе обязательно появляется кто-то, кого остальные терпеть не могут. Если это человек активный и агрессивный, то неприязнь к нему сплачивает и мобилизует всех остальных.
Получается «один против всех и все против одного». Это тоже имеет свои плюсы. Все недоразумения, возникающие внутри коллектива, воспринимаются как несущественные. Негативные эмоции направлены в одно русло – против нее.
Это для команды очень полезно.
Заработали, как слаженный механизм. И между собой жили душа в душу.
Если бы передача шла не в прямом эфире, у Олеси были бы все шансы стать звездой. Ее идиотские приключения привлекали. Чего стоило одно ее копание в гигантском муравейнике! Как она потом скакала по поляне, хлопая себя по разным местам! Умора!
Вдруг на восьмой день рейтинг этой дурехи подскакивает до небес. На нее одну за два часа поставили больше денег, чем на всех остальных. Учитель пытался понять, в чем дело.
Смотрит на монитор - Олеся лезет по какой-то скале над рекой. Остальная группа там уже прошла с другой стороны, всё осмотрела, ничего не обнаружила.
А эта идиотка полезла по утесам. Набрела на какую-то тропу. Идет по ней, головой, как заводная, вертит – рейтинг растет прямо на глазах.
Неужели, думает учитель, она дуриком к кладу вышла?
Если не найдет, завтра надо бросить на этот обрыв всю группу.
Телевизионщики собрались. Тоже наблюдают, они же знают, где тайник.
Девчонка остановилась. На экране какая-то не то щель, не то впадина. Олеся в нее полезла.
Ущелье. Три пещеры.
Олеся остановилась: что-то там в ее пустой голове щелкнуло, пропускает две первые дыры, лезет в третью.
– Поздравляю, - говорит режиссер. – Сейчас эта мышка-норушка набашляет учителю сто тысяч баксов.
Зрители как с ума сошли. Почти все ставят на Олесю.
Учитель спрашивает: « Клад в пещере? Конец игры?»
Режиссер отвечает:
«Не совсем. Но если дура не найдет, ребята все равно завтра докопаются.
Сто процентов»...
Он распорядился включить в пещере установленные заранее инфракрасные камеры для съемок в темноте.
На экране при этом видны только голубоватые силуэты движущихся предметов. Первое, что Олеся сделала, присела на корточки».
Камера в это время дала панораму пещеры. Там в разных местах установлены инфракрасные прожекторы, которые дают подсветку, невидимую человеческому глазу.
Учитель говорит: « Наша дура сейчас справит нужду, а потом вылезет наружу и пойдет себе дальше.. Мозгов у нее, может, немного, но чутье фантастическое».
Но она снимает с пояса фонарик, начинает исследовать пещеру.
Вдруг Олеся совершенно по-детски, орет: „Мамочка! Что это?!“
Луч ее фонарика светит куда-то вниз.
Там на земле лежит страшное. Человеческие останки - пустые глазницы, ощеренные зубы.
Вся съемочная группа ржет – пополам складывается. Со смехом объясняют, что у них там по сценарию лежит скелет, который держит отрубленную правую.
Олеся тоже сообразила, что к чему. Не такая уж, выходит, дура.
– Козлы! – говорит. – Ничего я не испугалась! Ага! Раз трупак подложили, значит, тут где-то! Йес! И давай во все стороны фонариком светить.
Вдруг режиссер говорит:
– Ребята, чего-то я не понял. Девчонка находится в правой части пещеры, так? А скелет бутафорский должен быть слева. Зовет помощника.
– Стас! Вы что, перепутали? Не туда положили?
Помощник ему:
– Ничего мы не перепутали. Он один из всех не смеялся.
И говорит: «Это не наш скелет. Наш чистый, одни кости, а это какой-то труп обглоданный».
Стало тихо.
И тут кто-то ахнул:
– Глядите, там еще человек!
Точно! За силуэтом Олеси вдруг возникает голубоватая тень. Полусогнутая, крадущаяся.
Все сгрудились у монитора.
– Кто это? Там никого не может быть!
Места вокруг глухие. До ближайшего поселка 200 километров. Режиссер шипит:
– Камеру на фокус! Ближе, ближе!
Дают крупный план этого человека, видно, что мужчина. Волосы ежиком, вместо глаз два мерцающих пятна. Слева на груди белый прямоугольник. И там какие-то буквы и цифры.
А режиссер хвать ассистента за грудки.
– Звони по спутнику в область! Управление внутренних дел мне! Живо!
Олеся бродит туда-сюда. Тень притаилась в углу, смотрит.
Режиссер разговаривает с дежурным милиционером.
