Дом для армянина

Ответ на твое письмо, где чужбину ты назвал - домом ...


... это не дом, а клетка
в холодной чужбине ;
потому что лишь Армения -
Дом для армянина.

Лишь в Армении
на родном языке -
в песнях звучат мечты и печаль,
и дудук поет вдалеке.

Лишь в армянских горАх -
боль и надежда армян :
реет гордый армянский флаг,
греет теплый армянский оджах*.

... мы построим наш дом
под армянским небом,
в той чудесной стране,
где пахнет дыней ... и мятой ...
и хлебом.

*оджах - очаг, арм.


февраль 2013

фотография - Арарат, из интернета, спасибо автору


Рецензии
Вы с такой любовью и теплом пишете об Армении. Очевидно, Вас многое связывает с этой страной.

Я к Армении тоже отношусь с большой симпатией и уважением, мне нравится её искусство. А побывать там ни разу не удалось...

Всего Вам самого доброго.

Яков Цемель   20.01.2015 11:02     Заявить о нарушении
Ай , да, конечно, меня многое связывает с Арменией : я в ней живу ))
Яков, получилось, что Вы написали отзыв к такому стиху, к которому мне хотелось бы добавить несколько слов ... так уж сложилось исторически, что именно евреи и армяне, увы, - 2 народа, которые в большинстве своем живут в чужих странах, в меньшинстве своем - на родине. Но, даже если еврей на чужбине счастлив и богат, - все равно, он находится всего лишь в галуте. И это относится ко всем, принявшим чужбину за свой дом (Яков, я надеюсь, я не обидела Вас ?) Кстати, интересно, что на армянском слово "гахут" (тот же корень !) имеет значения и "колония" (т.е. зависимая территория), и "тюрьма".

Спасибо за отзыв ; обязательно приезжайте посмотреть Армению, если получится. Не пожалеете ! Тут есть очень много интересного. Да и вообще Кавказ - регион изумительной красоты.
С самыми добрыми пожеланиями, Илана

Илана Шалэхет   20.01.2015 16:49   Заявить о нарушении
А я (после того, как почитал стихи из Вашего цикла "Еврейская Звезда") был уверен, что Вы живете в Израиле.

Вероятно, Вы правы, что мы находимся в "галуте", но ничего обидного здесь нет.
Я время от времени люблю перечитывать гениальное произведение Шолом-Алейхема "Мальчик Мотл", и каждый раз нахожу в этой, на первый взгляд, простой и непритязательной повести новые и новые философские глубины. Мотл – олицетворение Движения и Непокоя еврейского народа. Как он счастлив, что может ЕХАТЬ в Америку. А что случилось с другими еврейскими мальчиками, которые остались? Погромы. Гражданская война. Сталинские репрессии. Холокост... Возможно, "галут" необходим для выживания еврейского народа?

А На Кавказе я в молодости бывал: Домбай, Сухуми, Кутаиси, Сванетия (я тогда альпинизмом увлекался). Горы Кавказа до сих пор стоят перед моими глазами.

Рад нашему общению.

Яков Цемель   21.01.2015 15:14   Заявить о нарушении
Яков, взаимно, рада общению ), йом тов !
Знаете, если, может быть (хотя, я и с этим не согласна), галут еще сыграл какую-то роль в выживании еврейского народа ... о, нет, написала и остановилась ... если евреи не были бы рассеяны по разным странам, а жили бы на своей родине, не было бы столько жертв Холокоста ; это все галут сделал. Если больше евреев было бы в Палестине, может, не был бы забыт древний иврит, и Элиэзеру Бен-Йехуде не пришлось бы почти заново, по крупицам восстанавливать почти уже забытый язык ...
А после создания еврейского государства, уже 67 лет, почему же еще столько евреев разбросаны на чужбине ? Да не только начиная с 1948.г., а гораздо раньше, с Первой алией (1980-1890-ые гг.), именно новые репатрианты подняли флаг независимости, сделали возможным создание Израиля. Как говорила Рахель - "мы будили зарю..." Или, по словам Ури Цви Гринберга - "кто шел в крови по полю боя, достоин по нему идти с сохою". По-моему, первые сионисты - это пример бесконечной любви к своей родине.
Зачем же столько евреев отдают свой труд, талант, душу - развитию чужих стран ? Их дети не знают иврит. У их детей не замирает сердце при виде развевающегося израильского флага. Они потеряны для своей страны.
Это мое глубокое убеждение, что галут - это всего лишь изгнание.
Ам Цийон бэ-Эрец Цийон. Возвращение и верность своей земле.

Илана Шалэхет   25.01.2015 15:05   Заявить о нарушении
Илана, я не уверен, что об истории еврейского народа за последние 2 000 лет имеет смысл говорить в сослагательном наклонении. Я далек от ортодоксального иудаизма, но в глубине души считаю, что и диаспора, и восстановление на исторической родине государства Израиль, и восстановление языка иврит было предопределено Богом.

Яков Цемель   25.01.2015 23:02   Заявить о нарушении
Извините, Яков, что еще раз возвращаюсь к нашему разговору. Уже после него я прочитала статью Яира Лапида, израильского писателя, журналиста и государственного деятеля. Я просто хотела привести слова из его статьи в газете "Едиот Ахронот" : "Я сионист. Я верю в то, что в стране Израиля возродился еврейский народ, хотя и с опозданием. Если бы он прислушался к сигналу тревоги, не было бы Катастрофы, и мой покойный дедушка, в честь которого меня назвали, успел бы станцевать с моей бабушкой последний вальс на берегу реки Яркон."
Это я к тому, что Вы назвали "сослагательным наклонением об истории еврейского народа".
А еще у меня появился вопрос ... просто, я не поняла : восстановление государства и языка были предопределены Б-гом. Но почему свой труд, талант, здоровье, а нередко и жизнь, в это восстановление еврейского государства вкладывали именно, ну например, Давид, Йосеф и Рахель, а, скажем, Абрам, остался в сторонке и продолжал жить и трудиться в пользу галута ? (имена подобраны совершенно случайно). Кем был предопределен выбор тех отчаянных сионистов, которые пожертвовали всем ради своей страны ?

Илана Шалэхет   03.02.2015 16:41   Заявить о нарушении
Илана, Вы задаете мне слишком сложные вопросы, связанные с историей еврейского народа. Я не обладаю достаточными знаниями, чтобы ответить на них. Я не могу аргументировано высказать свое мнение, была ли возможность создания еврейского государства до второй мировой войны. Я не знаю, что предопределило появление на рубеже 19-го и 20-го веков таких выдающихся личностей, как Герцль и Жаботинский.

Мне также сложно ответить на вопрос, почему столько молодых и энергичных евреев посвятили свою жизнь революции 1917 года, а не созданию еврейского государства (и вполне возможно, могли бы преуспеть в этом). Не уверен, что без их активного участия (особенно таких личностей, как Троцкий) большевики одержали бы победу со всеми вытекающими историческими последствиями (а их самих впоследствии "выбросили за борт").

Просто, я хотел сказать, что считаю ЧУДОМ восстановление на исторической родине государства Израиль, и восстановление языка иврит.

Яков Цемель   03.02.2015 20:26   Заявить о нарушении