Рейс на Варандей. 1ч - Выход
Архангельск. Октябрь 1978-го года. Соломбальский порт "Экономия".
Наш теплоход гребной вал провернул и мелко задрожал.
Морской бродяга - «немец» старый - трубку закурил
И в северное небо струйки дыма выпускал,
Спокойно и размеренно…
Двадцатый год моря он бороздил
И на своём веку достаточно понасмотрелся, повидал…
Облазил-обошёл порты почти всей кап-Европы;
Не раз, не два ходил в далёкий долгий чартер;
Свои борта и днище он где только не чинил, не штопал;
И часто изучал на Кубе, во Вьетнаме климат жаркий…
Он знал глубины океанов и запомнил множество морских путей!
Но вот послали ветерана, наконец, к геологам на Варандей.
Ему так не хотелось испытать на шкуре - собственной своей -
Тоску полярную... Послал бы к чёрту эти Варандей и Вангурей…
В Архангельске наевшись сытно - до отвала
(В порту дизтопливом изрядно накормили)
Вразвалку тронул к морю…
Переевшего его шатало,
К тому же под завязку трюмы загрузили…
Геологи сердитые на севере вовсю тревогу били:
Ноябрь на носу - ещё чуть-чуть и навигация вставала!
Тут им «Барабинск» подвернулся (рейс в Европу отменили)
И на спасенье бросили - вначале самого последнего квартала…
В трюмах цемент. На палубах: пилёный лес в пакетах
(Доска, брусок); машины грузовые, трубы… Водка где-то -
30 ящиков – упрятана поглубже и подальше с глаз…
Сопровождающий сей ценный груз заверил твёрдо нас,
Что в целости-сохранности бутылки – до единой - довезёт!
Сам заперся в каюте - выделенной специально - слышим: пьёт!
Позднее, он в гальюн направился (едва-едва не на карачках)
И в коридоре у меня спросил: - Братва! На море что, большая качка?!-
Помощник старший – «Чиф» – совсем с ума сходил:
Он никогда не видел, чтоб сопровождающий так пил!
К тому же облажался и второй помощник – «Ревизор» -
Пил с грузчиками (при погрузке ночью) - негодяй, какой позор!
Душа его болела: что и как они там пьяные грузили?..
Простоя избежав, паршивцу всё на «тормозах» спустили…
К тому же беспартийный он и на него управы нет –
Ему не скажешь: - Положите-ка на стол Ваш партбилет!-
По рубке рулевой старпом в отчаянье метался,
На рулевого - тоже пьяного - ворчал, ругался:
- Матрос Саратов, не могли бы Вы и вовсе не дышать?!
Когда же Вы нажраться-то успели, а? Гибона мать!!
- Да я не п-пил! Мы груз на п-палубе до вечера креп-пили!
Ког-да нам п-пить-то было? А затем мы сразу же п-поплыли…
Н-наверно от ус-сталости меня чуток качает…
Спросите б-боцмана, чего он перед вахтой нас работать заставляет?!
А л-лойдовский матрос С-саратов Вас не подведёт!..
С-смотрите сами - судно как п-по ниточке идёт…-
- Моё терпенье лопнуло, товарищ капитан!
Позвольте заменить его? Вы ж видите, он пьян!-
Не выдержал и лоцман, не вступавший в разговоры –
Следил за поворотом и указывал, какие выбрать створы…
Признаться, с самого начала он навряд ли понимал,
За что матросу пьяному наш капитан так доверял?
- Борис Сергеич, ради Бога, ты меня прости,
Но рулевого - от греха подальше - лучше замени!
Навстречу с моря нам никто пока что не идёт…
Но я боюсь, что нас на мель товарищ заведёт -
Не зря матросу твой старпом не доверяет…
- Владимир Юрьевич, пусть боцман поменяет
Рулевого. Ежели, конечно, он найдёт
Того, кто перед выходом совсем не пьёт… -
Сказал старпому равнодушно капитан.
- Пусть он пришлёт того, кто меньше пьян…
Прости, Вадим Егорыч, водочку геологам везём –
Сам понимаешь… Ну а так-то мы ко-не-чно же не пьём! –
Знакомые уже давно и капитан и лоцман улыбались –
Не в первый раз в похожей обстановке оказались.
- Поверишь, рейс ещё не начался, а он уже меня достал!
Всё наспех, кое-как… А-а, что и говорить – аврал!
Почти на треть мою команду перед рейсом обновили,
Кто не был в отпуске давно - всех разом - отпустили!
Кому из новых, непроверенных, прикажешь на руле стоять?!
Вот и приходится…
Ну не хотелось мне матроса обижать,
Прости. На самом деле, парень этот очень неплохой.
Ну выпил... да с устатку… Он - мой лучший рулевой!
К тому же, целый день, вплоть до отхода, груз крепить?…
Я – разрешил им выпить! Ну, а чем ещё их было соблазнить?!
Во всякие там внеурочные они уже не верят!
А если б груз не закрепили мы - ещё бы потеряли время!
Того гляди, шторма пойдут, а там зима нагрянет!
На севере, на Варандее скоро бухта встанет
И нам без ледокола будет к ним не подойти!
Вот и приходится на хитрости да нарушения идти…
Чем в Пароходстве думали, чего так долго ждали?
Насколько знаю я, до октября доставить грузы успевали…
Проводкой ледокольной пользовались лишь идя в Дудинку –
Такая вот весёлая нарисовалась для меня картинка…
На Варандее мне застрять вот только не хватало...
Как будем на плашкоут грузы выгружать,
Когда волна пойдёт под три-четыре балла?!
07.08.14.
Примечания:
1.«Немец» - судно немецкой постройки.
2. Cтарший помошник капитана на судне - старпом – это «Чиф», от английского «Chief Officer» - «Старший офицер» .
Отвечает за…. И в том числе, за:
7) Приготовление всех грузовых планов и документов, а также погрузку и выгрузку судна.
8) Организацию работ членов палубной команды.
9) Поддержание в надлежащем состоянии судовых устройств и общей чистоты.
10) Поддержание палубного оборудования в надлежащем мореходном состоянии при консультациях со старшим механиком.
11) Исполнение любых других обязанностей по указанию капитана.
3. «Ревизор» - это второй помощник капитана.
Второй помощник капитана отвечает перед старшим помощником капитана за:
1) Несение стояночной вахты в порту, включая надлежащий контроль за грузовыми операциями. 2) Обслуживание судовых противопожарных систем и оборудования, судовых спасательных средств, дыхательных аппаратов, самоспасателей и т.д. Дополнительно курирование третьего помощника капитана и третьего механика в обслуживании спасательных шлюпок, шлюпочных двигателей и противопожарного оборудования в машинном отделении соответственно.
3) Ведение соответствующих формуляров техобслуживания.
4) Любые другие обязанности по указанию старпома.
Второй помощник капитана в случае необходимости заменяет старшего помощника капитана.
Свидетельство о публикации №114080704665