– У вас в розыске беглые зеки есть?
Через пару минут выясняется, что из лагеря особого режима в соседней области месяц назад совершили побег двое заключенных. Один особо опасный, другой – молодой парнишка. Дежурный сказал, что это не могут быть они. 400 километров по глухой тайге без продуктов, без снаряжения они бы не прошли. С голода подохли.
Режиссер слушать не стал, все ясно. Особо опасный парнишку в качестве «коровы» с собой взял».
Есть в уголовном мире такая страшная традиция. Какой-нибудь отморозок затевает побег и зовет с собой наивного напарника. Главное при побеге – затаиться и переждать. На это может уйти несколько недель. Когда кончается еда, уголовник убивает „корову“ и питается ее мясом.
Навели камеру на то место, где Олеся нашла труп. Видно отчетливо: голое тело, с которого срезаны все мясистые части.
А Олеся всё рыщет по пещере. Хочет, дура, разбогатеть. В десяти-пятнадцати метрах от нее засел убийца-людоед. Не возьмет в толк, что за баба, зачем тут шастает и, главное, одна она или нет.
На прошлой неделе они никакого зека в пещере не видели. Скорей всего, он заявился позже. И корову свою притащил.
Успеют ли люди добраться до пещеры прежде чем людоед нападет на Олесю?
Рецидивист не спешил набрасываться на девушку. Но тут неугомонная Олеся нашла проход в маленькую пещеру. Сунулась за груду камней, а там пробит лаз. Она, недолго думая, на локти-коленки – и вперед.
– Там клад? – спрашиваю.
Режиссер тоскливо отвечает:
– Клад, клад. Теперь она в бутылке. Не выберется… Похоже, конец девчонке.
Бандит тоже ползет в дыру. Когда он опустился на четвереньки, то стал похож на светящегося волка-оборотня.
Пещера крошечная, примерно пять на пять метров. Можно разглядеть не только силуэты, но и детали, лица.
У людоеда глаза широко-широко раскрыты, не мигают. Рожа вся заросла черной щетиной. Рот разинут, блестят зубы.
А помощи ждать неоткуда, дело шло к развязке.
Через минуту Олеся довертелась-таки до ящика, осветила его фонарем. Золото сверкает в луче. Визжит, идиотка, пляшет.
– Йес! Я сделала это! Олеська, ты круче всех! Съели, козлы?
И палец во все стороны тычет выставленный. Понимает, что вокруг скрытые камеры.
А из черного прямоугольника уже лезет убийца. Видит золотые слитки. Черным языком облизывает губы.
Наша попрыгунья скакала-скакала да и наткнулась на него спиной.
В мониторной все застонали.
Мужчина взял Олесю за плечо.
– Ты что тут, одна, что ли? А с кем базаришь?
Она руку оттолкнула:
– Одна, одна! Не лезь! Я сама нашла! Первая! Все видели!
Тычет рукой на стены. Приняла зека за искателя из команды, поэтому и не испугалась.
Он у нее из руки фонарь:
– А ну дай.
Посветил на золото. Бух на колени и давай его щупать.
– Блин, рыжее! Много! Клад, что ли? В натуре клад!
Олеся на него сзади налетела:
– Урод! Пихается еще!
Бандит, не оборачиваясь, двинул ее локтем в живот. Она согнулась пополам, вдохнуть не может. Только теперь поняла: что-то не так.
Хрипит:
– Ты кто?
– Конь в пальто. Это видала?
И посветил себе на белый зековский прямоугольник на груди.
– Чего, по сценарию так положено? – спросила Олеся, но голосок дрожит.
А людоед на нее не смотрит, жадно выхватывает слитки из ящика.
– Золото! – кричит. – Сдохнуть, золото!
Все, как заведенные, шепчут: «Беги, дура! Беги!»
И она начала пятиться. Но зек, не оглядываясь, схватил ее за полу куртки.
– Стоять! Убью.
Она – за пояс. У нее там, рядом с фляжкой, складной нож в чехле. Стандартное снаряжение, у каждого искателя одинаковое.
Рецидивист снова, ее как дернет – она на землю упала. Он отобрал нож, раскрыл лезвие, потрогал пальцем, острое ли.
Здесь Олесе наконец стало по-настоящему страшно.
– Ребята! – кричит. – Помогите! Спасите! Он меня зарежет!
– Всё, – сказал режиссер. – Кранты. Запись идет?
Это он уже перестроился. Раз нельзя спасти, будет сенсационная видеозапись.
