Феодальное настроение

Нас снова тянет в средние века,
в великие баронства и каретства,
к готическим изломам потолка,
к лепнине, при которой грех – раздеться.

Ты лепишь свою жизнь, как феодал
и делишь пополам свою обойму:
направо – те, с какими совладал,
налево – те, кто властвует тобою;

Подачками оделишь иль казнишь
и сам дождешься казни ли, подачек…
Наделаешь кощунственной мазни,
а после укрываешься на даче.

Разводишь мост над выдуманным рвом
и льёшь предусмотрительные пули –
с тираном отдалённое родство
не защищают с воздуха горгульи.

В столице лишь расправы на уме,
все флорентийцы пестуют интригу…
Корпит над гороскопом парфюмер
и мышьяком пропитывает книгу.


Рецензии
Второй катрен -- элементарная техническая ошибка: "свОю жизнь" -- "жизнь своЮ" -- и ритмика возвращается на уготованное ей место.

А в целом -- замечательно, как и многое прочее, что прочитала сегодня (и не только сегодня) -- не очень много, но достаточно, чтобы оценить по достоинству.

Но суть даже не в этом: мелкими грешками все мы страдаем, и технические ошибки мелочь по сравнению с неумением выразить свою мысль, облечь её в оригинальные образы, подобрать достойные метафоры...

Вам удалось избежать банальностей во всём, и речь идёт, понимаете, надеюсь, отнюдь не об этом отдельном произведении, а о Вашем творчестве вообще...
Надеюсь, позже удастся поговорить обо всём более детально.

Спасибо.

Ольга.

Ольга Ольховская   16.08.2014 22:42     Заявить о нарушении
Я очень рад, что Вы "вчитались" и поддерживаю диалог. Сразу ответить не мог, потому что был "заграницей" - мы ездили купаться в океане на Тресковый мыс (Cape Cod), помните, у Бродского была "колыбельная Трескового мыса"?).

Мой путь в поэзию был долгим и длинным, мне вообще требуется некоторое время на усвоение правил игры, хотя ритм, слух и метр у меня врождённые. И в начальном периоде своего творчества я тоже расставлял ударения в словах и определял в стихах ямбы и хореи.

То, что Вы указываете как ошибку, на самом деле не совсем ошибка, и уж как раз ударение стоит на "уготованном ему месте", потому что эти стихи написаны не 5-стопным ямбом (где Вы были бы правы), а 3-стопным пеоном-2. 4-стопным размером, в котором сильный икт приходится на второе место.

Другое дело, что если из 5-стопного ямба убрать 2 ударения на 2 и 4 стопах, получится 3-стопный пеон-2, но это будет скорее исключением с 2-мя пиррихиями. Вот смотрите:

- , - - - , - - - ,
ты лЕпишь свою жИзнь как феодАл

а скандовка ямба потребовала бы прочтения:

- , - , - , - , - ,

ты лЕпишь свОю жИзнь как фЕодАл

Возвращаясь к ямбу, и для упрощения изложения вопроса, беря в пример 4-стопный ямб, упомяну 8 ритмических ФОРМ 4-стопного ямба, которые возникают в живом языке, и разнообразие которых позволяет избежать монотонности поэтического текста. Итак, из 4 ударных иктов ябма могут отсутствовать один-два или 3 ударных, стоящих на различном месте стиха, определяя формы - от 1 до 8. Сейчас Пушкина станем цитировать:)

1 форма - , - , - , - , - (Мой дядя самых честных правил)
2 форма - - - , - , - , (Не отходя ни шагу прочь)
3 форма - , - - - , - , (Позвольте познакомить вас)
4 форма - , - , - - - , (Когда не в шутку занемог)
5 форма - - - - - , - , (Мультимиллионер один)
6 форма - - - , - - - , (Полуживого забавлять)
7 форма - , - - - - - , (Как пламенно красноречив)
8 форма - - - - - - - , (неупотребительна, ну, может у Брюсова
есть для коллекции)
Как же различить ямб от пеона-2 (или пеона-4), если Вам попадается пеон, совпадающий с одной из ритмических форм ямба - с 2-мя пиррихиями? Очень просто: в пеоне схемное ударение всегда стоит на совем месте, а в ямбе оно может отсутствовать.

