Под Маской Разбор 15 Александр Носачев

Внимание, Герои и Героини!

Наш замаскированный Герой из 14-го разбора - снова с нами. А значит, актуальна награда за его "поимку", и актуальны версии, высказанные в предыдущем разборе (кто участвовал).

Перед нами снова - миф, на этот раз о Сизифе и его тяжелом камне.
Высказывайтесь, желающие. Можете открыто, можете приватно
natikodgan@mail.ru

Рецензии, переданные анонимно, будут размещены в тексте произведения под стихотворением нашего Героя. Герой может снять маску в любой момент - не пропустите этого момента) Мне кажется, он представится. Впрочем, об этом может знать только Герой.

Итак, приступим!

/фото из Интернета/
/анонс Натико/
/стихотворение из электронной почты, размещено анонимно согласно желанию Автора/

___________________________________
______________________________________
______________________________________

Сизиф

 

И вновь Сизиф к вершине катит камень…
Кровавый пот со лба ручьём струится,
Немеют руки, сердце бешено колотит,
Безмерной тяжестью на плечи давит камень,
Круги в глазах, и меркнет свет сознанья…
Но надо шаг за шагом подниматься
Тропою узкой, колеёй, пробитой в скалах,
Вверх шар катя, стремясь к освобожденью.
И хуже мук телесных – злые думы:
Преследуют его воспоминанья, –
Эринии вкруг вьются, злобно жаля.

Вот он, избранник светлых олимпийцев,
В чертогах золотых пирует с ними,
Богов наперсник и поверенный их тайн,
И смертный человек – и полубог.
Любимца щедро боги одарили:
Здоровьем, красотой, умом глубоким,
Величьем царским, грозной ратной мощью;
Почёт придворных и любовь народа,
Спокойствие державы, мир семейный –
Богиня Ти;хе всё в судьбу вложила…

Но мало показалось счастья смертных,
И тайны сокровенные Вселенной –
Божественное знание и мудрость,
Что были доверительно открыты,
В мир дольний, грубый и корыстный, он принёс;
Не ведая губительных последствий,
Не постигая суть миропорядка,
Не веря правде замысла Олимпа,
И сонм богов в своей гордыне презирая.

Он не нашёл в себе духовной силы,
Не смог возвысится над диким нравом века,
Преодолеть его жестокость, ярость, злобу
И новый ясный свет открыть для мира.
Ничтожных временных успехов лишь добился
В борьбе неравной человека с Властью
Неизмеримо сильной, прибегая
К коварству, хитрости, уловкам нечестивым,
И в прах синклитом вышним был повержен, –
За вероломство ж вечной муке обречён.

В насмешку же потугам его тщетным
Преодолеть богов предначертанье,
Казнят неотвратимой карой вечной –
Катить в подземном царстве на вершину
Горы огромный камень; лишь титанам
Под силу с места сдвинуть эту глыбу.
Когда же остаётся до вершины
Всего два шага, камень ускользает
И вниз в долину с грохотом несётся;
И тяжкий труд, и кровь, и пот – напрасны…

Не должен слабым он предстать перед богами,
Пусть знают – в нём достоинство осталось,
И не сломить его жестокой карой,
И вновь, и вновь стремится он к вершине
Хотя б на миг испить глоток свободы…
В который раз вершат расправу боги,
Безжалостно шар-глыбу низвергая               
С горы к подножию, стезе уныло-скорбной,               
Ему в страдание и в назиданье прочим…
И вновь Сизиф к вершине катит камень…

_______________________________________
_________________________________________

Первый Рецензент
(рецензия публикуется из электронной почты анонимно, согласно желанию Автора)
Цитирую:

"С уважением к Автору, и не претендуя на истину  /беглый взгляд перед сном/.

 

Как и предыдущий миф, «Сизиф» – несколько затянут. Много пояснений, дополнений, лишних деталей. Изложение более краткой версии, возможно, читалось бы легче и выглядело выигрышнее.

