Экспертный обзор. Геннадий Руднев. Июль-2014

ГЕННАДИЙ РУДНЕВ
инженер-металлург, литератор

«Родился день в день через 99 лет после А.П. Чехова, но не в Таганроге, а в городе Сокольники Тульской области. Учился в Москве. Закончил МИСИС, работал в Новокузнецке, Липецке на металлургических комбинатах по специальности. С 2004 г. – в Подмосковье, служу на стрелковом комплексе инженером.
Автор четырех книг прозы: «Страсти по неведомому» («Детские игры»), Кемерово, 1991 г.; «Смазчик», Новокузнецк, 1992 г.; «Мелодия дрожи», Тверь, 2005 г.; «Букварь для покойников», Липецк, 2006 г. Публикации в журналах: «Огни Кузбасса», «День и ночь», «Октябрь» (стихи) и инете. Состою в Союзе российских писателей, который меня ни к чему не обязывает, с 1996 г.
Пишу редко, но много. Больше читаю и перечитываю, отдавая предпочтение текстам, содержащим искренность, крепкий ум и художественное мастерство».
Страница на Стихи.ру - http://www.stihi.ru/avtor/rg0211


***


Сначала о подходе. Черном, металлургическом. Чугун – сплав железа с углеродом по химическому составу, причём углерода в нем раз в 40 меньше. Чем больше его выжигать, тем ближе чугун будет к стали, а сталь - всё прочней. Конечно, можно сталь легировать малыми дозами других металлов, плюсовать флюсы, подвергать всевозможным обработкам, чтобы добиться желаемого качества - суть останется прежней: во-первых, железо; в-сороковых – углерод. Работа эта горячая, грязная, опасная, но красивая со стороны и необходимая людям. Они потом этой сталью и корм себе добывают, и калечат друг друга, и (очень редко) создают из неё произведения искусства, которые, в свою очередь, попав в землю, как и всё железное, через какие-нибудь 2-3 тысячи лет окислятся в ржавь и исчезнут. Железо - само по себе, углерод – сам по себе. В отличие от драгоценных металлов и ещё одного железа, метеоритного, необыкновенной чистоты, которое падает нам с неба.

Как вы понимаете, аллегория эта связана как с развитием нашей цивилизации, так и с движением языка, литературы и поэзии. Хотя этого можно было и не говорить людям, причастным к речи, рифмованной или нет – не важно. Важно договориться о понятиях. А они будут таковы:

1. Крица – продукт из сыродутного горна. При этом древнейшем способе: ударами по заготовке - более половины железа пропадало в шлаке.
2. Чугун – предтеча стали. Он разный бывает. Передельный – для стали, а также ковкий, белый, серый, половинчатый и т.п., по назначению.
3. Сталь - сплав. Готовое изделие. Тут и добавить нечего.
4. Шлак – отходы производства, очень важные для удаления примесей из чугуна и стали. Основа многих строительных материалов.
5. Флюс – (не путать с опухолью) – добавка к руде, позволяющая легче отделить металл от шлака.
6. Руда – минерал, в который входит металл.
7. Агломерат, окатыши – рудный концентрат для производства чугуна.
8. Кокс – источник углерода и высокой температуры в доменной печи.
9. Эксперт – ваш добрый знакомый из доменного цеха.
10. Автор – лицо, попавшее в лонг-лист БЛК.


ОБЗОР

ИГОРЬ БРЕН «Тем, кто раб и груб»
http://www.stihi.ru/2014/04/20/10612 номинатор Алексей Ефипов

Крица. Неуёмные старания автора вывернуть материал и отколотить его с разных сторон тяжелым молотом приводят только к высеканию искр в ущерб содержанию и процессу.
А «вскачь – стена» и «вспять – стена» - удары мимо цели.


ЮЛИЯ СТРИЖОВА «Собака»
http://www.stihi.ru/2014/06/22/5416 номинатор Алексей Ефипов

Окатыши. Из такого по Стихире можно насобирать и насыпать целый хоппер для большой чугунной детской книги. Хорошей книги.


ЮЛИЯ ЛОВЫГИНА «Небо»
http://www.stihi.ru/2014/03/23/4359 квота главной редакции

Руда. С малым содержанием металла. Надо обогащать, нагревать, удалять шлаки «течёт куда-то вдаль» и т.п. И определиться, наконец, небо – поющий степную песню жираф или ладонь, которая в солнечный день готова превратить бродягу в звездочета?