Вон сколько написал:)

До встречи в эфире! И спасибо за внимание...

Bor   20.08.2014 01:59   Заявить о нарушении
Сергей, спорить с Вами не собираюсь, ибо (без хвастов!) разбираюсь в поэзии несколько лучше, нежели большинство среднестатистических стихирских "критиков"; однако в подавляющем большинстве своих постов просто вынуждена придерживаться этого среднего уровня.

Увы, мой опыт далек от настоящего познания, я отнюдь не профессионал -- по образованию я искусствовед, филологического образования не довелось получить...

Немножко поперёк (ну, уш я такая!): классическая поэзия давно уже перестала быть для меня идеалом (да и была ли когда-то?!)

Пушкин для меня -- вовсе не авторитет, как ни кощунственно это ни звучит: да,он очень многое сделал для нашей русской поэзии, он оказал огромное влияние на формирование нашего русского языка, но...

Он устарел, сейчас иные нужны стихи! (если они вообще нужны кому-то...((((((((((((, кроме оболваненных отличников нашего СРЕДНЕГО образования....
Многое ещё могла бы сказать -- думаю, мои мысли не в пустоту обрушатся, но пока не стану.

Пока "закруглюсь" примитивно -- весьма немалое удовольствие получила от общения с Вами, и надеюсь на продолжение, хотя и весьма редко, эпизодами, появляюсь здесь.

Спасибо.

Я.

Ольга Ольховская   22.08.2014 21:50   Заявить о нарушении
Да я тоже Пушкина привел как пример из классического русского языка. Сейчас так, как писал Пушкин, могут писать многие. А какие стихи нужны сейчас - тоже трудно сказать. Всякие тексты шлягеров востребованы, но поэзии в них - мало. "гормональные" стихи пишут все, кому не лень, на кого нахлынет романтический прилив. Настоящая поэзия может быть оценена настоящими читателями - восприимчивыми, вдумчивыми, интеллигентными. Но и у них порой приёмник бывает выключен... До следующих встреч:)

Bor   22.08.2014 22:08   Заявить о нарушении
Сергей, обидно, что слишком мало нас, ничтожно нас, таких, осталось...

((**))

Ольга Ольховская   22.08.2014 22:18   Заявить о нарушении
Ну... не очень. Было бы ужасно, если бы поэзию любили массово, как футбол или хоккей:) Ничего, мы еще не вымерли.

Bor   23.08.2014 02:22   Заявить о нарушении
Всеми своими четырьмя руками (по очень большому секрету признаюсь -- я инопланетянка))) ЗА!!!

Если б Вы только знали, насколько точное это Ваше антисравнение!

К хоккею, правда, отношусь весьма ровно -- не особо люблю, но и не раздражает; что касается футбола -- даже при включении рекламы трансляции какого-либо матча начинает колотить неподецки, убегаю на кухню или ещё куда, чтобы не только не видеть, но даже не слышать...

Что касается поэзии... НИКОГДА в нашей стране не было столь великого числа её "фанатов".
Уровень интеллекта тех, кто разбирается, или хотя бы просто полуосознанно любит, в любом случае выше среднего, в отличие от подавляющего большинства любителей футбола (хотя, признаюсь, встречала болельщиков футбола весьма и весьма неглупых и вполне образованных)

Никогда не понимала и боюсь, не пойму уже никогда этой страсти; ладно, в тридцатые, пятидесятые годы, когда не было ни телевизоров, ни, тем более, интернета, а "хлеба и зрелищ" неизменно, как во все времена, хотелось.
Но сейчас...(((((((

А поэзия...

Вспомните Политехнический шестидесятых (не воочию, конечно, а саму тему): многие тысячи только москвичей собирали будущие (и последние официально признанные) корифеи!

Способен ли кто-то сейчас, даже гораздо более таланливый, нежели Евтушенко, Вознесенский, Рождественский собрать такую аудиторию?

((**))

Ольга Ольховская   23.08.2014 12:05   Заявить о нарушении
Читал; согласился; пришел с работы - наступают выходные... Сейчас меня утащат на природу или еще куда из дому:) Поэзию в массах делает молодежь, а тихие мысли смысле бытия требуют одиночества, да и то не осмыслишь.

Bor   24.08.2014 01:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.