***
Автор вступительной статьи И.И.РОСТОВЦЕВА
ВЫДЕРЖКИ
!...Николай ЗАБОЛОЦКИЙ из тех поэтов ХХ века (он родился 7 мая 1903 года под Казанью), путь которого к сегодняшнему признанию не был лёгким, как и не был случайным. Начав блестящий мастер – эксперимент, отдав в 20-х годах дань так называемому левому искусству, отстраненному изображению действительности, он сумел в процессе пути отказаться от « жестоких» соблазнов и сделать воистину исторический выбор гуманистических и демократических ценностей искусства русской классики её традиций, освящённых любовьью к человеку, природе, душе.
Этот выбор был осложнён тем, что , осуществляясь в трудных условиях трагических перепадов личных судеб. В 1939 году ЗАБОЛОЦКИЙ разделил участь безвинно пострадавших, и лишб через 8 лет смог вернуться к творческой работе: отсюда молчание, и потеря интереса к читателям, и непонимание критики. ..»
«… в записи, сделанной незадолго до смерти( ЗАБОЛОЦКИЙ умер 14 октября 1958 года в Москве)) :… Литература должна служить народу, это верно, но писатель должен придти к этой мысли сам, и при этом каждый своим путём, преодолев на опыте собственной ошибки и заблуждений…»
О ЗАБОЛОЦКОМ : «… Поэта, работавшего в союзе с просвещением, наукой, разумом ЦИОЛКОВСКОГО с одной стороны, и интуицией, чувством, признаниями с другой…»
«…Да, многое в опыте этого художника представляется нам ценным и поучительным, и всё же, если говорить о самом значительном и сокровенном в нём – то это опыт, воссоздающий философский характер отношений человека с природой…!
«… И сегодня становится всё очевиднее, что он соединил ХХ век с той его чудесной ветвью, что представлена именами ГЁТЕ, ЛОМОНОСОВА, БАРАТЫНСКОГО, ТЮТЧЕВА в мировой философской поэзии, и связана по преимуществу с познанием мира природы…!
2» …В познании мира ЗАБОЛОЦКИМ много от самоотверженности, и мужества, честности и красоты…»
!.. Взгляд ЗАБОЛОЦКОГО. Художника и гуманиста, различал в этом мире страдания природы, и животных, , но, с другой стороны, он увидел и односторонность человека, забывшего о своём родстве с природой, о том, что он, человек, в цепи долгого эволюционного развития природы – её лучшая разумная часть. …»
«…. ЗАБОЛОЦКИЙ писал:» О необходимости внесения Разума в природу , в преобразовании её трудом , делом рук человеческих. Е го художественная мысль искала сокровенных связей человека и природы…!
« … Эмоции, чувства, переживания становятся всё более необходимыми ЗАБОЛОЦКОМУ в постижении многообразия граней и ликов природы…
…но и романтическая традиция приняла ЗАБОЛОЦКОГО, дала ему тот жанр, который отвечал его размышлениям о жизни, смерти, и бессмертии, - элегию…»
«… Как сын своего времени, ЗАБОЛОЦКИЙ , был противником дуализма, который проводил резкое непреодолимое различие между человеком и природой.» Дуализмом он назывл всякое противопоставление духовной жизни и материальной, всякое непонимание их тождества,
Полной слитности. В 1932 году ЗАБОЛОЦКИЙ пишет статью « Язык Пушкина и советская поэзия», где определяет основные требования, которые предъявлял ПУШКИН : «1. Язык поэта не должен следовать мгновениям моды, 2. Язык поэта должен быть точным, ясным, отделанным. Нужно писать таким образом, чтобы читатель понимал поэта именно так, как хочет поэт, а не как-нибудь иначе, поэт должен обладать вкусом. Он считал, что считаться с чужими законами….
!...Работа над переводом «Слова о полку Игореве», стала для него и школой мужества, и школой дальнейшего серьезного размышления об искусстве и собственном творчестве. Заметим, что в дальнейшем важное место в своей работе переводчика ЗАБОЛОЦКИЙ уделял эпосу народной поэзии, в особенности той, в которой с наибольшей силою выражен мотив борьбы за национальную независимость. Так что же сказал нам о жизни ЗАБОЛОЦКИЙ : « Жизнь всюду, где есть свет, свет души. А свет души рождается там, где сердце человека глубоко чувствует природу, свой народ, неподдельную доброту его, разделяя с ним радость и горе…
«… В его поэзии происходит небывалое взаимное сближение, взаимообогащение человека и природы…»
«…. Живопись бесспорно помогла ему выработать свой собственный пластический , образный язык, оберегая от «риторики» и «менторства», «голой рассудочности», оказывающих, по его словам, плохую услугу пэзии…»
«…Но и музыка была не менее нужной ему, чем живопись, для выражения неизречённых сокровенных состояний человеческого сердца, к которым пркасался с редким целомудрием. Мысль – Муза её – вот та, по его мнению, идеальная тройственность, ки которой стремился поэт. ..»
«….Он высказался в пользу содержательной поэзии :»… Сердце поэзии в её содержательности, содержательность его стихов зависит от того, что имееи\т автор за душой, какое его поэтическое мироощущение, и мировоззрение…»
«… Но он вряд лимог предположить , что его стихи окажут такое огромное воздействие на последующее разкитие поэзии 60-х, 70-х годов…2
«…Без ЗБОЛОЦКОГО, без серьёзной идеи, осуществившейся в его творчестве, не было бы многих замечательных современных поэтов….»
«…ЗАБОЛОЦКИЙ сохранил своё неповторимое лицо, необщее выражение, своё современное особое место…
Свидетельство о публикации №114072804972