Сразу же, вторая  строчка:  «кровавый ручей»! –  задает неправильное направление воображению читателя. Пафоса и а-ля греческий риторики – перебор.

«вверх шар катя, стремясь к освобожденью» – знающим миф, строчка ясна; незнающих – напрягает;

что значит «одарить….грозной ратной мощью»??;

не совсем понятно: «не веря правде замысла…» /и тут же всплывает незабвенный Пушкин «над вымыслом слезами обольюсь»/,

и таких шероховатостей по всему тексту – многовато.

      

Впечатление, что Автор выложил «заготовку» стиха, полуобработанную глыбу мрамора. Замысел, идея – не совсем ясны… Пересказать миф? Сопоставить его с … с чем именно? Высказать что-то свое, связанное с мифом о Сизифе?

Будет ясна цель, внутренний стержень стихотворения  – станет ясно, что именоо «лишнее» отсечь и где – шлифовать. Пока… пересказ мифа «своими словами». А сама идея "присмотреться" к древнегреческим мифам - импонирует"


Рецензии
разрешите оспорить один момент: у Сизифа не было никакого достоинства, он вёл себя, мягко говоря, некрасиво, неблагодарно, лицемерно, а порой и откровенно преступно - как по отношению к людям, так и по отношению к симпатизирующим ему богам.
В тексте есть ряд принципиальных фактических нестыковок и противоречий

Крылатый Ёжик   04.08.2014 19:53     Заявить о нарушении
Получается (по мифу), что он просто получил по заслугам, и, как говорится, так ему и надо? Но тогда конфликта как такового и не существует... Есть "преступление" и "наказание".
Хотя даже из рядового "преступления и наказания" Достоевский, например, ухитрился сделать роман)))

Натико   05.08.2014 09:04   Заявить о нарушении
Ой, Ежик...
историю /даже мифическую/
пишут - Победители :)
тут - записано "со слов Сизифа" верно
))

Елька22   05.08.2014 10:13   Заявить о нарушении
Давайте не будем про Достоевского, а не то я разверну рассуждения со ссылками на множество авторитетов страниц этак под сто...
Когда мы говорим о литературе, мы почему-то часто забываем о том, что идея, идеология - это важнейшая часть любого произведения.
Вы знаете, что все убийцы, насильники, наркоторговцы уверенно считают, что они ни в чём не виновны, а жертвы виноваты во всём сами. Перед преступниками стоял выбор - или они, или же их... И если вы попытаетесь не согласиться, то однозначно поставите их в эту самую ситуацию выбора. По крайней мере, в том, что они вам перережут горло, кроме вас никто не будет виноват, потому что они от вас защищались.
То, что сегодня общество живёт по преступным законом и судит о событиях и людях с уркаганской позиции - я считаю, что это не очень хорошо...
Сизиф катит камень в гору не для подтверждения собственного достоинства - он просто искренне верит, что боги в очередной раз лоханутся, и он получит свободу.

Крылатый Ёжик   05.08.2014 10:35   Заявить о нарушении
любая религия и не подразумевает конфликта. Потому что в конфликте нужно две стороны. Любой бог неизмеримо выше человека, хотя поздняя античность перед тем, как уничтожить своих богов, постаралась их принизить. Боги не выкаблучивались перед Сизифом и не обманывали ни его, ни кого-то другого. Люди судят о богах по себе, и в этом и есть их конфликт с самими собой, но не с богами. Сизиф считает себя выше богов... Вспомните пушкинскую "Сказку о рыбаке и рыбке", как там старуха, долго пробыла владычицей морскою?

Крылатый Ёжик   05.08.2014 10:43   Заявить о нарушении
Вообще-то ни одного мгновения.
Ну что ж, блестяще, Крылатый!
Недавно обсуждался один любопытный документ, обосновывающий с новых позиций запреты на многие сказки и книжки.
Например:

"Иван-Царевич и Серый Волк" - запрещено к прочтению из-за "принудительного пленения царевны", а также "проникновения Ивана в сад с последующим хищением яблок без показа отрицательности этого поступка".