ЧУДАК ПРОСТО «мама меня не ищет»
http://www.stihi.ru/2014/06/26/5330 номинатор Елена Наильевна

Чугун. С примесями. Иногда вредными: «миром», «пацанёнок-альт»; иногда полезными «жарит пахучий чан», «слёзы засохли вишней». Чугун скорее половинчатый. Но готовый к употреблению.


ВИКТОРИЯ ДВОРЕЦКАЯ «Хамелеон»
http://www.stihi.ru/2014/07/03/6965 номинатор Елена Наильевна

Чугун. Белый. Чистый. Очень похоже на изделия каслинского литья. Художественное произведение. Но не сталь.


МАЙЯ ШВАРЦМАН «Родители»
http://www.stihi.ru/2014/07/02/7665 номинатор Юлия Вольт

Крица. Желание вбить в содержание банальные истины не спасает даже острый, но ожидаемый конец.


АНДРЕЙ ПУСТОГАРОВ «Осока»
http://www.stihi.ru/2010/08/03/6678 номинатор Георгий Яропольский

Чугун. С полным отсутствием цвета. Что-то дальтоническое. «Прежние пруды» - просто шлак.


МАРИНА КУДИМОВА «Ватники»
http://www.stihi.ru/2014/07/04/7765 номинатор Георгий Яропольский

Шлак. Цветистый, агитпроповский. Совершенно бесполезный, ничего не добавляющий ни к составу, ни к содержанию.


ДОМ АСТРЕЛИ «Молчание трилобита»
http://www.stihi.ru/2014/02/21/7951 номинатор Лёша Исхаков

Кокс. С включениями остатков трилобитов. Горюч. Но – сам для себя. Изделие, готовое к полному сгоранию. Практически без остатка.


ЧЕРНАКОВ «Роль»
http://www.stihi.ru/2014/07/04/7480 номинатор Лёша Исхаков

Крица. Грубо отколоченная заготовка старого перевёртыша. Содержания мало, искр много. Но не ярких.


МИХАИЛ МИНАИЧЕВ «Феи дырявых носков»
http://www.stihi.ru/2014/05/06/4568 квота главной редакции

Хорошая стальная отливка. (И металл тут был упомянут не зря). Вот так, незамысловато, можно дырявым носком мастерски заарканить фею. Так только мастер может.


БОРИС ГРИНБЕРГ «СОН-НЕТ»
http://www.stihi.ru/2012/06/26/3946 номинатор Юлия Вольт

Цельное стальное кружево. Продуманное по хорошему эскизу от иглы до верблюда. Такое не стыдно хорошему человеку и на оградку поставить. Пусть помнят.


АНДРЕЙ МАРТЫНОВ СЛОВО «По шороху листвы узнаешь лес»
http://www.stihi.ru/2012/03/04/7427 квота главной редакции

Сталь. Листовая с оцинкованным покрытием. Целый рулон. Очень качественная. Зря только ОТК на ней свой штамп поставил в конце.


ФИЛИПП АНДРЕЕВИЧ ХАУСТОВ «Белый адресат»
http://www.stihi.ru/2012/07/01/2496 отборочный тур БЛК

«Белое». Не имеющее к сплавам никакого отношения. Пластическая нерифмованная масса, которая ничем не оправдана и ни к чему не привязана. Об этом, вероятно, стоит поговорить отдельно.

Явление рифмы, как возвращение в звукопись ритмической речи, подобно скрепляющим связям в кристаллической решётке. Иначе они распадаются. Это открытие позволило людям закрепить память ещё с детского возраста, создать современные образцы поэтических и вокальных произведений, поговорок, слоганов. Отсутствие рифмы превращает даже ритмическую речь в аморфную массу, которая по своему происхождению должна быть четко определена, а именно:
1. Неспособность автора зарифмовать написанное.
2. Нежелание автора сделать это.
3. Невозможность зарифмовать текст (в случаях построчных переводов, официальных бумаг, газетных статей и т.п.).
4. Непонимание автора, что такие тексты к стихам относятся по касательной.
5. Неумение автора писать прозу, которая оценивается по другим критериям.

Будь это отрывком из пьесы (есть такой опыт), отголоском Песен о соколах и буревестниках, да чем угодно подобным в новой форме, можно было улыбнуться на «нескладушки», но когда намеренно не зарифмовано то, что легко уложилось бы и в рифму и в размер, следует относить автора к вышеозначенным пяти пунктам. Отсюда следует договориться ещё об одном понятии:

11. Пластмасса – аморфный материал, созданный искусственным путём из продуктов нефти и газа. Обычно лёгкий, дешёвый, используемый при производстве товаров широкого потребления. Плохо утилизируется, один из главных загрязняющих природу материалов. При горении порождает удушливые запахи и отравляющие газы.


