Итоги одного года. Часть третья - 10
Продолжение:
В СОМНЕНИЯХ ПОИСКА
Как рождаются традиции
4 мая 2001 года
Мы вышли на финишную прямую. Через две недели годовая контрольная работа. Учебный материал пройден. Чтобы на итоговом контроле знаний дети чувствовали себя увереннее, и мы могли по ходу дела внести ещё какие-то коррективы, решаю провести три подготовительные контрольные работы по блокам, включающим в себя самый важный учебный материал, изученный в пятом классе. Четыре урока - усиленная подготовка по соответствующей теме контрольной работы №1 и так далее, до финала.
11 мая 2001 года
Классный коллектив не будет сплоченным и дружным, а жизнь в нём насыщенной и интересной, если, подобно фундаменту, в его основание не положены добрые традиции.
Как рождаются традиции? Это не только и не всегда результат плановой системной работы (традиционные пятиминутки, психологические тренинги, субботники, совместные выезды на природу и т.д.).
Иногда традиции появляются неожиданно, как белые чайки над волной и важно поймать мгновение, не дать ему утонуть в пучине времени, закрепить полученный результат. Как же мы так не заметили, что сегодня - день рождения Светланы. Май. Кругом весна и цветы. И лучше поздно спохватиться, чем не сделать. Решение принимается: двое мальчиков едут в город и приезжают с цветами. На пятиминутке именинницу поздравляем все вместе. Что нужно девочке для воспитания чувств собственного достоинства и красоты? Для становления женственности? Материальные затраты для классного фонда невелики, а воспитательное воздействие — исключительно по своей эффективности. Потому что это – внимание, отсутствие безразличия, напоминание о том, что каждый ученик, каждый одноклассник нам дорог.
Ещё одно важное дело - система поощрений, введение элемента доброй соревновательности. Мы обязаны (хотя бы отношением и словом) благодарить учеников за качественный учебный труд и очень осторожно предостерегать от недобросовестного отношения к учёбе, всегда помня мнение психологов о том, что перехвалить ребёнка невозможно, если похвала обоснована, "умна".
К вещественной благодарности относитесь очень осторожно! Недоброжелатели придумают в соответствии с этим небылицы безо всякой к вам снисходительности, и вам придется доказывать, что вы - не верблюд и всё делается строго в рамках педагогического эксперимента по формированию устойчивых мотиваций к учёбе. Например, за каждую "пятёрку" на важной контрольной работе — плитка шоколада и поздравления класса. Удивительно, но потом дети начинают сами дарить подарки друг другу, всякие маленькие и приятные мелочи, безо всякого принуждения, по доброй воле и, что самое важное, делают это с радостью. Учатся делиться, отдавать, быть щедрыми, открытыми миру - это так важно в мире нарастающего эгоизма в потреблении и человеческих отношениях!
28 мая 2001 года
Ну, вот и всё! Годовая контрольная написана... Я вижу в детских глазах удовлетворение успехом, просто искреннюю радость. Мы готовились к контрольной работе с запасом прочности, и у нас всё получилось!
В классе учится мальчик, на год младше своих сверстников, и, словно в детском саду, до сих пор не оставляет игр. Сегодня он вместе со своим папой приготовил всему классу сюрприз: приобрел целый блок вкусных шоколадок и награждает не только тех (как это правильно!), кто получил "4" и "5", но и всех учащихся класса. В том числе тех, кто отличился в течение года добрыми делами.
Подводим окончательные итоги учебного года. Ребята делятся впечатлениями и мечтают о будущем. Как приятно слышать, что большинство планов на будущее у них связано со школой: одноклассниками, с любимыми предметами, с надеждами на хорошую и отличную учёбу. Магнитофонная лента фиксирует эти детские высказывания, чтобы через долгие годы, став взрослыми, они услышали себя в «прекрасном далёко». Спустя несколько минут замечаю, что сладкий приз достался не всем:
"Друзья! Бог завещал нам делиться! Если разделишь радость, её станет значительно больше, и весь наш класс, весь город, весь мир и вся Вселенная наполняется светом добра и Любви!"
Шелестят золотинки шоколадок, слышен весёлый гомон и смех, увлекаемый в беззаботное лето детства весёлой трелью последнего звонка...
Продолжение следует:
Свидетельство о публикации №114071709074