Читательские обзоры. Август-2014
На этой странице объявляется очередной (августовский-2014) тур конкурса читательских обзоров.
Напоминаем правила.
1. Любой посетитель клуба (не зависимо от членства в нем) может опубликовать на странице БЛК свой обзор произведений текущего тура. Для этого в БЛК проводится Конкурс читательских обзоров.
2. Конкурс проводится ежемесячно в сроки, совпадающие со сроками Народного голосования. Для участия в конкурсе необходимо опубликовать обзор отдельной рецензией в рубрике «Читательские обзоры» текущего месяца. Также допускается публикация обзора на авторской странице с размещением в отдельной рецензии рубрики ссылки на него. Редакция сама произведет перенос такого обзора на страницу БЛК.
3. Читательский обзор может быть посвящен любым произведениям тура (как участвовавшим в отборе, так и прошедшим в Лонг-лист). Допускаются также аналитические статьи о поэтических тенденциях и направлениях, проиллюстрированные примерами из произведений текущего тура.
4. Читатели, не имеющие регистрации на сайте Стихи.ру, могут посылать свои обзоры на электронную почту одного из главных редакторов. Обзоры будут опубликованы.
5. Размещенные в рамках конкурса заметки могут обсуждаться другими членами и посетителями клуба. В ходе дискуссий просим придерживаться принятого на БЛК приоритета этики над желанием доказать правоту.
6. Победитель конкурса определяется голосованием среди членов главной редакции. Каждый из участников ГР составляет свой список из трех лучших, по его мнению, обзоров. Первое место в списке получает 3 балла, второе -2 балла, третье – 1 балл. Эти списки публикуются. Победитель конкурса рецензий определяется по сумме баллов.
7. Победитель конкурса получает приглашение к участию в одном из следующих туров конкурса БЛК в качестве участника команды - т.е. номинатора, редактора, эксперта либо хозяина рубрики «В гостях у…» (по согласованию сторон).
8. Участие в читательском конкурсе не исключает и не заменяет участия в НГ.
Заранее благодарим участников.
Свидетельство о публикации №114081205176
Размышление на рассвете.http://www.stihi.ru/2014/08/31/4671
(Об одном стихотворении Александра Спарбера).
-----
Как-то недавно, проснувшись утром и лёжа ещё в кровати, я услышала дождь. Он был какой-то особенно музыкальный. Потом до меня донёсся запах только что смолотого кофе. Он был какой-то особенно бодрящий. Тут я вспомнила все поджидающие меня дела – из кучи "отложенных на завтра", и, вместо того, чтобы начать день с привычной озабоченностью, как это свойственно многим из нас, вдруг почувствовала… в общем, почувствовала именно то, что описал Александр Спарбер в своём стихотворении "На Троицу".
В тот момент об этом стихотворении я не знала. Но, поскольку чувство просто требовало оформить его словами, как-то быстро сложилась строчка "И всё это, Господи, мне!" Я села за письменный стол, включила компьютер – и тут выяснилось, что строчка останется у меня для личного пользования, потому что всё, что мне хотелось сказать, уже успел сказать Александр Спарбер.
http://www.stihi.ru/2014/07/04/529
Я сегодня проснулся. Кровать –
словно длани Господни.
Удивительно осознавать:
я проснулся сегодня.
Просто праздник какой-то с утра,
просто – счастье на блюдце;
я проснулся, проснулся – ура! –
А ведь мог не проснуться.
Солнце, май – лепота! Воробьи
расчирикались шустро,
и шальной паучок-домовик
угнездился на люстре.
Ну, о чём же просить мне еще
Бога, Духа и Сына?
Солнце светит. Мгновенье течёт.
И блестит паутина.
Настроенные на поэтические деликатесы читатели могут счесть стихотворение простоватым: ну, проснулся поэт, повторил нам это три раза, мы уж и с первого раза всё поняли – о чём тут ещё говорить? И будут совершенно правы, за одним единственным исключением. Стихотворение не столько о том, что герой проснулся, сколько о том, что он – Проснулся.
Головокружительное осознание простого факта своего существования и благодарности за это случается не с каждым. Иногда, чтобы Проснуться, нужно пережить что-то очень серьёзное – судьба для этого периодически посылает нам такие встряски. Но действует это, конечно, не на всех, и многие так и не просыпаются от рождения до самой смерти.