СВЕТОИСКАТЕЛЬ «тысяча вторая ночь»
http://www.stihi.ru/2014/06/21/2708 отборочный тур БЛК

Пластмасса. Картинка, сложенная из разноцветных пазлов. Неструктурированная. Собирается и разбирается с любого угла на составляющие. Их можно добавить, а можно и убрать. Содержание не пострадает.


КАТЯ СОЛДАТЕНКО «Fade to Blue»
http://www.stihi.ru/2014/06/10/4545 отборочный тур БЛК

Руда. Добротная, с высоким содержанием металла. Существует сама по себе глубоко под землёй. Ждёт, когда найдут и переплавят.


ЛЮБОВЬ ЛЕВИТИНА «Я бы...»
http://www.stihi.ru/2013/08/17/8863 отборочный тур БЛК

Руда. Найденная, но неотделённая от породы. В третьем и четвёртом кусках в скобках спутаны времена. «Скуксившееся небо» при переработке точно перейдёт в шлак.


ВЛАДИМИР МЯЛИН «Шумякин»
http://www.stihi.ru/2014/05/13/3048 номинатор Владислав Сергеев

Пластмасса. Ещё в расплавленном состоянии, текучем. Причём разбрызганная по поверхности на несколько лужиц. По происхождению - п.5 + п.2.


ЛЕОНИД КОЛГАНОВ «Златые колени»
http://www.stihi.ru/2014/07/16/7729 номинатор Международный поэтический клуб Рифма.ру

Флюс. Совершенно необходимая добавка к общему содержанию. Одна из древнейших и узнаваемых. Этим и хороша и легко преходяща.


ЕЛЕНА ДАНЧЕНКО «Когда кошачьи страсти...»
http://www.stihi.ru/2014/07/03/9004 номинатор Международный поэтический клуб Рифма.ру

Шлак. Причём остывший. После переработки может пойти на строительный материал. Возможно, на цемент. Возможно, чтобы просто подсыпать дорогу в гололедицу.


СЕЗОННЫЕ МИГРАЦИИ «Мои посетители»
http://www.stihi.ru/2014/04/25/8104 отборочный тур для резидентов БЛК

Пластмасса. Опять в жидкотекучем состоянии. Полная аморфность. По происхождению – п.4


ЧЕН КИМ «Коногон»
http://www.stihi.ru/2014/05/01/6520 отборочный тур для резидентов БЛК

Стальная подкова – изделие прочное и полезное. Прошедшее через множество рук и мук. И потому, что является символом, ангел не зря над ней раскрывает стальные крылья с включениями метеоритного железа.


АЛЁНА РЫЧКОВА «Хоронили удода»
http://www.stihi.ru/2014/04/28/1212 отборочный тур для резидентов БЛК

Прочный стальной браслетик для девичьих часов, которые до сих пор точно показывают время.


KOUKKET «Медведица-река»
http://www.stihi.ru/2014/04/18/4512 отборочный тур для резидентов БЛК

Пластмасса на основе эпоксидных смол с включениями металлической стружки для прочности. А могло быть янтарём с древней мухой внутри.


ОП ПАВЛИНИЙ «здесь было море»
http://www.stihi.ru/2014/05/24/7815 отборочный тур для резидентов БЛК

Агломерат. Обогащенный донельзя, но забытый на рудном дворе. Его бы перебрать предварительно от налипшего, отпадежить, дозапятить, проточковать, глядишь, и годился бы для чугуна.


ЛЕОНИДОВА КИРА «летние перспективы»
http://www.stihi.ru/2014/06/29/5714 отборочный тур для резидентов БЛК

Пластмасса. Из хорошо изолирующего материала. Скажем, ручка для стальной отвертки, кончик которой в конце и появляется.


ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА «поиск себя»
http://www.stihi.ru/2014/05/29/2605 отборочный тур для резидентов БЛК

Чугунная отливка неопределённой формы. С явно искривлёнными краями. Угадать, что хотели отлить, трудно. Но работали ведь. Старались.


АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «на коже проступит прошлое»
http://www.stihi.ru/2014/06/28/1657 отборочный тур для резидентов БЛК

Окатыши. С высоким содержанием. И с низким. Раскатившиеся сами по себе. Собрать их в одно целое не представляется возможным.


