Урок А. С. Пушкина

"Учитесь властвовать собой"

«Но дико светская вражда боится ложного стыда»
(«Евгений Онегин») 


В неравной схватке с лживым светом
Залогом были жизнь и честь.
Злорадно тявкали клевреты,
Услышав о развязке весть.

В ладоши хлопали Дантесу
За элегантность и esprit,*
Хваля залетного повесу
За рыцарство и бравый вид.

Зачем ты в этот свет стремился –
Блестящий, модный, но пустой?
Наш русский гений долго тщился
Занять в нем место, сам не свой.

Поэт, восславивший свободу,
Не мог не понимать тогда,
Что чужд он им и неугоден,
Что жизнь их тлен и суета!

Но – тут сейчас тебе напомню –
«Обычай – деспот меж людей»,
Поддался дух неугомонный
Напасти пагубных страстей.

Игра, дуэли, волокитство,
Вино и дерзостный язык
Будили злобу и бесстыдство
В тех, кто злодействовать привык. 

Клеймя своим разящим слогом
Бомонд и черную волну,
Не мог не быть ты недотрогой,
В придворном находясь плену.

Своей рукою между делом
Учил нас «властвовать собой»,
В земном союзе с бренным телом -
Сам торопился в мир иной.

И вот расплата за двуликость:
Где близость к трону, быть беде,
Российской светской жизни дикость
Прошлась по утренней звезде.

Ах, Александр, подвержен сглазу,
Надел терновый ты венец,
Пытаясь жить в двух царствах сразу,
Покинул музу, наконец.

«Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!.»

Ценою жизни и страданий
Купил он правду о себе.
О сколько есть еще терзаний
В его загадочной судьбе!

Но нам, питомцам русской славы,
Дано понять, что жизнь – борьба,
Пока ты есть, жива Держава,
В ней святы дух твой и мольба!

* здесь - остроумие

24.12.2009 (Москва) – 1.08.2014 (Крым, Верхоречье)


Рецензии
Блестящее стихотворение, мудрое, без банального культа гения, Виталий!

Начав читать стихотворение, я сперва подумал, что в нём собрано только положительное о Пушкине, как принято у его обожествителей.

Но вот я далее прочитал Ваши мысли, которые совпадают с моей оценкой позднего Пушкина, который отказавшись от славы "снизу", от общества, за которую его ссылали и преследовали всячески, предпочёл получить славу "сверху" - от государства, от царя. Это было просто неумно: русское образованное общество, отнюдь не революционное всегда было оппозиционным деспотической власти в силу своей гуманитарной морали. Армейские офицеры до конца существования империи не подавали руки жандармским офицерам и не допускали их в своё офицерское собрание. Объясняли они им это очень остроумно, говоря, что жандармы по своему уставу должны доносить на любую крамолу, даже если что-то крамольное сказали их отец или мать. А это противоречит... Священному писанию(!). Мне об этом рассказал в 60-е годы один вернувшийся в СССР прощённый царский (белый) офицер в больнице, где он лежал. Жандармского офицера в армейское офицерское собрание допускали только в том случае, если с ним был армейский офицер-поручитель, который говорил собранию: "Господа, этот господин мой друг и, хотя он служит в жандармерии, я ручаюсь, что он хороший человек" (то есть не придерживается жандармского устава!).

Поэтому Пушкин и погиб. Из тщеславия пошёл в камер-юнкеры, написал несколько верноподданических стихов, из-за чего от него отвернулось прогрессивное общество и простило его только после мученической смерти, женился на пустой, кукольно-красивой, но пустой и, на мой взгляд, совершенно не "сексуальной", говоря современным языком (то есть не привлекательной, как женщина) девице, чтобы ему завидовали и двор, и царь. При этом Пушкин почти одновременно написал и передал с Волконской декабристам революционное стихотворение "В Сибирь" (хотелось им понравиться), и стихотворение "Стансы", где он самым фальшивым голосов хвалит молодого Николая Первого. Особенно общество он оттолкнул стихотворением "Клеветники России", в котором он дал отповедь Франции, возмущённой кровавым подавлением восстанием в Польше. Это подавление он назвал, так сказать, внутренним делом славян (см. стихотворение). Стихотворение, ложное по идее, получилось и по форме трескучим, ура-патриотическим. Недаром прир дворе не поверили в искренность Пушкина: там помнили его юношеский либерализм и не доверяли ему, отчего он страдал. Обратите внимание, открыв Собрание его сочинений: после 1833-34 гг. он пишет всего по полдюжине или дюжине стихотворений в год, причём посредственных (всякие "Домик в Коломне" и "Граф Нулин"). Ничего подобного "Пророку", "Песни о вещем Олеге", "К Керн" он написать уже не мог.

Когда поэт перестаёт быть искренним, Муза уходит от него, и он становится просто "сочинителем".

Восхищён Вашим стихотворением и Вашей идейно-философской позицией. Пушкина надо любить, не обожествляя его.

С уважением,
Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   21.09.2014 15:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Константин Федорович, за столь развернутую рецензию. Это стихотворение я написал под впечатлением книги Вересаева "Живой Пушкин", где как раз и показана двойственность и противоречивость поэта. Сначала оно называлось "Упрек А. С. Пушкину", за что мне досталось от его некритичных обожателей, и я расширил его идейно: все-таки он один из столпов национальной культуры России.
Я пробую писать и гражданскую лирику. Если будет желание, загляните ко мне на огонек. Сегодня после прогулки в плохую погоду (я пока в Крыму, на своей малой родине) я написал "Прогулка в России". Из последних также "Как нам обустроить Россию. Утопия" и "Поколению брежневского разлива".

Виталий Алтухов   21.09.2014 21:08   Заявить о нарушении
Не обращайте внимания на ненормальных обожателей Пушкина. Русский народ более других народов любит творить богов не только из вождей, но и из людей искусства. Много десятков лет тому назад у памятника Пушкину в день его рождения (я там в чмсле других поэтов прочитал своё стихотворение "Сеятелю", в котором я тоже мягко упрекнул Пушкина), когда там происходит вакханалия обожателей, мало его читавших, два старых обожателя (мне тогда было лет 35 и люди 50 лет казались мне стариками!)) сказали мне, что у Пушкина нет ни одной слабой строки. Я им возразил, сказав, что в последнем полном многотомном издании трудов Пушкина есть томик под лукавым названием "Наброски, незаконченные произведения, отрывки". Но на самом деле в этом томике было много вполне законченных слабых стихов. Но эти два фанатика со мной не согласились. Там, где фанатизм, там логика бесполезна. У таких поклонников, как у верующих в бога, действует вера, а не мышление.
Так что, если Вы убеждены в правильности названия или Вашего мнения, не обращайте внимания на визги фанатиков и не спорьте с ними.

Константин Фёдорович Ковалёв   22.09.2014 01:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.