Информационное общество. Ожидания и реальность

Это не стихи и не поэзия, просто очень хочется сохранить эти размышления, которые должны были стать научной статьей.

Информатизация общества это сложный процесс интеграции информационных технологий во все сферы общественной жизни, под которым понимают осуществление ряда мероприятий, которые направлены на обеспечение использования обществом достоверной информации в максимально полном объеме и с возможностью своевременного доступа. Информатизация напрямую зависит от уровня развития новых информационных технологий и степени их освоения пользователями. Высокие темпы и глобальные масштабы этого процесса позволили многим современным исследователям констатировать переход общества последней трети ХХ столетия на качественно новую стадию развития, поименованную информационным обществом.
Следствием становления информационного общества оказывается изменение привычного ранее образа жизни: качественно модернизируется производственная сфера, трансформируется вся система социальных отношений, утверждаются новые нормы и ценностей. В обществе, где информация превалирует над материальными компонентами производства, основным ресурсом становится интеллект. Наиболее востребованные и успешные люди в таком обществе – люди, способные к новациям и творчеству.
В настоящее время ключевым компонентом материально-технологической базы функционирования социума являются информационные системы, включающие различного рода компьютерную технику, а также множество мобильных устройств, способных передавать, обрабатывать, изменять, совершенствовать информацию лучше, быстрее и эффективнее любого человека. Все эти технологии создавались прежде всего с  целью высвобождения времени, которое люди могли бы потратить на творчество, созидание и саморазвитие. Однако в итоге получилось, что человек стал заложником технологий. Вместо созидательной работы, значительное число наших современников склонны скрываться в виртуальных мирах в поисках развлечений и иллюзорных переживаний. Действительным созиданием занимается узкий круг специалистов-разработчиков информационных, мультимедийных устройств и приложений для них, зарабатывая таким способом на конструировании востребованных массовым потребителем мира иллюзий. Эту ситуацию убедительно представил С. Жижек в книге «Интерпассивность. Желание: Влечение. Мультикультурализм».
На этом фоне возникает серьезный повод дополнить модное понятие «интерактивность» его темным и довольно жутким антиподом, понятием «интерпассивность». Принято считать, что с приходом современных электронных медиа наступает конец пассивному потреблению произведений искусства и других культурных текстов. Человек перестает быть простым заложником медийного воздействия, безмолвно сидя перед экраном Он все чаще взаимодействует с ним, вступает в диалогические отношения (от выбора программ через участие в дебатах в виртуальном сообществе вплоть до непосредственного влияния на сюжет в так называемых «интерактивных нарративах»). Однако те, кто превозносят новые медиа, в основном фокусируют внимание на том, что современное медиапространство позволяет большинству людей избежать роли пассивных зрителей спектакля, поставленного другими; открывает возможность не только активно участвовать в спектакле, но и устанавливать его правила. Между тем изнанкой такой интерактивности оказывается интерпассивность.
Зачастую необходимым дополнением моего взаимодействия с объектом наряду с иллюзорно активным соучастием в шоу является ситуация, когда медийный феномен избавляет меня даже от собственной реакции удовлетворения (скорби или смеха). Закадровые возгласы, взрывы хохота или недоумения замещают субъективный отклик потребителя: объект сам непосредственно «наслаждается собой» вместо меня, освобождая меня от дарованного права (или обязанности?) наслаждаться самому. Разве мы не являемся заложниками «интерпассивности» в программах современного телевидения или рекламных щитов, которые опережающее реагируют на собственное содержание: так упаковки «Кока-колы», на которых написано: «Ого! Вот это вкус!», упреждают реакцию потенциального потребителя.
Еще один довольно странный феномен подводит нас к сути вопроса. Всякому страстному любителю видеотехники, маниакально записывающему сотни фильмов, прекрасно известно о прямом следствии обладания ею – в действительности вы смотрите меньше  фильмов, чем в старые добрые времена простых телевизоров. У вас нет времени на телевидение, и вместо того чтобы тратить на него драгоценный вечер, вы просто записываете фильм на пленку и храните ее до будущего просмотра (на что, разумеется, никогда не хватает времени…). Само сознание того, что я люблю и храню фильмы в своей коллекции, приносит мне глубокое удовлетворение, а иногда позволяет расслабиться и не отказать себе в удовольствии насладиться тонким искусством – словно видеомагнитофон смотрит их за меня, вместо меня.  Видеомагнитофон символизирует здесь «большого Другого», посредника символической регистрации.
Становящееся современное информационное общество фактически повторяет путь развития общества индустриального. Расчет на высвобождение от власти природы, стремление в техническому могуществу, дарующему человеку свободу и невиданные возможности созидания, тогда лежали в основе промышленного переворота. Однако довольно скоро обнаружилось, что в механизмах индустриальной цивилизации человеку уготована роль «винтика» и «придатка машины» Индустриальное общество явило собой всевозрастающее цивилизованное варварство, что отразилось в очевидном увеличении количества, но и в невосполнимой потере качества, как продуктов, так и идей. И в этом варварстве не было никакого возврата к «природе человека», т.е. стремления к свободе и совершенству. Индустриализация привела к тому, что люди стали активно осваивать природу и пользоваться всеми благами технической цивилизации, но потеряли индивидуальность и свободу в обезличенных структурах массовой культуры. В результате человек снова оказался заложником новых обстоятельств и рабом нового господина.
Сегодня складывается аналогичная ситуация, только машины заменяются экранами. Через экран (телевизора, компьютера или смартфона) человек углубляется в искусственный мир имитационных форм, в которых правят вымышленные персонажи. В этом мире нет места истинному творчеству и действительным переживаниям: реальность здесь неприметно вытеснена симулякрами. Девайсы и гаджеты всецело поглощая всё свободное время и внимание, не оставляют возможности различить экранную и действительную реальности, а значит и сосредоточиться на по-настоящему продуктивной деятельности.
Вспомним хрестоматийное определение: информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. Вероятно, в этом определении допущена ошибка. Современным информационным обществом следовало бы назвать такое общество, в котором узкий круг профессионалов занят не столько производством, хранением, переработкой и реализацией информации, сколько конструированием иллюзорных реальностей, способных вызывать у людей псевдоэмоции и псевдопереживания, тем самым парализовать их способность к творчеству и саморазвитию, оставляя в постоянной зависимости от экрана.


Рецензии