В. В. Маяковский о поэте и поэзии
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот — я
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души. («Ко всему» 1916)
Налицо тревожный контраст, терзающий душу поэта: он - «весь боль и ушиб» - выращивает «сад фруктовый» для людей будущего. То есть отношения поэта с современностью не складываются, ведь именно разлад с действительностью, невозможность найти отклик в сердцах читателей побуждают лирического героя обратиться к грядущим людям.
Пройдёт четырнадцать лет, закончится первая мировая война, отгремит революция, отполыхают пожары войны гражданской, отступит разруха, а Маяковский, как бы предвидя всевозможные манипуляции вокруг своего имени и творчества, за несколько месяцев до смерти снова обратится к нам:
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря. («Во весь голос» 1929-1930)
Прислушаемся к этой просьбе поэта и задумаемся, что же заставило его обращаться к людям будущего «через хребты веков и через головы поэтов и правительств».
Тема поэта и поэзии, взаимоотношений поэта с окружающей действительностью, его места в этой самой действительности является важнейшей в творчестве Маяковского. В ранней лирике она решается как противостояние поэта толпе, воспринимающей его как шута, развлекающего её сытую и тупую праздность. («Нате» 1913)
И вместе с тем поэзия — великое и прекрасное откровение. В двух стихотворениях 1914 года, посвящённых этой теме: «Послушайте!» и «А всё-таки» - появляется образ Бога, причём Бога «очеловеченного», очень простого, страстного поклонника поэзии:
И Бог заплачет над моею книжкой!
Не слова — судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой,
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым. («А всё-таки»)
Во время революции и гражданской войны поэт много работает в окнах РОСТА, пытаясь на своём примере показать, как должны трудиться представители творческой интеллигенции для своей страны, для революции, для будущего. Вот одно из типичных стихотворений этого периода:
Раньше были писатели белоручки.
Работали для крохотной разряженной кучки.
А теперь писатель — голос масс.
Станет сам у наборных касс.
И покажет в день писательского субботника,
что Россия не белоручку нашла, а работника. («Раньше были писатели белоручки» 1920)
Главную мысль этого стихотворения продолжают и развивают «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920), «Приказ по армии искусства» (1918), «Приказ №2 армии искусств» (1921) и многие другие.
Однако безоглядное служение поэта революции, злобе дня, отказ от того, о чём ХОЧЕТСЯ писать, во имя того, что НАДО писать, вероятно, не давали ему полного удовлетворения.
Уже в 1924 году в стихотворении «Юбилейное» проскользнут многозначительные и тревожные слова о ненужности поэзии современникам. И это в то время, когда в стране одна за другой создаются писательские организации, начинают издаваться литературные журналы, когда в поэзию входит большое количество «пролетарских» поэтов. Но мы помним, что в двадцатые годы прошлого века возрастает идеологическое давление на деятелей искусства и художественное творчество пытаются превратить в рупор идей коммунистической партии. В это время на первый план в литературе выдвигаются именно «дельцы и пролазы», которым рабоче-крестьянское происхождение и партийный билет вполне заменяют талант. И у Маяковского, искренне желавшего быть полезным революции и своему народу, появляется ощущение своей ненужности.
Об этом он размышляет в предсмертной поэме «Во весь голос». Тема поэта и поэзии является здесь ведущей и решается, как и во всём творчестве Маяковского, трагически. Потеряв надежду обрести понимание современников, предвидя свою скорую гибель, поэт обращается к «уважаемым товарищам потомкам», к нам.
Своим самым значительным литературным достижением Маяковский считает сатиру, хотя он мужественно сознаёт, что стихи, посвящённые злобе дня, живут недолго. Поэту хочется верить в то, что его «стих трудом громаду лет прорвёт» и явится перед потомками «весомо, грубо, зримо», чтобы поведать им о трудном времени, в которое довелось жить поэту.
Но в этой мысли таится, наверное, самое трагическое противоречие Маяковского: рассказывать об исторических событиях, пропагандировать и агитировать не есть предмет поэзии. Хотя Маяковский и пытался убедить читателей и особенно себя в этом. Вот что писал он в 1923 году в стихотворении «Весенний вопрос»:
Я, например,
считаюсь хорошим поэтом.
Ну, скажем,
могу
доказать:
«самогон — большое зло».
Так и хочется спросить: «Владимир Владимирович, а поэту ли надо это доказывать? Или у поэзии всё-таки есть другие темы?»
Конечно, всё это Маяковский прекрасно понимал, об этом смущённо и оттого грубовато сказал ещё в стихотворении «Юбилейное»:
Нами
лирика
в штыки
неоднократно атакована,
ищем речи
точной
и нагой.
Но поэзия -
пресволочнейшая штуковина:
существует —
и ни в зуб ногой.
Но поэт продолжал «становиться на горло собственной песне», и появлялись такие стихотворения как «Евпатория» (1928), «Земля наша обильна» (1928) и даже... «Поиски носков» (1928):
Из сердца
лирический сор
гони...
Иные
причины
моей тоски:
я страдаю...
Даёшь,
госорганы,
прочные,
впору,
красивые носки!
Шли годы, и Маяковский понимал, что как поэт он не реализовал себя в полной мере, что время, глашатаем которого он так искренне хотел быть, отторгает его.
Скоро вот
и я
умру
и буду нем,
- обронил тридцатилетний поэт в стихотворении «Юбилейное». Настораживает слово «скоро».
В последующие годы мысль о смерти встретится ещё не раз и всегда рядом с размышлениями о творчестве, о месте поэта в окружающем мире, среди современников.
«Во весь голос» - это прощание и завещание Маяковского, так и не нашедшего той грани, до которой поэт может служить злобе дня, оставаясь поэтом, не превращаясь в «агитатора, горлана-главаря».
Жить ему оставалось совсем немного, а он ещё и торопил:
Товарищ жизнь,
давай быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток.
И дальше о себе уже в прошедшем времени:
Мне
и рубля
не накопили строчки,
краснодеревщики
не слали мебель на дом. («Во весь голос»)
В апреле 1930 года Маяковский застрелился. Современники, литературоведы и критики приводят множество причин, подтолкнувших его к роковому шагу. Но думается, будь у поэта уверенность в правильности выбранного им творческого пути, сознание того, что он реализовал свой огромный талант, он сумел бы преодолеть все трудности и выстоять. Трагедия Маяковского в том, что такой уверенности у него не было.
Свидетельство о публикации №114071907680
Лея Ритта 14.07.2024 22:04 Заявить о нарушении