Олеся на земле сидит, сжалась вся, а бандит то на золото фонарем светит, то на нее. И приговаривает:
– Ну жизнь, ну кошка полосатая. То наждаком по рылу, то на тебе:
– Выбирай, лялька. Или я тебя сначала грохну, потом трахну, или сначала трахну, потом грохну.
Режиссер как закричит:
– Соглашайся! Пока он тебя трахать будет, вертолет взлетит, ребята подоспеют! Не будь идиоткой!
Что у него в голове было: ее спасение или уникальная съемка? Видимо, полное совпадение приятного с полезным.
Олеся будто услышала. Перестала кричать. Трясется вся, губы прыгают, но сказала звонко:
– Ты меня не грохнешь. Я знаешь какая? Ты таких классных девушек в своей паршивой жизни не видал. Реально улетишь. Гарантирую.
У нее в этот миг глаза были широко-широко открыты.
Чувство страха испытывают все люди. Но делятся при этом на две категории.
Зажмурятся. А есть люди, которые от ужаса открывают глаза как можно шире. Только так и надо: набрать полную грудь воздуха, и страх отступит. Или страх победит, или ты его.
Лицо Олеси было хорошо видно. Физически чувствовалось, как она выдавливает из себя страх. Извилин в мозгу у нее, может, было и немного, но сила воли и характер - ого-го какие.
Когда человек в минуту стресса сумел повернуть свой страх в другую сторону, он становится самым опасным существом на свете. И воробьиха, защищая птенца, может отогнать кошку.
Удивительно, но болван-уголовник этой перемены не почуял. Наоборот, расслабился.
– Валяй, – говорит. – Старайся. Покажи класс. Может, я тебя и не грохну. Может, в невесты возьму. С таким приданым – не вопрос.
Олеся тем временем эротический танец изображает. Крутит бедрами, водит по себе руками..
– Идет запись, идет? – волнуется режиссер. И милиционерам: – Готовы? Минут через десять-пятнадцать, не раньше. Пусть он в раж войдет. Тогда его взять будет легче.
– Вы что?! С ума сошли?
У него глаза безумные.
– Не мешайте! Такого реалити-шоу еще не бывало! А от девчонки не убудет. Она у себя в Барнауле, или откуда она, всякое повидала.
Но Олеся такой ценой спасать себе жизнь не пожелала.
– Глядите! – показывает на монитор – Что это она делает?
Левой рукой Олеся водит у себя по животу, по груди, а правую завела за спину.
Вынимает из чехла фонарик.
Но фонарик легкий, из пластика.
Вдруг Олеся берет зека рукой за шею, притягивает к себе.
– Смотри сюда…
оттягивает на груди майку. А когда он наклонился, быстро вынула из-за спины фонарик, щелкнула кнопкой – и лучом ему прямо в глаза. Он, конечно, ослеп, зажмурился, а она…»
В общем, спаслась.
Эту новеллу я вытащил из романа и сто раз сократил.
Акунин пишет легко, текст затягивает, он мастер гениальный.
Но читал я с отвращением. До чего омерзительны все эти люди. Все, кроме девочки.
Я увидел, что благородная модель общества работает только через ненависть всех и к одному.
Пытаются не быть дворнягами, но все равно получается собачья травля.
Который раз, мечтая о свободе,
Мы строим новую тюрьму! МВ.
Я увидел, что гуру, который собой гордился, – ничтожество и болван.
Ибо он не распознал в своей группе ЛИДЕРА.
Девочка – умная, смелая, гениальная - постоянно подвергалась унижению в их оценках. Учителю повар и спортсмен по уму
Слово «дурра» у гуру и остальных не сходит с уст. Хотя нет повода! Это просто устойчивое отношение в обществе.
Все они прошли мимо пещеры с кладом – умные.
Оскорбления в адрес главной героини неадекватны.
"Ищет клад – хочет разбогатеть – дура."
А что она должна делать - не искать?
А все они не хотят разбогатеть? Не для этого ищут?
Уверен, если бы на месте Олеси был спортсмен и совершал ровно те же действия – его бы поддерживали и нахваливали: «Ах какой умный, какой ловкий!»
А если б учитель делал то же самое, что она, то он был бы в восторге сам от себя
Лидер, настоящий талант, не ходит за стаей! И если б она была с ними, жила их умом их понятиями - то ничего бы не нашла!
Они мечтают построить добрые, разумные отношения, а строят ту же модель зверинца, которую представляет собой наше общество.
Всех участников сплачивает ненависть к свободной, независимой личности!
Колючее поведение этой девочки – защита от низкого, алчного, похотливого общества.
Она будто вынуждена носить слово КОЗЛЫ на высоко поднятом среднем пальце.
Чтобы козлы знали свое место!
