Никита Заболоцкий о своём отце
ВЫДЕРЖКИ
«…Преданность общему делу была характерной чертой поэта., и, несмотря на трудную жизнь и неблагоприятные условия для развития и проявления таланта в 30-х, 40-х, 50-х годах , он сумел вписать новое весомое слово в русскую поэзию. Его литературное наследие сравнительно невелико – оно включает томик стихотворений, и потом несколько томов поэтических переводов классических и современных советских и зарубежных поэтов, произведений для детей, немногочисленные статьи, заметки о литературе, письма. И за каждой строкой встаёт образ сдержанный, не терпящий никакой позы, требовательный к себе, верного своим убеждениям, немного ироничного, проникновенного человека.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ. Избранные сочинения М. Художественная литература.1991
А тем, кто пристальнее вглядится в личность ЗАБОЛОЦКОГО, и вчитается в строки его стихотворений, откроется упорная работа мысли, преодоление страданий и сомнений, скрытая игра сомнений и вдохновения.
«… потом вспомнил, что в малолетнем возрасте начал писать стихи, а к двенадцати годам уже порядочно знал русскую литературу. Книги так поразили воображение мальчика, что он твёрдо решил посвятить себя писательскому делу…»
«…. После первого увлечения отверг к качестве непосредственных учителей И.СЕВЕРЯНИНА, К. БАЛЬМОНТА. А. БЛОКА. С.ЕСЕНИНА. А.АХМАТОВУ, В. МАЯКОВСКОГО. В юности его особенно интересовали символисты. Го привлекали их активное личное осмысление важнейших проявлений жизни , но отталкивало стремление превратить активное бытие в символ, за которым скрываются собственные творческие опыты и фантазии…»
«… Из старых поэтов он на всю жизнь полюбил Г ДЕРЖАВИНА , А. ПУШКИНА, Ф.ТЮТЧЕВА, Е. БАРАТЫНСКОГО, ГЁТЕ. С большим увлечением изучал поэзию О. МАНДЕЛЬШТАМА, и особенно В.ХЛЕБНИКОВА. В круг своих интересов он включил важнейшие проблемы времени. В основу своей жизненной программы он возвёл принцип самодисциплины и самосовершенствования, которому стремился следовать всегда….!
«….ЗАБОЛОЦКИЙ всегда придавал большое значение смысловой нагрузке стиха… 2
«... В 20-х годах проявилась другая важная особенность творческой манеры ЗАБОЛОЦКОГО – умение видеть мир глазами художника- живописца, мыслить пространственными образами. Такая особенность позволила ему использовать опыт не только поэзии, но и живописи…!
«…Никита ЗАБОЛОЦКИЙ пишет, что блестящий гротеск преобладал в творчеств ЗАБОЛОЦЕОГО 1926…1928 годов. Что принесло ему известность среди любителей поэзии. он отмечал также появление натурфилософского направления. Котороея. Начиная с 1929 года начинает определять тематику ЗАБОЛОЦКОГО….1
«… Первая книжка ЗАБОЛОЦКОГО « Столбцы»(1929 г.) – 22 стихотворения – выделялась своей оригинальностью даже на фоне разнообразия поэтических направлений в те годы, и имела шумный успех. Автора заметили и поддержали В.А.ГОФМАН, В.Е.КАВЕРИН,
С.Я.МАРШАК, И.Л. СТЕПАНОВ, Н.С.ТИХОНОВ, Ю.Н. ТЫНЯНОВ, Б.М. ЭЙХЕНБАУМ. … Его дальнейшая творческая судьба осложнилась превратным , иногда прямо –таки враждебно – клеветническим толкованием его произведений…»
«... ...ЗАБОЛОЦКИЙ отвёл свой взор от площадей и стен города, и преклонил колени перед растениями и животными, связанными с человеком родственными узами , и ждущими избавления от вековечного взаимного уничтожения и страдания…
« ….В круг интересов поэта всё более входили философские проблемы в естествознании. В начале 1932 года познакомился с работами ЦИОЛКОВСКОГО , которые произвели неизгладимое впечатление. В письме к учёному и великому мыслителю он писал: « Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных поэмах и стихах Я , как мог, разрешал их…»
«… В основе этой концепции представление о мироздании, как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи. Вечное взаимодействие и взаимопревращение разнообразных материальных форм позволяет представить себе всё сущее равно в едином составе чудного тела природы, и тогда смерть становится неотъемлемым элементом великой жизни, и разум человека делался общим достоянием и животных, птиц, и деревьев, и даже камней , рек и озёр. А в могучем составе этого всеобъемлющего тела поэту чудился скрытый закон движения в сторону совершенствования мироздания и воцарения в нём нравственности, чистоты ,и гармонии. Направляющей и организующей силой поступательного развития природы является присущее ей сознание, которое по выражению К.А.ТИМИРЯЗЕВА, « глухо тлеет в низших существах, и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека.»
