Итоги одного года. Часть четвёртая - 2

Педагогический дневник

Продолжение:

ЛЕТНЯЯ ВСТРЕЧА

Катализатор перевоплощения

16 июля 2001
 
           Учитель, если ты хочешь лучше и со всех сторон узнать своих учеников, попробуй пообщаться с ними вне классно-урочной системы, вне школьных занятий. Тогда несколько часов параллельных взаимодействию наблюдений могут дать учитель информации больше, чем недели учёбы. К своему стыду убеждаюсь в своём поверхностном изучении личности ученика, в одностороннем, однобоком подходе к этому процессу, в субъективности оценки и отношения к ребёнку. В деле воспитания нельзя надеяться только на интуицию. Вообще, поверхностные и прямолинейно-безапелляционные  взгляды педагога на причинно-следственные связи в развитии и поведенческих реакциях детей не позволяют учитывать всего разнообразия явлений, всех нюансов. Поэтому КПД педагогических взаимодействий ученика и учителя так низок. В качестве иллюстрации приведу всего два примера:
            Полина (8-б класс) на уроках физики вечно молчит, тихоня, производит впечатление застенчивой, неуверенной в себе девочки, не проявляющей никакой инициативы. Учебные способности ниже среднего уровня. Здесь, на спортивной площадке, я увидел её активной, жизнерадостной, лучше всех девчонок играющей в пионербол и футбол. К тому же узнал, что она занималась биатлоном (информационная проблема: компьютерная грамотность, создание базы данных, где будут хранится сведения о каждом ученике).
            Оля — худенькая, болезненная и слабая на вид, весь год хорошо успевала по физике. Мне казалось, что кроме хорошей учёбы Оля больше ничего не может и не умеет делать. Но она оказалась сильной спортсменкой: прекрасные легкоатлетические данные и результаты, к тому же победила и в шашечных соревнованиях.
            Такое преображение, такие метаморфозы объясняются просто. Дети (как, впрочем, и любой человек) охотнее всего занимаются тем, что им нравится, что у них получается, в чем они компетентны. Именно в этих областях они достигают наилучших результатов. За эти результаты они слышат благодарность.
             Сверхзадача: сделать так, чтобы любимым делом стала и учёба... Но пока я почти уверен, что большинство из них в школьной атмосфере заорганизованности и плана, забыв про лето, вновь станут прежними, такими, какими мы привыкли их видеть (не исключая словесных эпитетов). Если же ученикам давать возможность проявить свои таланты, не стоять над ними, а просто быть рядом, поддерживая и предлагая помощь, наши дети станут настоящими: без футляров, скорлуп и масок, часто отвратительных, грубых и пугающих. Они будут нежными, ранимыми, наивными и беззащитными в своей открытости миру,— как любой из нас в детстве.
 
18 июля 2001

             Тренировки по трём спортивным видам: эстафета, футбол и пионербол проходят с полной самоотдачей. Вижу, что с такой азартной и волевой командой (и девочек, и мальчиков) мы способны победить даже сильного соперника. Результаты предварительных стартов говорят о том же. И всё это волнение, это спортивное и эмоциональное воодушевление имеет свою причину - завтра ждём приезда в гости к нам команды первой школы "Радуга" на соревнования. В антракте гостям будет предложен праздничный концерт.
 
19 июля 2001

              Сегодня наша гостеприимная детская страна "Спортландия" распахнула свои ворота и своё чистое синее небо для сверстников из  "Радуги". Команды сразу же прошли в спортзал, где начались жаркие баталии по пионерболу. Тот азарт, с которым проходила каждая тренировка, не прошёл даром. Преимущество "нашей сборной" было подавляющим во всех трёх вышеназванных видах спорта. И только мальчишки не смогли выиграть в футбольном матче, сыграв 0:0 со сверстниками "Радуги". А наша Полина, на уроке не желающая даже попробовать решить задачу, здесь отдала все свои силы, чтобы догнать соперницу, помочь команде выиграть тягучую эстафету 4  по 300 м.    
               Целеустремленность, воля к победе, упорство — всё это в ней всё-таки есть. А что учёба? - Это только один из критериев, причём далеко не самый главный, по которому мы должны оценивать школьника. Главнее - умение держать удар, не ломаться, успешность судьбы. Никогда, ни при каких обстоятельствах ученик не должен становиться для учителя "плохим", "никудышным", "никчемным" только потому, что не успевает, или его поведение не соответствует нашим идеальным «образцам». Это одна из самых опасных иллюзий.

Продолжение следует:


Рецензии