Урок А. С. Пушкина
«Но дико светская вражда боится ложного стыда»
(«Евгений Онегин»)
В неравной схватке с лживым светом
Залогом были жизнь и честь.
Злорадно тявкали клевреты,
Услышав о развязке весть.
В ладоши хлопали Дантесу
За элегантность и esprit,*
Хваля залетного повесу
За рыцарство и бравый вид.
Зачем ты в этот свет стремился –
Блестящий, модный, но пустой?
Наш русский гений долго тщился
Занять в нем место, сам не свой.
Поэт, восславивший свободу,
Не мог не понимать тогда,
Что чужд он им и неугоден,
Что жизнь их тлен и суета!
Но – тут сейчас тебе напомню –
«Обычай – деспот меж людей»,
Поддался дух неугомонный
Напасти пагубных страстей.
Игра, дуэли, волокитство,
Вино и дерзостный язык
Будили злобу и бесстыдство
В тех, кто злодействовать привык.
Клеймя своим разящим слогом
Бомонд и черную волну,
Не мог не быть ты недотрогой,
В придворном находясь плену.
Своей рукою между делом
Учил нас «властвовать собой»,
В земном союзе с бренным телом -
Сам торопился в мир иной.
И вот расплата за двуликость:
Где близость к трону, быть беде,
Российской светской жизни дикость
Прошлась по утренней звезде.
Ах, Александр, подвержен сглазу,
Надел терновый ты венец,
Пытаясь жить в двух царствах сразу,
Покинул музу, наконец.
«Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!.»
Ценою жизни и страданий
Купил он правду о себе.
О сколько есть еще терзаний
В его загадочной судьбе!
Но нам, питомцам русской славы,
Дано понять, что жизнь – борьба,
Пока ты есть, жива Держава,
В ней святы дух твой и мольба!
* здесь - остроумие
24.12.2009 (Москва) – 1.08.2014 (Крым, Верхоречье)
Свидетельство о публикации №114081007766
Начав читать стихотворение, я сперва подумал, что в нём собрано только положительное о Пушкине, как принято у его обожествителей.
Но вот я далее прочитал Ваши мысли, которые совпадают с моей оценкой позднего Пушкина, который отказавшись от славы "снизу", от общества, за которую его ссылали и преследовали всячески, предпочёл получить славу "сверху" - от государства, от царя. Это было просто неумно: русское образованное общество, отнюдь не революционное всегда было оппозиционным деспотической власти в силу своей гуманитарной морали. Армейские офицеры до конца существования империи не подавали руки жандармским офицерам и не допускали их в своё офицерское собрание. Объясняли они им это очень остроумно, говоря, что жандармы по своему уставу должны доносить на любую крамолу, даже если что-то крамольное сказали их отец или мать. А это противоречит... Священному писанию(!). Мне об этом рассказал в 60-е годы один вернувшийся в СССР прощённый царский (белый) офицер в больнице, где он лежал. Жандармского офицера в армейское офицерское собрание допускали только в том случае, если с ним был армейский офицер-поручитель, который говорил собранию: "Господа, этот господин мой друг и, хотя он служит в жандармерии, я ручаюсь, что он хороший человек" (то есть не придерживается жандармского устава!).
Поэтому Пушкин и погиб. Из тщеславия пошёл в камер-юнкеры, написал несколько верноподданических стихов, из-за чего от него отвернулось прогрессивное общество и простило его только после мученической смерти, женился на пустой, кукольно-красивой, но пустой и, на мой взгляд, совершенно не "сексуальной", говоря современным языком (то есть не привлекательной, как женщина) девице, чтобы ему завидовали и двор, и царь. При этом Пушкин почти одновременно написал и передал с Волконской декабристам революционное стихотворение "В Сибирь" (хотелось им понравиться), и стихотворение "Стансы", где он самым фальшивым голосов хвалит молодого Николая Первого. Особенно общество он оттолкнул стихотворением "Клеветники России", в котором он дал отповедь Франции, возмущённой кровавым подавлением восстанием в Польше. Это подавление он назвал, так сказать, внутренним делом славян (см. стихотворение). Стихотворение, ложное по идее, получилось и по форме трескучим, ура-патриотическим. Недаром прир дворе не поверили в искренность Пушкина: там помнили его юношеский либерализм и не доверяли ему, отчего он страдал. Обратите внимание, открыв Собрание его сочинений: после 1833-34 гг. он пишет всего по полдюжине или дюжине стихотворений в год, причём посредственных (всякие "Домик в Коломне" и "Граф Нулин"). Ничего подобного "Пророку", "Песни о вещем Олеге", "К Керн" он написать уже не мог.
Когда поэт перестаёт быть искренним, Муза уходит от него, и он становится просто "сочинителем".
Восхищён Вашим стихотворением и Вашей идейно-философской позицией. Пушкина надо любить, не обожествляя его.
С уважением,
Константин.
Константин Фёдорович Ковалёв 21.09.2014 15:02 Заявить о нарушении
Я пробую писать и гражданскую лирику. Если будет желание, загляните ко мне на огонек. Сегодня после прогулки в плохую погоду (я пока в Крыму, на своей малой родине) я написал "Прогулка в России". Из последних также "Как нам обустроить Россию. Утопия" и "Поколению брежневского разлива".
Виталий Алтухов 21.09.2014 21:08 Заявить о нарушении
Так что, если Вы убеждены в правильности названия или Вашего мнения, не обращайте внимания на визги фанатиков и не спорьте с ними.
Константин Фёдорович Ковалёв 22.09.2014 01:38 Заявить о нарушении