5. Катафалк с газировкой. Тайны романа о дьяволе
ИЛИ
ПОРА МЕЖ НОСТРАДАМУСА И МОЛОТОВА
О времени действия романа "Мастер и Маргарита"
Продолжение. Начало см. - http://www.stihi.ru/2014/07/29/4270
Предыдущая глава - http://www.stihi.ru/2014/07/29/4424
...............
6.Катафалк и тележка с газировкой
БУЛГАКОВ СОЧЕТАЛ НЕСОЧЕТАЕМОЕ СООБРАЗНО ТОМУ, как того требовала ткань романа и развитие повествования. Порою он изменял приметы времени и антураж, если это диктовалось сюжетом.
Вспомним сцену из 19-й главы романа, в которой Маргарита наблюдает похороны Берлиоза:
«Сквозь шум города всё отчетливее слышались приближающиеся удары барабана и звуки немного фальшивящих труб.
Первым показался шагом следующий мимо решётки сада конный милиционер, а за ним три пеших. Затем медленно едущий грузовик с музыкантами. Далее — медленно двигающаяся похоронная новенькая открытая машина, на ней гроб весь в венках, а по углам площадки — четыре стоящих человека: трое мужчин, одна женщина… Растерянные лица были и у пеших провожающих, которые, в количестве человек трехсот примерно, медленно шли за похоронной машиной».
Ну и что? – спросит читатель. Похороны как похороны. Что в них особенного?
А давайте для начала обратимся к черновикам романа 1928-1929 годов. Здесь в шестой главе «Марш фюнебр» («Похоронный марш») повествуется о тех же похоронах. Вкратце её содержание таково. Бежавший из больницы Иванушка появляется на похоронах в виде трубочиста. Овладев повозкой и телом друга, он мчится по Москве, сея вокруг ужас и панику. От такой езды покойник "вылез из гроба", и у очевидцев сложилось впечатление, что он "управляет колесницей". В конечном итоге колесница вместе с гробом сваливается на Крымском мосту в Москву-реку, но Иванушка чудом остается жив, упав до этого с козел.
Разницу улавливаете? Это, согласитесь, довольно просто. В ранней редакции фигурирует повозка с впряжёнными лошадьми, в окончательном тексте – грузовик.
Обращаю ваше внимание на разницу не случайно. Дело в том, что описание похорон относится к разным периодам. В 20-е годы прошлого века принято было везти покойника именно в катафалке. И лишь в 30-е положение изменилось.
Прекрасно подчёркнуты эти метаморфозы в мемуарах старого москвича Юрия Александровича Федосюка «Утро красит нежным светом…» о его детских годах в Москве 1920-1930-х годов:
«...Внезапно обычные городские шумы заглушаются торжественными звуками духового оркестра. По центру медленно шествуя похоронная процессия. Милиционер жезлом останавливает движение — замирают на месте трамваи, извозчичьи пролётки, грузовики, телеги. Шестёрка лошадей, украшенных султанами из перьев, запряжённая цугом, катит белую колесницу с гробом под балдахином — катафалк. По сторонам катафалка торжественно шествуют мужчины в белых хламидах и в цилиндрах — факельщики. Один из них ведет под уздцы переднюю лошадь. Почему факельщики? Объясняли, что когда-то они несли вокруг гроба зажжённые факелы. Позади — духовой оркестр, играющий скорбный марш. Сразу за катафалком — длинная траурная процессия. Весь длинный путь до кладбища надо проделать пешком — такова традиция. Разве только вдове и матери покойного разрешается ехать за гробом в нанятом извозчичьем экипаже. Вся процессия, включая экипаж, двигается со скоростью пешехода. Иногда гроб красный — стало быть, хоронят коммуниста. В этом случае оркестр играет не Шопена и не Бетховена, а старый революционный траурный марш, музыку и слова которого я хорошо помню:
Вы жертвою пали в борьбе роковой
Любви беззаветной к народу,
Вы отдали всё, что могли, за него,
За жизнь его, честь и свободу!
Позади гроба — друзья и соратники, беловолосые, седоусые мужчины во френчах, участники трех революций. Кое у кого на груди поблескивает редкий в то время орден Красного Знамени. Женщины в высоких ботинках, старомодных шляпках с траурной вуалькой…
Позднее коммунистов стали хоронить в открытых грузовиках, борта которых были обиты красным кумачом с черной каймой. Оркестр помещался в другом грузовике, но провожающие шли пешком, и вся траурная процессия двигалась со скоростью пешехода…
Со второй половины 1930-х годов появились похоронные автобусы со специальным постаментом для гроба. Близкие сидели вокруг гроба, остальные ехали позади, в обычных нанятых омнибусах или же в легковых автомашинах. Никто уже не шел, все ехали. Поначалу моторизованные похоронные процессии двигались с траурной медлительностью, потом всё чаще стали набирать скорость, а ныне уже ничем не отличаются от обыкновенного скоростного транспорта. Спешим, спешим! Не только на жизненных путях торопимся, но даже и по дороге на кладбище!»
Итак, мы видим, что Булгаков со временем изменяет описание процедуры похорон, чтобы приблизить её к современной действительности. Ну и что? – можете сказать вы. Это только доказывает, что писатель в поздних редакциях переносит время действия романа в 30-е годы и соответственно меняет реалии. Значит, правы те, кто настаивает на 1930-х годах как единственно верной дате!
Не будем столь категоричны. Мы уже привели много всякого рода деталей, которые прямо указывают и на 1920-е годы. И одна из них встречается буквально на первых страницах «Мастера и Маргариты». Помните, друзья страдают от жары и ищут, где бы напиться:
«Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пёстро раскрашенной будочке с надписью "Пиво и воды"…
- Дайте нарзану, - попросил Берлиоз.