Именно поэтому человек призван взять на себя заботу о преобразовании» вековечной давильни» природы, руководствуясь в своей творческой деятельности её же мудрыми законами…!
Публикация « Торжества земледелия»вызвала новую волну травли ЗБОЛОЦКОГО. Совсем недавно войдя в литературу, он уже оказался с клеймом поборника формализма, исполнителем чуждой идеологии. Составленная им новая, готовая к изданию , книга стихов (1933) так и не смогла увидеть свет. Угрожающие политические обвинения в критических статьях и крушение надежд на сборник стихотворений всё более убеждали поэта , что ему не дадут утвердиться в поэзии со своим собственным направлением. это породило у него разочарование и творческий спад во второй половине 1933,934, 1935 годах. Вот тут пригодился жизненный принцип поэта: « Надо работать и бороться за самого себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований, сомнений! Но, если в такие минуты человек поколеблется, - его песня спета. Вера и упорствотруд и честность!»….
«… И Николай Алексеевич продолжал трудиться. Средства к существованию давала начатая ещё 1927т году работа в детской литературе. В 30-х годах он сотрудничал в журналах «Ёж» и «Чиж». Писал стихи и прозу для детей. В 1937 году вышла его книжка включающая семнадцать стихотворений….
Перу ЗАБОЛОЦЕОГО принадлежит лучший перевод Слова о полку Игореве»,
Один из лучших переводов «Витязя в тигровой шкуре».
«… 19 марта 1939 года Николай Алексеевич был арестован, надолго оторван от семьи . и свободного человеческого существования. В качестве обвинительного материала фигурировали злопыхательские критические статьи и клеветническая « обзорная информация», тенденциозно исказавшая существо и идейную направленность его творчества….»
«… в 1944 году ЗАБОЛОЦКИЙ был восстановлен а Союзе писателей, он получил разрешение жить в столице. Несмотря на удары судьбы, он сумел сохранить внутреннюю целостность, и остался верным делу своей жизни. Как только позволила возможность, он вернулся к неосуществлённым литературным замыслам. …!
«… Заболоцкий сохранил свой голос!»
«…ЗАБОЛОЦКИЙ все более утверждается в мысли, что совокупность законов природы неизбежно направляет развитие к торжеству высоких духовно- нравственных принципов .Разум природы действует во имя торжества этических принципов.
Гармония природы представлялась поэту не только в освобождении от зла и насилия, а шире- в свободном проявлении тех законов. которые обуславливают справедливость, красоту взаимную любовь, вдохновение творчества….»
«… опасаясь, что его идеи снова будут использованы против него, ЗАБОЛОЦКИЙ зачастую сдерживал себя, и не позволял себе перенести на бумагу всё то, что созревало в сознании и просилось в стихотворение. За последние три года жизни (1956…1958) ЗАБОЛОЦКИЙ создал около половины всех произведений московского цикла. Он создал книгу, достойно продолжавшую великую традицию русской философской лирики.
Свидетельство о публикации №114072104695