2. Ghost House Дом призраков

Ghost House*
I dwell in a lonely house I know
That vanished many a summer ago,
And left no trace but the cellar walls,
And a cellar in which the daylight falls,
And the purple-stemmed wild raspberries grow.

O'er ruined fences the grape-vines shield
The woods come back to the mowing field;
The orchard tree has grown one copse
Of new wood and old where the woodpecker chops;
The footpath down to the well is healed.

I dwell with a strangely aching heart
In that vanished abode there far apart
On that disused and forgotten road
That has no dust-bath now for the toad.
Night comes; the black bats tumble and dart;

The whippoorwill is coming to shout
And hush and cluck and flutter about:
I hear him begin far enough away
Full many a time to say his say
Before he arrives to say it out.

It is under the small, dim, summer star.
I know not who these mute folk are
Who share the unlit place with me--
Those stones out under the low-limbed tree
Doubtless bear names that the mosses mar.

They are tireless folk, but slow and sad,
Though two, close-keeping, are lass and lad,--
With none among them that ever sings,
And yet, in view of how many things,
As sweet companions as might be had.
 *
 Я живу в одиноком доме. Я знаю о нём,
  Что много зим назад исчез этот дом:
  Бесследно исчез, кроме стен подвала,
  Подвала, где света дневного мало,
  И лиловой малины стебли кругом.
   
  Решётки как щит лоза заплела,
  Леса возвращаются, пашня ушла,
  У яблони целая роща потомков,
  И дятел стучит по-хозяйски громко,
  И тропка к колодцу давно заросла.
   
  Так странно - сердце болит всё сильней
  В исчезнувшем доме вдали от людей,
  На этой забытой ненужной дороге,
  Где нет даже пыли, а ночью в тревоге
  Взлетает рой летучих мышей.
   
  Пронзительно козодой закричит,
  Захлопает крыльями где-то в ночи,
  Издалека начинает он снова,
  Пока, наконец найдёт своё слово.
  И проскрипит, и опять замолчит...
   
  Я не знаю, кто они, но они тут кругом,
  Те немые, что делят со мной этот дом,
  Живём мы под тусклой летней звездой.
  Ветви низко прикрыли камень седой,
  Имена и даты съедены мхом...
   
  Неутомимы они, но медлительны и печальны..
  Парень с девчонкой среди них... А ночами
  Никто из них не поёт - и всё же,
  Мы общий язык нашли бы, быть может,
  Вот и сложилась бы компания нечаянная...
*перевод Василия Бетаки


Рецензии
Сын Павла Васильевича Бетаки — художника-футуриста, работавшего в кино, и пианистки Сабины Борисовны Маркус. С 1931 года жил в Ленинграде. Пережил блокаду Ленинграда, в которой погибли его мать и отец.

Учился на Восточном факультете ЛГУ (иранистика), но в 1950 году вынужден был прервать учёбу, чтобы избежать ареста. В 1960 году окончил заочно Литературный институт. Ученик Павла Антокольского и Татьяны Гнедич.

Работал учителем, режиссёром самодеятельных театров, инструктором верховой езды, главным методистом Павловского Дворца-музея.

Первая публикация в 1956 году. Первая книга стихов вышла в 1965 году в Ленинграде. С 1965 по 1972 был членом Союза писателей.

Переводил поэзию с английского и немецкого, писал литературные передачи для радио, руководил литобъединением. В 1971 году стал победителем конкурса перевода трёх «главных» стихотворений Эдгара По («Ворон», «Колокола», «Улалюм»), которые были опубликованы в двухтомнике Эдгара По 1972 года («Художественная литература»). Это последняя публикация Бетаки до эмиграции.

С 1973 года жил в парижском пригороде Мёдон. Двадцать лет проработал на радио «Свобода» и восемнадцать (в то же время) — в журнале «Континент». Был одним из организаторов переправки в СССР запрещённых русских книг, изданных на Западе. Во Франции выпустил восемнадцать книг стихотворений, книгу статей о современных русских поэтах и восемь книг переводов.

С 1989 года снова публиковался в России. Был постоянным автором журнала «Звезда», франкфуртских журналов «Мосты» и «Литературный европеец».
Стихи Бетаки отличаются образностью и многоплановостью. Он исходит из непосредственных впечатлений (картин города и природы), но также из политических событий современности и прошлого, подводя к толкованию этих впечатлений. Бетаки обладает отличным чувством формы, ему удаётся остроумная игра с рифмой.

Роберт Ли Фрост   31.07.2014 14:10     Заявить о нарушении