ЮРИЙ ОКТЯБРЁВ «Рушник»
http://www.stihi.ru/2014/07/11/7635 номинатор Владислав Сергеев

Руда. С низким содержанием, но из богатого месторождения. Скорее всего, из карьера. Добытая открытым способом и перевозимая 120 тонными Белазами в очень больших объёмах.


ОЛЬГА КОРЗОВА «Грибоедову»
http://www.stihi.ru/2012/04/25/3410 квота главной редакции

Изделие из стали. Возможно, дамасской. С зеркальным блеском. В нём отражаются время и чувства.


ЕВГЕНИЙ ПЛАТОНОВ "Веришь - не веришь"
http://www.stihi.ru/2012/12/06/6465 номинатор Татьяна Комиссарова

Хороший чугунный глобус. Со своей продувкой ветрами и даже сверлением не до слёз, так до пота.


НАИЛЬ МЕЛИХАНОВ "Время моё"
http://www.stihi.ru/2014/04/06/11945 номинатор Татьяна Комиссарова

Стальные рельсы. Путь, движение. Расстояния не считаешь. Вернее – не замечаешь длиннот. Яркие пейзажи по сторонам. И во времени, и в себе, и вокруг.


НИНА КРАСНОВА «Об искусстве смотреть на картины»
http://www.stihi.ru/2014/07/13/7766 номинатор Ильдар Харисов

Пластмасса. Происхождение – п.2+п.3+п.4. Нереально аморфное. Вот сколько много можно сказать о явном, но без очков!


ЕВГЕНИЙ ПОСПЕЛОВ «Мне снился Бог уже немолодой...»
http://www.stihi.ru/2014/07/20/7523 номинатор Ильдар Харисов

Нержавейка. Сталь, конечно. О легированности можно и поспорить, но углерод выжжен до предела. Вопрос о назначении. «Ангел в мундире», «ангел-клоун», «бог немолодой»…
Здесь «снился» не проскочит. Марка стали не позволяет неточностей.


АНДРЕЙ МОИСЕЕВ «Не дай господь...»
http://www.stihi.ru/2014/07/03/393 номинатор Тейт Эш

Кованая вещь. Стальная. Сделана по хорошему образцу. Может быть памятником. А может и не быть. Как кривая ляжет.


ГЕОРГИНА МЕФИСТОПОЛЬСКАЯ «Такое лето»
http://www.stihi.ru/2014/07/04/7585 номинатор Тейт Эш

Стальная вязь из тончайшей проволоки. Узор за узором. Как из струн. И музыка слышна. И тепло чувствуется, будто они под напряжением.



ВЫБОР


МИХАИЛ МИНАИЧЕВ «Феи дырявых носков»
http://www.stihi.ru/2014/05/06/4568 квота главной редакции

БОРИС ГРИНБЕРГ «СОН-НЕТ»
http://www.stihi.ru/2012/06/26/3946 номинатор Юлия Вольт

АЛЁНА РЫЧКОВА «Хоронили удода»
http://www.stihi.ru/2014/04/28/1212 отборочный тур для резидентов БЛК

ОЛЬГА КОРЗОВА «Грибоедову»
http://www.stihi.ru/2012/04/25/3410 квота главной редакции

ЕВГЕНИЙ ПЛАТОНОВ "Веришь - не веришь"
http://www.stihi.ru/2012/12/06/6465 номинатор Татьяна Комиссарова

НАИЛЬ МЕЛИХАНОВ "Время моё"
http://www.stihi.ru/2014/04/06/11945 номинатор Татьяна Комиссарова

АНДРЕЙ МОИСЕЕВ «Не дай господь...»
http://www.stihi.ru/2014/07/03/393 номинатор Тейт Эш

ГЕОРГИНА МЕФИСТОПОЛЬСКАЯ «Такое лето»
http://www.stihi.ru/2014/07/04/7585 номинатор Тейт Эш

ВИКТОРИЯ ДВОРЕЦКАЯ «Хамелеон»
http://www.stihi.ru/2014/07/03/6965 номинатор Елена Наильевна

ЧЕН КИМ «Коногон»
http://www.stihi.ru/2014/05/01/6520 отборочный тур для резидентов БЛК


С металлургическим приветом и добротой ко всем,
Геннадий Руднев


Рецензии
М-да... Поэзия с точки зрения металлурга, это конечно сильно.
Надеюсь, в следующий раз увидеть обзор начальника транспортного цеха.

Лера Мурашова   09.08.2014 12:22     Заявить о нарушении
Уж, на что горазды, тем и...

Геннадий Руднев   12.08.2014 20:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.