Письма из Сирии часть 24
перевод http://syrie.blog.lemonde.fr/2012/04/17/lettres-de-syrie/
ПИСЬМА ИЗ СИРИИ
24 июля 2013
Дорогой друг, добрый вечер.
Пишу из Сувейда, которая временно приютила мменя и мою семью.
Похоже Эс-Сувейда - не Сирия ... Нет ни революции, ни разрушенных домов, ни следов бомбардировок. Единственные шумы: звук обстрелов ракетами из орудий, что установлены на окружающих древнюю цитадель холмах, когда военные начинают бомбардировать соседний город Дераа. Здесь тоже достаточно противников власти и революционно настроенных людей, но им не удалось сломить настроение "молчаливого большинства", чтобы признать происходящее в Сирии революцией.
Освободительная армия участвует в столкновениях с регулярными войсками за пределами города: в скалистом ущелье между горными равнинами под названием Аль-Ладжат*.
Именно в Лаждате в начале прошлого века наши предки сражались с неслыханной армадой французской колонизации. До сих пор воздается слава тем дням, жители по любому поводу декламируют стихи о героизме своих родителей, их бабушек и дедушек. На самом деле большинство таким способом уходит в себя, в память своего героического прошлого, которое дарит ощущение незыблемости, отторгает реальную сирийскую действительность.
Освободительная армия контролирует почти каждый населенный пункт провинции Дераа. Некоторые жители Сувейды помогают своим собратьям в Дераа. Но такое поведение всё ж таки можно считать мало распространённым. Здесь тоже достаточно арестованных, даже убитых, но совершившие это остались в тени истории.
Люди с ужасом говорят о террористических акциях Хезболлы, которая как-то странно легализовалась в Сирии. На улочках и тротуарах возникло невиданное ранее явление: уличные киоски, наперебой предлагающие ожерелья с изображением президента Башара Асада, картинки из Хасана Насраллы и "зеленые строки".
Я заметила эти "зеленые строки" в первый раз на запястьях студентов-алавитов. Это "строка" или полоска зеленой ткани из мавзолея святого. Могилы святых действительно украшают зеленым сукном, священным цветом среди алавитов и друзов. Паломники из мавзолеев выносят отрезанные ленточки ткани, которые в виде браслетов потом украшают их запястья, этот обряд подразумевает, что святой защищает таким образом от зла. В последние годы такие "зеленые строки" вошли в моду в среде подростков из алавитов и шиитов. Рост экстремизма и сектантства позволят теперь легко распознавать этот символ во всей Сирии. Этого обычая не придерживаются друзы, однако в результате слияния, состоявшегося между частью молодежи друзов и властями, да и в более широком понимании конфессий алавитов и шиитов, некоторые друзы стали носить такие "бечёвки" - мода, которую многие в народе друзов осуждают.
Продается множество дисков с песнопениями. В основном это песни траурного ритуала Ашура** (латмийя) и сопровождающая день поминовения скорбная музыка и самобичевания.
Люди конфессии друзов не знают, как стоит на все происходящее реагировать. Сообщество разделилось. Одна часть предпочитает не вмешиваться, опасаясь расправ со стороны власти. Кроме того и их религия также запрещает им вовлекаться в политику. Но сегодня, когда конфликт между властью и оппозицией сжигает человека за человеком, само время требует занять определенную позицию, не оставаться пассивным и нерешительным. Они качают головами в знак согласия с ливанской линией Вьем Ваххаба***, сторонника режима и Хизбаллы. Но с не меньшей убежденностью друзы поддерживают и оппозиционное движение, состоящее из образованных врачей, инженеров и других представителей интеллектуальной элиты.
Единственное, что они смогли сделать, это выдать фетву, запрещающую мобилизацию гражданского населения в районах, принадлежащих народным комитетам, которые недавно переименованы в "Армию национальной обороны" , для комплектации отрядов, которые будут сражаться за пределами собственных провинций. Народные комитеты пошли на соглашение с таким запретом не потому, что они уважают решения религиозных людей, а лишь из-за того что созданные таким образом отряды не могут быть использованы в соседних регионах, тем самым, члены комитетов и сами подвергаются меньшей опасности.
В Сувейда государство по-прежнему господствует со всей своей символикой. Правительство, которое лишило государственного обеспечения большинство жителей страны, до сих пор продолжает "нянчиться" с народами этого региона, которые в основе своей - друзы. Здесь есть газ, нефть и хлеб. Большинство молодых людей могут работать за границей, чтобы иметь возможность прокормить свои семьи, закупить нефть для отопительного сезона, ибо зимы здесь не в пример холодные. Прошлой зимой, когда цены на топливо настолько взлетели, что большинство жителей перешло на дрова. Тогда и древесина подскочила в цене. Отчего люди пустили в печи все что смогли спилить: дубы, яблони, абрикосы и даже виноград.
Сегодня люди Сувейда со страхом вглядываются в соседний город Дераа. Эта боязнь продиктована наглядным примером: что будет с ними, вздумай они поднять голову и присоединиться к мятежу. Потому что ещё большими террористами они считают экстремистов и джихадистов такфиров****. Беднейшие слои населения очень легко запугать, вызвать страх лишиться даже того малого, что они пока имеют: хлеб, сахар и рис, продукты, поступающие к ним как государственная поддержка.
В основном власть заботится о том, чтобы им было что есть.
*Аль-Ладжат - город Старого и Нового Заветов, представляет собой 60 городов-крепостей, расположенных на скалистом острове. Именуется как "Земля гигантов под гигантским Ога". Ога (иврит. "гигантский") - допотопный царь Васснский, который выжил прицепившись к кораблю Ноя. В последствии повержен Моисеем.
** день поминовения имама Хусейна, павшего мученической смертью в 680 году в Кербеле (в арабском языке оборот «йаум аль-ашура» обозначает десятый день месяца). В настоящее время шииты проводят поминальные вечера и шествия в память об Ашуре в первые 10 дней месяца мухаррам. В некоторых регионах среди шиитов принято истязать себя в этот день до крови. Суннитские улемы ссылаются на предания в суннитских сборниках хадисов, что в этот день Ковчег Ноя (Табут аль-Нух) причалил к суше после перенесенных потрясений от потопа.
*** Вьем Ваххаба - (родился 1964) - ливанский политик, друз. Идеология Ваххаба является про-сирийской, и он поддерживал арабские националистические взгляды. Является противником Израиля, Саудовской Аравии, Турции и США.
**** Такфиры - мусульмане обличители мусульман (или членов авраамических религий) как вероотступников. Обвинение само называется такфир , происходит от слова кафир (неверный) и описывается так: "Тот, кто мусульманин ;;или утверждает, что он - мусульманин, объявляется нечистым."
Хлебная лепёшка с лозунгом: "Уходи"
Свидетельство о публикации №114081602770