Критерии оценки стихотворения
Несмотря на спорность некоторых пунктов, этот инструмент может быть полезен авторам, делающим первые шаги в анализе стихотворных текстов.
1)Содержание.
- МИНУСЫ
а) Непоследовательность и нерациональность изложения.
б) Искажение проверяемых фактов.
в) Частая несогласованность частей или членов предложения.
г) Необоснованная смена повествователя или места действия.
д) Отсутствие единой сюжетной линии или её нечёткость.
е) Возникновение ложных прочтений.
ж) Плагиат и чрезмерное заимствование.
з) Примитивизм изложения и поэтическая безыдейность.
и) Побочные сюжетные элементы, не имеющих отношений к повествованию.
к) Несоответствие тематике группы. \Имеется в виду тематическая заданность конкурса - прим. ШК)
+ ПЛЮСЫ
а) Новизна в выборе предмета повествования.
б) Яркий и органичный эмоциональный фон.
в) Уместные аллюзии и реминисценции.
г) Комический эффект (для иронический стихов).
д) Гармоничные авторские ремарки внутри стиха.
е) Новизна образов и метафор.
ж) Логическая завершённость и "сильная" концовка.
з) Нетривиальный взгляд на проблему.
и) Сюжет оригинален или же необычна его интерпретация.
к) Идея находит логическое обоснование в стихе.
2)Техника.
- МИНУСЫ
а) Несоблюдение размера или цезуры.
б) Несоответствие концевых пауз сток логическим фразовым (анжабеманы).
в) Переносы ударений и несоответствие фонетических акцентов логическим.
г) Неудачная перестановка слов (инверсии).
д) Неудачные пропуски ударений и сверхсхемные ударения.
е) Неблагозвучие (неудачные сочетания гласных или согласных звуков).
ж) Неуместное чередование клаузул или его отсутствие (альтернанс).
з) Плохо звучащие рифмы.
и) Грамматические и затасканные рифмы.
к) Неправильная постановка ударений в словах.
+ ПЛЮСЫ
а) Многофонемные рифмы.
б) Постоянные аллитерации и ассонансы.
в) Чистый размер (без пропусков и сверхсхемных ударений).
г) Составные и внутренние рифмы (в том числе и панто).
д) Редкие клаузулы (гипердактилические).
е) Введение строки-рефрена с последующим ограничением набора рифм.
ж) Редкий размер.
з) Минимум необязательных по сюжету слов и вставок для заполнения ритма.
и) Звукопись и звукоподражание.
к) Цезурированность знаков препинания.
3)Композиция и стилистика.
- МИНУСЫ
а) Неверное употребление фразеологических оборотов.
б) Неоправданное употребление малопонятных иноязычных слов.
в) Употребление слов в несуществующих значениях и неуместные авторские неологизмы.
г) Нагромождение излишних фраз и выражений (эпитетов, метафор).
д) Неуместное и излишнее употребление канцеляризмов и речевых штампов.
е) Неоднородность стиля речи и несоответствие лексики содержанию.
ж) Необоснованная смена строфики.
з) Большое кол-во ритмических затычек и бесполезных слов (плеоназмы).
и) Чрезмерная затянутость для выбранного сюжета (в пределах 16 срок).
к) Несоответствие твёрдой форме для группы с данными требованиями.
+ ПЛЮСЫ
а) Речевая стилизация.
б) Необычная композиция.
в) Оправданно малый объём стиха для раскрытия взятой темы.
г) Умелое использование специальной лексики.
д) Уместное использование эллипсисов для разгрузки лексики стиха.
е) Параллелизм.
ж) Градация.
з) Умелое использование тропов и фигур речи.
и) Повествование строится на ярких антитезах или тонких аналогиях.
к) Сложная строфика.
Свидетельство о публикации №114071705379