Что же именно осознал герой? Автор использует потрясающе точный образ: "Кровать – словно длани господни". Мало того, что эти "словно длани" изумительно звучат, но внезапное понимание смысла затёртых фраз, таких, как "все под Богом ходим", "на всё воля Божья", "всё в руце Божией" и т.п. заставляют замереть – и героя, и нас. Герой – в руце Божией. И эта могущественная рука к нему милосердна, она подарила ему жизнь – ещё один день!
Ночь – смерть, нас не существует (ну, тех, кто спит, конечно – те, кто работают или мучаются бессонницей, ещё как существуют, но у них свои ритмы).
День – жизнь, и мы заново в неё рождаемся, чтобы ночью опять уйти.
Часто ли мы ощущаем день, как он того заслуживает – как подарок? А вот герой это почувствовал – "Просто праздник какой-то с утра,/ просто – счастье на блюдце!"
Это волшебное Пробуждение обостряет и даже трансформирует чувства героя. Понятно, что в его жизни это не первый май, не первый раз он просыпается с солнцем, но здесь для обобщения использовано особенное слово – "лепота". Герой не говорит, потянувшись: "Эх, красотища-то какая!" Он замер, поражённый открывшимся вдруг ве-ли-ко-ле-пи-ем солнца, мая и – жизни вообще. И шальной паучок-домовик, который в другое время вызвал бы только мысли о немедленной уборке, сейчас – частичка этой великолепной жизни. Такая же частичка, как и сам герой.
Даже слух становится острее – что, казалось бы, может быть привычнее, чем надоевшее воробьиное чириканье – небось, не соловьиные рулады; кто будет обращать внимание, в каком там ритме чирикают воробьи? А герой вдруг слышит: шустро! Они чирикают шустро! Вот прямо как это слово звучит, так и чирикают!
И вот финал: действительно, о чём же ещё просить, если ты уже получил в подарок главное – жизнь! Дальше сам…
И обратите внимание – никакого "остановись, мгновенье, ты прекрасно". Мгновенье-то прекрасно, но оно – течёт! Это герой замер, осознав не только великолепие подаренной ему жизни, но и движение времени.
И последний мастерский штрих – драгоценный блеск паутины…
В одном из обсуждений автор поделился сомнениями в необходимости второй строфы – той самой, где герой практически заклинанием повторяет слово "проснулся". У некоторых поэтов сомнений тут нет – лишняя эта строфа, конечно, лишняя!
На это у меня есть маленький автобиографический рассказик.
Как-то, когда мне было восемь лет, сочинила я начало сороковой симфонии Моцарта. (Чтобы никто не счёл рассказ неправдоподобным, скажу, что к тому моменту я уже три года училась в музыкальной школе, и училась хорошо). Дело было в летнем лагере, и пришлось разлиновать обычную бумагу нотными строчками, чтобы записать главную партию. Мелодия получилась изумительной красоты, и я была очень воодушевлена своим сочинением. Целый день я ходила и напевала, пока вдруг меня не остановила ужасная мысль: не может быть у настоящих композиторов так, чтобы в мелодии три раза подряд повторялся кусочек, состоящий всего из двух нот! Настоящие композиторы пишут настоящие сложные мелодии, а не такое вот "па-ра-рам".
(Те, кто слышал эту музыку, без труда её вспомнят, а тем, кто её не слышал, стоит немедленно послушать – это один из самых проникновенных шедевров музыкальной классики. И, если соединить главную тему с началом стихотворения Александра Спарбера, то получится что-то вроде "я проснулся, проснулся, проснулся").
Так вот, мысль эта меня потрясла, а посоветоваться было не с кем. Мелодия мне очень нравилась, но я себе объясняла, что музыка из двух нот не может быть настоящей. И вот, промучившись какое-то время, я не стала дальше сочинять.
А вот Моцарт такими вопросами не терзался, и поэтому автором сороковой – и всех прочих – симфоний стал именно он, а не маленькая девочка, которая как-то раз услышала эту музыку, потом её вспомнила и решила, что сама придумала, а потом испугалась кажущейся неправильности мелодии.
А ведь могла бы стать композитором.
Просто надо себе доверять.
Елена Албул 31.08.2014 15:51 Заявить о нарушении
Две недели не могла дописать эссе - работы много, поэтому только в последний день повесила. Практически забросила в последний вагон уходящего поезда...
Елена Албул 31.08.2014 15:48 Заявить о нарушении
Юлия Ловыгина 31.08.2014 16:43 Заявить о нарушении
Елена Албул 31.08.2014 17:46 Заявить о нарушении