Итоги одного года. Часть четвёртая - 1

Педагогический дневник

Продолжение:

ЛЕТНЯЯ ВСТРЕЧА

«Счастье как здоровье, когда его не замечаешь, значит, оно есть».
 
                И. С. Тургенев

«Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь». 
               
                Ф. М. Достоевский
               

Целеустановка на здоровье или контролируемая свобода

1 июля 2001
 
            В прошлом ещё один учебный год. В разгаре лето. Уставших отдыхающих встречают солнце, песок и море юга, духота тесных квартир или картофельные полоски загородных дач. А я возвращаюсь к своей законченной было работе. И стимулом к тому, чтобы добавить к общей картинке ещё несколько зелёных штрихов, явилась эта летняя встреча. Мне нравится наш город. Здесь у нас раздолье, здесь у нас небо... А чтобы лето прошло с пользой не только для души, тела и кошелька, но и для профессии, решил работать на второй смене детской спортивно-оздоровительной площадки "СПОРТЛАНДИЯ", совмещая должности воспитателя и физрука.
 
6 июля 2001

            Открытие 2-ой смены. Разработали и составили план-сетку. Летний отдых - исключительно важное время восстановления здоровья учащихся, поэтому мы постараемся использовать его с максимальной пользой, насытив различными спортивными состязаниями и медицинскими процедурами восстановительного и корректирующего характера. Особо будем учитывать критерий дифференцированности (как по возрасту, так и по уровню физической подготовленности и состоянию здоровья) и разнообразия, ведь переключение с одного вида деятельности на другой - есть лучший стимулятор и лучший отдых. Естественно, занятия для детей должны быть интересными, увлекательными, включающими в работу не только мышцы тела, но и мозг, требующими от детей проявления их индивидуальных особенностей, творческой активности и импровизаций. Через раскрепощение тела с помощью физических упражнений надо добиться «раскрепощения души», снять нервное напряжение и психические деформации, постоянно возникающие у любого человека, включая ребёнка, вследствие неправильного отношения к жизни или чрезмерного давления на психику со стороны внешних обстоятельств. Безусловно, кое-что в этом направлении мы в состоянии сделать за этот короткий месяц, мы в состоянии указать направление к здоровью, главным условием которого является движение тела и позитивная работа души.
               Замечаю, что многие мои пятиклассники здесь, и мы обязательно продолжим цепочку интересных дел уже во внеклассной обстановке.

11 июля 2001.

            Оздоровительная работа в полном разгаре. В первые же дни провели физические тесты, что-то вроде президентских, с целью выяснения уровня подготовленности детей к физическим упражнениям и для примерного расчёта оптимальной степени нагрузки индивидуально для каждого. Организационные вопросы в основном решены. Серьёзных сбоев, слава Богу, нет, значит, ориентиры выбраны верно, как и распределение обязанностей. Кроме разнообразных спортивных и творчески-художественных мероприятий, работают кружки по интересам, такие как: музыкальный, шахматный, спортивных игр, рисования и другие, причём, часть из этих кружков помогают проводить одаренные в соответствующей области дети.
             На второй смене администрация площадки (директор Дворникова Фаина Михайловна) и педагогический коллектив пошли по пути «раздвижения границ», отказа от «политики» жёсткой заорганизованности, подавления свободы детей вечными "нельзя" и "надо", с активной поддержкой добрых инициатив и обязательным, но ненавязчивым контролем над ситуацией. Для того, чтобы у детей не оставалось времени на "безобразия" (хотя полностью избежать их невозможно), достаточно занять ребёнка интересным и увлекательным делом, в котором он мог бы почувствовать свою значимость, проявить себя. Анархии, как некоторые опасались, не возникло, что легко объяснить с позиций педагогики заинтересованности взрослых, их самоотдачи и любви.
              Если говорить с патетикой (но без тщеславия, ибо любой вожатый знает, что в такой работе иначе нельзя) мы были подобием кремня, высекающего огонь, квинтэссенцией энергии, дающей идеи для детской инициативы и творчества. Надо было видеть, с каким азартом они принимались за любое дело, как спорили с вожатыми, отстаивая своё мнение, ещё долго оставались в школе после окончания дня, рисуя стенгазету, прибирая игрушки или играя на зелёной лужайке в футбол. Конечно, это не уроки. Конечно же, это лето. Но вожатые и весь персонал должны были гореть детством, чтобы всё получилось. Лично у меня складывается ощущение праздника, и это тот случай, когда работа приносит радость.


13 июля 2001

           День приколов. Сегодняшний день весь был полон приятных неожиданностей и добрых чудес. На утреннюю гимнастику были обязаны строиться только взрослые и обязательно с сумками. Цыганка предсказывала судьбу, а медработник поил сиропом и пачками выдавал витамины. Играли в комический футбол, бегали целый день по солевой дорожке, обливаясь водой. Старшие прощали любую шалость, не вредную для здоровья, и не переставали улыбаться. Шутки, смех, концерт и работа фото-студии (составление альбома лагеря, который в сентябре в ходе подведения итогов летнего отдыха среди площадок города займёт первое место и будет потерян).
           Единственным серьезным мероприятием этого дня была беседа старших детей со специалистами центра "Против наркотиков". Все слушали очень внимательно, куда делась весёлость? Умеем чувствовать момент, когда это необходимо, и настраивать себя на поведение, соответствующее ситуации. Это очень важно, и это развенчивает миф о том, что подросток не знает, как вести себя на уроке или в других общественных местах. Всё зависит от знания алгоритмов поведения и мотивации. И то и другое изначально дают взрослые.

Продолжение следует:


Рецензии