- Нарзану нету, - ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.
- Пиво есть? - сиплым голосом осведомился Бездомный.
- Пиво привезут к вечеру, - ответила женщина.
- А что есть? - спросил Берлиоз.
- Абрикосовая, только тёплая, - сказала женщина.
- Ну, давайте, давайте, давайте!..»
Но, если Булгаков сознательно изменил процедуру похорон соответственно духу времени, неясно, отчего он оставил эту самую будку «Пиво и воды». Не мог же он не заметить того, что уже в начале 30-х годов эти палатки… исчезли! Да-да, не стало их в Москве где-то после 1932 года. Они были характерны именно для 20-х годов прошлого века. Вот что пишет тот же Юрий Федосюк о 20-х годах:
«В конце бульвара, у Мясницких Ворот, теснились квасные будки частников. Сейчас известен только один квас — хлебный, тогда же было великое множество сортов: яблочный, грушевый и даже «дедушкин» и «бабушкин»… Продавался и морс, всегда красный, кажется, из клюквы.
Кстати, продавцы кваса и морса продавали свои напитки не из стаканов, а из кружек и мыли эту посуду не водяным фонтанчиком, а погружая кружки в невидимое для покупателя стоящее в их ногах ведро. Не исключено, что все кружки полоскалась в одном и том же ведре».
Федосюк затем рассказывает о 1932 годе:
«Вместо квасных палаток в Москве появились коляски, с которых торговали газированной водой. Автоматов тогда не было – торговали только живые продавцы. Пять копеек – стакан без сиропа, десять – с сиропом».
Замечаете разницу? Не только в том, что палатки заменены тележками, но и кружки тоже заменены стаканами. И исчез напрочь ассортимент: только вода с сиропом и вода без сиропа.
Между тем в редакции романа 1932-1936 гг. (ряд булгаковедов обозначают его условно как «Великий канцлер») читаем:
«Откупорили фруктовую – и секретарь, и поэт припали к стаканам».
Таким образом, очевидно: писатель прекрасно осознавал, что смешивает две реальности. Из одной он берёт квасные палатки, из другой – тёплую газированную воду и стаканы. Но, ежели он так поступал, значит, имел на то свои причины, не всегда понятные для нынешнего читателя.
ПРОДОЛЖЕНИЕ - http://www.stihi.ru/2014/07/29/4523
Свидетельство о публикации №114072904491
Прокоп Ляпунов 03.02.2015 21:50 Заявить о нарушении
Что касается МиМ - вообще-то он в общем был дописан, хотя, я так подозреваю, Булгаков НИКОГДА не поставил бы точки. Времени "согласовать" у писателя было более чем достаточно: роман писался с 1928 по 1940. Кроме того, редакции рукописей были совершенно разные. Совершенно.
Смешение времён совершенно непонятно как раз. Скажем, пишешь ты о Ростове 2015 года - а у тея по Ворошиловскому ходят трамваи, а в сквере напротив театра Большой рояль НЕТ НИКАКОГО ХРАМА, да и сам театр отсутствует. А руководит Ростовской областью Иван Афанасьевич Бондаренко. И ты мне будешь рассказывать, что просто "случайность", за 12 лет "согласовать" было некогда? :)
Фима Жиганец 04.02.2015 21:32 Заявить о нарушении
несколько редакций разных. Но ведь не совсем заново он их писал, что-то брал из предыдущих. Вот и получилось смешение времён. Конечно, он это видел, а почему выправлять не стал? Может, посчитал несущественным, ("и так сойдет" или "глянь ка, а так ещё лучше"). А вот параллель "булгаков-берлиоз" - оч. Интересная.
С уважением,
Прокоп.
Прокоп Ляпунов 05.02.2015 22:56 Заявить о нарушении
Фима Жиганец 14.02.2017 12:29 Заявить о нарушении
А на "слабо" - не надо меня брать. Нету у меня такой привычки - опусы до конца не дочитывать. Разве уж совсем скучные, а твой очерк не такой. Я даже вспомнил, что прочёл его полностью: интересует меня всё про писателей, ЖЗЛ ещё в советские времена была моей любимой серией. Написано живо, масса интересных подробностей и остроумных догадок.
И даже помню, что прочёл ещё пару твоих опусов, там что-про "феню"... Но эта тема меня итересует меньше, хотя тоже - забавно. местами.
Что касается "нелепо" - ничего не вижу плохого в этом слове. Помните ... как его там, католического святого... "Верую!", - говорит, - "Потому что - нелепо!". И потом, всяко бывает, сегодня оно нелепо, а завтра , глядишь, обратно - лепо..
И ещё как бывает!
Прокоп Ляпунов 14.02.2017 18:06 Заявить о нарушении
Прокоп Ляпунов 14.02.2017 18:12 Заявить о нарушении
Что касается того, что я не дочитывают до конца переписку...
Каюсь, грешен, бывает. Просто у меня здесь три страницы. Кроме этой, есть Александр Сидоров и Фима Жиганец. Увы, иногда просто не успеваешь уследить за дискуссией. Я даже толком не могу довести до конца разделение страниц. Стихи должны быть на Фиме, булгаковедение - здесь, а на Сидорове - интервью о книгах, очерки из книг, статьи обо мне. Чтобы не путать всё подряд. Но руки так и не доходят... Вполне возможно, что и здесь, и на Сидорове есть незавершённые беседы и дискуссии.
Поэтому прошу простить великодушно, что приходится порою делать вот такие открытия. Но обычно в таких случаях я считаю необходимым ответить - хоть через год, хоть через два. Если что, извините за назойливость :)
Фима Жиганец 14.02.2017 21:34 Заявить о нарушении
Прокоп Ляпунов 14.02.2017 21:45 Заявить о нарушении