Итоги одного года. Часть четвёртая - 3
Продолжение:
ЛЕТНЯЯ ВСТРЕЧА
Обратная связь или кривое зеркало иллюзий
25 июля 2001
Позволим себе несколько отойти в сторону от линии летнего отдыха, продолжая тему иллюзий. Впадая в заблуждения различного рода, желая видеть класс и все процессы, происходящие в нем, не такими, какие они есть на самом деле, а какими хочется, педагог вместе с учениками находится в комнате кривых зеркал. Возможны любые неожиданности, но всегда при таком обмане педагогического зрения искажённые представления будет далёкими от реальности. Личные симпатии или антипатии, когда им придаётся большое значение - ещё один тормоз в воспитании и становлении классного коллектива. Совершенно бесперспективно и вредно даже формальное деление учащихся на "хороших" и "плохих" (по разным критериям: по учёбе, отношению к труду, воспитанию и др.) На тонком уровне (уровне души) мы все одинаковы и стремимся к одному – пониманию и любви. В глубине души, в самой сердцевине сознания, отношение к любому человеку должно быть спокойным, ровным. Тем более, к ребёнку, который чувствует отношение к себе взрослых особенно остро. Всегда «ДА» — взвешенной поддержке и возвышению тех, кто в этом нуждается в первую очередь. Бескомпромиссное «Нет» - унижению и нейтрализации. Каждый ребёнок должен почувствовать себя маленьким лидером, поверить в свои силы. Надо дать ему такую возможность. Не отказываясь от сильного и дееспособного актива класса, проводить постоянный процесс децентрализации власти и управления. Пока в системе класса процессы "расширения" и "сжатия" периодически компенсируют друг друга, есть движение вперёд, есть жизнь: совсем как в физике звёзд. Я сам попадал в колючие сети собственных заблуждений и иллюзий. Попадал неоднократно, допуская значительные перекосы в воспитательной работе и не всегда имея компенсационные резервы для стабилизации положения. Однако, степень объективности наших взглядов на состояние дел в классе легко проверить, например, вызвав детей на откровенность с помощью анонимного анкетирования или индивидуальных бесед. Ответы могут быть вплоть до диаметрально противоположных ожидаемым. Вспоминается, как дети в конце учебного года отправляли "Послание в будущее" на 10 лет: свои впечатления, пожелания, другие мысли. Что же написала наш капитан, наша отличница, с моей точки зрения безусловная умница и лидер? Чисто педагогический интерес и минувшие с того времени годы позволяют (без идентификации личности) нарушить конфиденциальность:
"Этот год был такой же, как и все, не лучше и не хуже. N...приставал, как всегда, да и ещё в классе появился новенький: я не пойму, он то ли тупой, то ли придурок..." Ей, в том же пренебрежительном к одноклассникам стиле вторит хорошистка и третий человек (если следовать пресловутому "табелю о рангах"):
"Всё, как всегда. Посадили с Т.: мычит, как корова. И ещё один ненормальный выскочка... Перешла в седьмой и пока у меня всё хорошо..." Живописные и реальные высказывания. Сразу бросается в глаза зацикленность этих девочек на собственных проблемах, недовольство окружающими и совершенное равнодушие к классу как к коллективу. Ещё бы, они ведь согреты вниманием со стороны учителей, им все говорят: "Вы способные, вы лучшие..." Отсюда высокомерие, собственное величание, выражающееся даже в поведенческих мелочах. В этом есть доля вины и учителя.
Насколько разочаровали "любимчики", настолько порадовали те, кто не может похвастаться благосклонностью учителей, кто из-за слабых учебных результатов выпадает из границ внимания педагога. Внутренний мир наших "двоечников" богат, интересы разнообразны, восприятие действительности имеет, порой, более радужные тона. Вот строки из письма в будущее К.О., едва не оставшейся на повторный год обучения в шестом классе:
"Мне очень нравится учиться в нашем классе, его я не променяла бы ни на какой на свете, даже лучший. Здесь у меня есть хорошая подруга. Правда, есть девочки... (далее зачеркнуто). Мне хочется, чтобы мы жили дружнее и были лучшим классом в школе. Чтобы больше было мероприятий классных (намёк учителю). Я думала, что не перейду в следующий класс, но всё завершилось хорошо". И пусть это письмо пестрит грамматическими ошибками, на бумаге их можно исправить. Главное, чистым и добрым остаётся её сердце!
В разных формах, но разговор с учеником необходим. Обратная связь должна быть надёжной и бесперебойной. Это даёт бесценную информацию для преобразования и коррекции процессов развития и становления классного коллектива, для совместного творчества.
Продолжение следует:
Свидетельство о публикации №114072802997