"Колобок" - из-за изображения гибели героя без подробностей, но без осуждения того, что сделала Лиса.

"Марья Моревна" - из-за "принудительного удержания Марьи Моревны в плену", а также "изображения смерти Кощея без описательных подробностей".

В общем, акценты в самых безобидных сказках можно расставить по-разному. А мораль есть "глубинная" и "показная". Вот с точки зрения "глубинной" морали самый уважаемый из наказанных - Прометей, который нес огонь людям и за это поплатился. Даже Гефест испугался и по приказу Зевса выковал другу цепи.
Может быть, античные боги - это способ напомнить людям друг другу о том, что они люди и должны поступать по-человечески.

С тем, что оценивать художественное произведение надо с МОРАЛЬНЫХ позиций, я абсолютно согласна, пять баллов за утверждение.

Натико   05.08.2014 11:22   Заявить о нарушении
боги, полубоги, герои "взятые" в боги...
а как насчет до-богов? до-олимпийских? титанов ...
они вроде "не слабее" Зевсов и прочих
/начиная с греческого пантеона их/до-богов/ история тоже...пишется победителями
сия участь и греческий пантеон не миновала.
Ежик, трактовать факты /хи-хи факты мифов/
можно с позиции разных участников
и даже "свидетелей".
воть я, например, после твоих слов
думаю не рассмотреть ли Сизифа - как преступника, вставшего на путь исправления в ИТК, но вновь и вновь "не выполняющего норму" и не достойног поэтому к УДО.
но тем не менее, стремящегося к этому.
))
/ваще, мну казалось, с Сизифом -- разборы закончили? :) :)/

Елька22   05.08.2014 11:33   Заявить о нарушении
Елька, если Рецензенты хотят высказаться, я не мешаю.
Разбор продолжается до тех пор, пока Герой не получит ответа на свои вопросы, но вдруг кто-то нашел разбор позже? Или высказывает неожиданную, отличную от остальных точку зрения?
Мне кажется, можно и продолжить.

Натико   05.08.2014 11:40   Заявить о нарушении
Ёжик, пауза затянулась, и я подумал, что все желающие уже высказались.
Можно и продолжить... :)
Исторический подход, даже к мифам (всё-таки отражение каких-то исторических событий) состоит в том, что выводы нужно делать на основании норм ТОГО времени. В этом отношении деяния или злодеяния Сизифа не выходили разительно за рамки (вспомним Герострата). Мне иногда кажется, что в наказании Сизифа проявилась ревность богов.

Александр Носачев   05.08.2014 12:10   Заявить о нарушении
Натико,
это так... реплика из зала :).
по поводу сказок - улыбнуло :).
Ежик...
не вспомню... была прикоьная фантастика
несколько новелл
боги /имена те же/ - космонавты, сверхлюди
осевшие /звездолет не может улететь/ на планенте.
И "греческая мифология" с небольшими интерпретациями...
про Сизифа не помню.
/лля Натико/
Прометей точно был. И очень четко была показана пагубность его "отдачи огня" "туземцев" ((.
/и для "богов" и для "туземцев"/

Ваще, мифические сюжеты - одно из самых интересных направлений...
Вы на Лир. Герое Конкурс под них -- забабахайте :)
Женские образы - для мужиков, мужские - для женщин...
аккаунты неопределенного пола выбирают группу - сами.
Использование скифской, кельтской, индийской мифологии - Вне конкурса ))).

Елька22   05.08.2014 12:18   Заявить о нарушении
Натико, а что это за документ? Это позиция некоммерческой организации "Ответственные родители"?

Александр Носачев   05.08.2014 13:07   Заявить о нарушении
Навроде того. Там жуткий документ, компрометирующий все лучшие русские сказки на корнЮ. У меня где-то был дубликат, я попозже постараюсь сбросить, Саша.

