Итоги одного года. Заключение

*****

«ЧТОБЫ ЖИТЬ ЧЕСТНО, НАДО РВАТЬСЯ, ПУТАТЬСЯ, БИТЬСЯ, ОШИБАТЬСЯ, НАЧИНАТЬ И    БРОСАТЬ, И ОПЯТЬ НАЧИНАТЬ, И ОПЯТЬ БРОСАТЬ, И ВЕЧНО БОРОТЬСЯ И ЛИШАТЬСЯ. А СПОКОЙСТВИЕ – ДУШЕВНАЯ ПОДЛОСТЬ». (Л. Н. ТОЛСТОЙ)

*****
               
Предостережения и советы Солнечному Лучу
 
       На Солнце тоже есть пятна. — Утверждает народная мудрость и этот же факт доказывают астрономические наблюдения.
       Как бы ни было полноводно и бескрайне море света, плескающееся в берега детства, какими могучими течения нежности и любви, как затмения, над всем этим проносятся времена ураганов и теней. Да! Мы живём в реальном мире, изменчивом и чрезвычайно сложном, но и удивительно прекрасном. Никогда не будем забывать о том, что жизнь - это постоянное преодоление. Что чем больше в нас энтузиазма, чем выше накал творчества, чем искренне желание сделать урок или вообще школьную жизнь детей интересными, неординарными, необычными, тем сильнее нашему желанию и нашим вполне конкретным поступкам противодействие обстоятельств. Прежде всего, это связано с большим количеством ошибок: путь постоянного приближения к истине тернист и непредсказуем — готовых решений на каждый случай просто нет. Водопады и горные течения новых идей, форм и содержания готовы перевернуть плот, на котором плывёт педагог (так часто построить надёжный корабль не хватает ни сил, ни времени, ибо реальный педагог – не научный работник, видящий ребёнка исключительно в книжках как некий идеальный педагогический объект), не оставляя ему на спасение даже соломинки. При искреннем и беззаветном служении делу образования беда не в ошибках. К сожалению, они неизбежны. Проблема в том, как их истолковывать.
       Будем готовы к тому, что любое неоднозначное действие, порой, спорное с точки зрения традиционных подходов к обучению и воспитанию детей будет интерпретировано с точностью наоборот не только некоторыми из коллег (в этом может быть известная доля субъективизма и личных трудно контролируемых симпатий или антипатий). Но и отдельными учащимися, которые, стремясь оправдать своё "отвязанное" поведение перед взрослыми и избежать наказания играют в "испорченный" телефон, переводя вектор удара различных инстанций на учителя. Конфликтная ситуация остаётся неразрешённой, а ребёнок убеждается в своей безнаказанности и жестоко страдает в будущем. Мнимые "доброта" и "забота" самых близких людей в "розовых очках", таким образом, приносят ему только зло.
          Будь осторожен, учитель! В школе ты порой идёшь по минному полю, ты не имеешь права повторять ошибок, каждое твоё слово, каждый твой жест может быть истолкован против тебя. Даже если вдруг иногда становишься как Солнечный луч, остерегайся ослепить тех, кто привык жить в полумраке или даже в полной темноте, и научил этому своих детей. Они, опять же, ни в чём не виноваты. Используй полутона, вкрадчивые, но отчетливые звуки. Оценка происходящего ребёнком чрезвычайно неустойчива, она может, и за очень короткое время, кардинально изменяться. Родители смотрят на тебя его глазами... Редко, очень редко посещая школу. К тому же глупо требовать от ученика, не приученного к ответственности, соблюдения Устава, норм и правил. Проше заставить случайного прохожего поднять в небо пассажирский самолёт.
        Чтобы про вас не говорили, какие бы извращённые версии вашего труда и ваших экспериментов не выдвигали, помните! — Солнечному лучу не пристало обижаться.
        Не пристало мечтать о "спокойной жизни". Солнечный луч — источник света, согревающий души людей, способных видеть и понимать.
        Внутренний нравственный камертон и интуиция позволяет чувствовать прекрасное в красках, звуках, людях. Поступать в соответствии с законами красоты и гармонии. В этом твои надежда и оправдание высшим смыслом, учитель, в этом — твои шит и меч перед любой клеветой, перед любым искажением твоих мыслей, слов, дел.
        И самое главное — чувство единения с жителями великого школьного государства по имени Детство.

Ханты-Мансийск
 
25-26 апреля 2002 года


Рецензии