Итоги одного года. Часть четвёртая - 5

Педагогический дневник

Окончание:

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Добро пожаловать в шестой!

            Вот и пролетел этот год, наполненный самыми разными событиями в жизни каждого из нас, участников учебно-воспитательного процесса. Было всё. Взлеты и падения... Трудности родной школы, родного коллектива переживались, как свои. Однако в памяти остаётся только хорошее: дни, недели, месяцы, проведённые в храме Знаний, в гостях у восторженного детства и застенчивой в своих открытиях юности. В памяти остаются улыбки учеников и коллег, строгая требовательность и безграничное терпение администрации. Пусть не всё получилось так, как рекомендовал календарный тематический план... Пусть не обошлось без разочарований и слёз из-за несправедливо поставленной оценки... Пусть в конце рабочего дня торжествует усталость... Важно другое: в учителе, когда он входит в класс или просто встречается со своими учениками, пусть да же на улице, пусть даже случайно, непременно оживает гармония. Такая, какой она бывает лишь в раннем детстве:

                "Мир детства невесом и тонок
                Как флейты плавающий звук -
                Пока мне улыбается ребёнок
                Я знаю, что не зря живу.

                И каждым утром, как сначала,
                Приветствую улыбки глаз:
                То радостный и бодрый, то усталый
                Вхожу, как на премьеру, в класс.

                Твердят друзья: "Найди работу тише!"
                Но я себя опять ловлю
                На мысли, что вот этих ребятишек
                Я как своих детей люблю..."

                2002 г.

             На уроке педагог чувствует себя художником, осторожно, нежной кистью слова или жеста старающимся наполнить их ещё искренние и незамутнённые души светлыми, жизнеутверждающими красками. Или скрипачом, играющим если и не виртуозно, то с вдохновением и без фальши.
             Есть мнение: спецификой своей деятельности учитель призван тонко чувствовать божественную красоту окружающего мира, любой ребёнок для него должен быть одухотворён. К тому же это - одно из основных требований гуманизации современного образования.
             Каждый учитель - если педагогическая специальность - это его действительное призвание - способен стать Паганини своего класса - скрипки, отдавать детям себя, и в первую очередь – огонь и самоотверженность своего сердца, любовь и нежность своей души. Не бойтесь опустошения. Эту огонь и эту любовь дети сторицей возвращают нам, врачуя наши сердца, своими жизненными успехами убеждая нас в том, что мы трудились не напрасно, что наш труд простого учителя - самый почётный, самый благородный на свете.
             Самое главное условие в любом деле воспитания - условие терпеливой и бескорыстной любви. При этом условии даже серьёзные педагогические ошибки не окажутся фатальными. Без этого - даже глубокие знания и безукоризненное предметное мастерство не принесут желаемых радости и успеха: авторитет, любовь и уважение детей не дают в нагрузку к высшей профессиональной категории. В этом секрет. В этом истина... Каждый своего добивается сам, каждый выбирает свой путь. Но общим остаётся одно желание — нести ребёнку не только свет знаний, но радость мироощущения, радость жизни. В исполнении этой миссии — счастье учителя.
             Скоро, совсем скоро классы, в распахнутые окна которых вплывают дымчатые августовские облака, наполнит весёлый смех и гомон. Коридоры школы украсит одна волнующая картина: цветы и дети. Вы хотите жить, вы хотите учиться, вы тоже ждали нашей встречи! — Потому мне остаётся сказать:
               
                «Добро пожаловать в шестой!»
 
                г. Ханты-Мансийск
               
                2001 — 2002 г

Окончание следует:


Рецензии