Елька, как в песне:
"поздно мы с тобоооооооооой встретилиииииииииись".
На ТМ "Гуси-Лебеди" год назад был конкурс "Пантеон. Игры богов". Там как раз было 12 туров, каждый посвящен какой-нибудь мифологической системе.

Натико   05.08.2014 13:28   Заявить о нарушении
Нат, я посмотрю...
Если придумается другой формат - брошу в почту...
/сюжеты то бродячие :)/
Если по другому поставить Задачу )).

Елька22   05.08.2014 13:31   Заявить о нарушении
Ельк, ты не поняла.
Я еще раз к этой теме покамест вернуться не готова, там было СТОКО мифов, что мне до сих пор еще хватает. Но стихи были отличные! И редкие мифы откапывались, в общем, воспоминания приятнейшие)))

Натико   05.08.2014 13:46   Заявить о нарушении
Елька, этический момент сизифовой истории заключается в том, что его наказание заключаено как раз в нём самом: он, в своей гордыне, хочет и после смерти каким-то образом перекатить камень через гору и показать богам, что он их превосходит. Нежелание принимать реальность таковой, как она есть = неспособность понимать реальность.

Если говорить о титанах и первоначальных богах, многие из них удачно вписываются в олимпийский пантеон. Гея, Никта, Уран, Крон, Афродита, Океан - это те имена, которые вписались наиболее стабильно, но на деле их намного больше. Но этическая сторона отношений поколений богов до эллинистического периода не подлежала оценке людей, однако отношение людей к богам, вернее, неуважение людей к богам, считалось грехом, который должен быть наказан и на излёте греческой цивилизации

Крылатый Ёжик   05.08.2014 13:52   Заявить о нарушении
Ежик, дискуссия может быть долгой...
/люблю с Вами спорить)))/
понятие "сизифов труд" включает в себя наказание в виде: невозможность достижения цели, победы, конечного результата.
а вот сам процесс. тут уже возможны интерпретации.
По поводу его бессмысленности-результативности...
Вы рассматриваете /Ты рассматриваешь/ "одну сторону медали".
Я - другую.
Обе имеют право быть.
И есть. В разных пропорциях в разных явлениях современой жизни.
/ну... неизлечимая болезнь, врожденное уродство, тот же СПИД - как наказание; еще можно варианты ... от политики, точнее борьбы с ней, до ... уборки мусора в пригородном лесочке :)/
Я ухожу).
/к ночи зангляну/

Елька22   05.08.2014 14:09   Заявить о нарушении
Крылатый Ежик, значит, конфликт внутри персонажа имеет место быть - гордыня, там, или еще какие-либо внутренние качества, которые привели к внешним противоречиям. Только Автор это подводит под черту "борьбы личности с системой", а Вы - "личного эгоизма и гордыни".
Как сказал бы Холмс, "Ватсон, вы все правильно оценили и сделали верные выводы из наблюдений, но поставили знак минус")

Натико   05.08.2014 15:04   Заявить о нарушении
Натико, маленькое уточнение: возможна вариация "выживание личности в трудных обстоятельствах" (надуманных или реальных). А так всё напоминает отношение: стакан полупуст или полуполон.

Александр Носачев   05.08.2014 15:15   Заявить о нарушении
Разобрали Сизифа ещё хлеще, чем Полифема)
Добавлю ещё одно соображение. Если Сизиф противопоставил себя системе, за что и получил наказание, то Полифем сам создал свою систему (на своём острове, в своём мирке) и нещадно наказывает тех, кто эту систему попытался вывести из равновесия, пусть даже невольно. Акид поплатился жизнью, а Гадатея потерей любимого.
Из двух героев мифов, да и стихов тоже, лично мне больше нравится Полифем

Механик Яната Эспирито   05.08.2014 16:52   Заявить о нарушении
"Оговорочка по Фрейду" вышла))) Галатея всё же гадкая бабёнка)))

Механик Яната Эспирито   05.08.2014 16:57   Заявить о нарушении
Iuppiter iratus ergo nefas.

Лукиан 2 век. до н. э.

Александр Носачев   27.08.2014 00:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.