Обычно девочку воспитывают: будь доброй, милой, чтобы нам было приятно и легко тебя сожрать, изнасиловать, подавить, унизить.
А те учителя, что учат фальшивым моралям - несовместимым с жизнью - не придут ее спасать, когда она, наученная ими, станет жертвой в мире скотов - и не сможет за себя постоять.
Девушка в обществе людей, считающих себя порядочными, является объектом охоты!
Ею хотят удовлетворяться, получать от нее наслаждения и при этом унижать и топтать - стадные приматы. Даже в тайге за 400 км от жилья, в глухой пещере, все равно где – везде ее поджидает животное по имени человек.
В обществе нивелированы такие понятия, как справедливость, уважение и благодарность по отношению к женщине, к девушке, к старухе.
Персонажи и в книге, и в жизни поднимают свою самооценку, унижая того, кто их умней и мужественней.
Общество своим гнусным отношением вытесняет, выдавливает самых лучших и достойных.
Серость кучкуется, их сплачивает зависть к тем, кто просто лучше их.
Свидетельство о публикации №114081605987
это дело понимаю и разделяю, априори, ясен перец.
Ну, Санто, я же и есть в известном смысле дура, - вот и Акунина почему-то перестала читать после первой же попавшейся на глаза его вещи. А почему - фиг знает почему! - нунехочца! - ну дура и есть дура.
Тут ещё и Рин надавил - про правду жизни; ох! и где она, правда=то, опосля Льва
Толстого; дико сомневаюсь!
Да вру - ни фига я не сомневаюсь:я нужные книжки в детстве прочла.
Людмила Антипова 17.08.2014 00:27 Заявить о нарушении
Ринад Абузаров 17.08.2014 11:33 Заявить о нарушении
Антипова, целую твой нос и гениальный лоб!
Ринат, обнимаю крепко широкие плечи маэстро:))
Творческих взлетов!
- стихов и музыки, здоровья и настроения!
Дружески ваш
- Санто.
Сан-Торас 17.08.2014 18:17 Заявить о нарушении
Обнимаю непадеццки, а по браццки-всепланеццки,
вся из себя встрепенувшаяся,
Людмила Антипова 17.08.2014 20:33 Заявить о нарушении
Я же не знаю, что Вы здесь! Что вы о чем-то думаете, на что-то
откликаетесь.
Пишите, пока есть возможность услышать ответ.
Вот когда не будет такой возможности, захотите написать…
А в ответ тишина...
Он вчера не вернулся из боя.
Ничто не вечно - надо ценить, то что есть!
Чтобы потом не жалеть.
... я про Игоря Царева…
Он часто заходил ко мне на стр.
Очень нравился - славный, талантливый, - все думал - напишу ему…
Наконец собрался. Зашел на его стр. а его уже нет на свете…
Такой шок ударил, по сей день чувствую это опустошение...
Сан-Торас 17.08.2014 20:43 Заявить о нарушении
Мы с Танюхой как раз сегодня говорили , что жизнь проходит , а близких , родственников и друзей не остается. В нашем возрасте найти новых друзей - подарок судьбы.
Ринад Абузаров 17.08.2014 21:05 Заявить о нарушении
И мы не потеряемся, Рин!
Я люблю тебя:))
Так говорит мой Лешка каждую минуту:
- Я люблью тебья!!!
Почему то, именно, эти слова он всегда
произносит исключительно по русский:))
Сан-Торас 17.08.2014 21:10 Заявить о нарушении
Я не пропускаю ни одной твоей публикации и посылаю тебе мыслеформы, а в них благодарность, восхищение, пожелания удачи и здоровья...
Не всегда могу и хочу выразить это словами, иногда чувствую, что тебе не до этого.
Так что, Санто, ток в нашем контуре никуда не исчез. И мы питаемся от него.
Ну вот, осталось лишь, бешено вращая глазами, воскликнуть - Твоя навеки!, что не так уж и далеко от истины...
Людмила Антипова 17.08.2014 21:47 Заявить о нарушении
ГГ:)) бешана фращая гылазаме:)))
- уморно:))))
Ненене!
Никада не надо песать стехи и письма, ежель не хо:))
Я про то, что часто гасишь свой порыв!
А потом думаешь... отзачем?!
Сан-Торас 17.08.2014 22:06 Заявить о нарушении
Кто-то дрогнул! или самообучаемость РС растёт в геометрической прогрессии!
Людмила Антипова 17.08.2014 22:21 Заявить о нарушении
потому что ты живая, умная и красивая:))
дадада:)))
Сан-Торас 17.08.2014 22:36 Заявить о нарушении