Великому русскому художнику Павлу Рыженко

Сегодня ушёл из жизни, в расцвете лет и таланта, выдающийся русский художник Павел
Слава Русскому Солдату! Павел был Солдат на поле невидимой битвы! И это его слова: Слава Русскому Солдату! Аминь. Он любил так говорить. Как все гении, он ушел рано. НИКТО сейчас не заменит его. Равных нет. Великое счастье наше, что ОН БЫЛ. БОЖЕ!,, БОЖЕ!,, КАК смириться? ПЛАЧЬ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ!!!Павел больше ничего не подарит этому миру – непостижимо, трагично и несправедливо.

Не помогли ли и этому выдающемуся художнику современности уйти из жизни так же досрочно, как помогли ещё в так называемые застойные времена и прекрасному русскому художнику Константинову, талантливому русскому актёру и писателю Шукшину... - чтобы они своими работами не пробуждали наши души от духовного застоя?Павла картины - это Богословие в красках!
 "Лучшего из гоев - убей"...

Царство Небесное рабу Божиему Павлу!  Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, рабу твоему Павлу! Аминь. Самые искренние соболезнования семье.



Как плохо... Совсем молодой, но главное, по-моему, это лучший современный художник России; для современной русской живописи и культуры это всё равно, что смерть в расцвете лет и таланта Саврасова или Серова для русской культуры 19 в.; но в 19 в., в Золотой век русской культуры, художников уровня Саврасова и Серова было много, а сейчас, на мой взгляд, с Рыженко может сравниться только его учитель Илья Глазунов, хотя по живописному мастерству и он ему уступает. Смерть Рыженко это не только человеческая трагедия, как и всякая смерть человека, но это настоящая культурная катастрофа.Земля пухом. Царствие ему Небесное. Страшная утрата, безграничного таланта был художник.
Вечная память мастеру, воспевшему образ героизма и святости в своих живописных



Когда душа жива,-  ей видно,
что было, есть и даже будет,
за что ей очень больно, стыдно
и, что она так нежит, любит.

Вот почему с страстями бьётся
и день, и ночь так безпощадно.
Не раз кровинушка прольётся,
греховные смывая пятна.

Чтит пращуров душа такая,
своим талантом величает
Отчизну , что была святая,
в её трудах она блистает.

Рыженко Павел – по закону
жил совести и веры честно,
и завещал так жить другому,
ходить тропою только тесной.

Он , как герой былин и сказок,
духовный путь открыл России,
не пожалев небесных красок,
нам показал, как предки жили,

как веровали, как служили,
как Слово Божие хранили
от грязи чёрной да от пыли ,
как другов, недругов любили.

Он- гордость, честь , он - русских слава,
Христовые посеял зёрна:
его картины – Весть Благая,
а сам... ушёл к далёким звёздам,

блестяще выполнив заданье,
чтоб с ними быть всегда на равных.
Собой украсил мирозданье,
примером став для Православных,

пригодной для России солью,
 честь пращуров не опозорив,
 не предаваясь своеволью,
 Отчизны витязь на дозоре!



Памяти русского художника Павла Рыженко

САУЛКИН Виктор
Памяти русского художника Павла Рыженко | Русская весна
В это не хочется верить. Паша всегда казался мощным и очень сильным человеком. Хотя лет десять назад чудом выжил, подхватив какой-то страшный вирус. Тогда нельзя было не подумать, что это враг мстит ему за то невероятно огромное благое дело, которое совершает Павел. Его выставки вернули тысячам и тысячам наших людей правду о Русской истории, правду о Русских Государях, о Русских Героях. Можно много читать о Русской истории, много рассказывать, но на выставках Павла происходила поразительная встреча души человека с личностью Государя Алексея Михайловича Тишайшего, святого Государя Федора Иоанновича, Александра Пересвета. Одна из моих любимых работ – Григорий Иванович Бельский-Скуратов. После встречи с портретом верного Царского слуги и Русского воина любой человек понимал, что оклеветанный Малюта Скуратов на самом деле был Русским Героем. Чтобы так писать мало одного таланта. Это не только глубокое проникновение в Русскую историю, глубокое понимание истории Отечества, судьбы России, но и необычайное сопереживание подвига Русских Героев, огромная любовь к нашим Государям, чувство настоящего верноподданного, которое основано на этой любви и верности.
 
Такой исторической живописи в ХIХ веке в России не было и быть не могло. Был великий Василий Иванович Суриков. Но живопись Павла могла появиться после глубокого осмысления Русской Голгофы ХХ века, подвига святой Царской Семьи, всех Новомучеников и Исповедников Российских.
 
Паша ушел ко Господу в рассвете сил, как много он мог еще написать! По работоспособности и трудолюбию его можно сравнить только с Вячеславом Михайловичем Клыковым. Для меня и Вячеслав Михайлович, и Павел – такие же Русские Герои, как и те русские святые, русские воины и подвижники, которым они посвятили свое творчество. Вячеслава Михайловича и Павла отличала живая, горячая любовь к своему народу. Павел очень глубоко переживал, переживал всем сердцем то теплохладное, равнодушное отношение к подвигу Царственных Мучеников, которое мы встречаем среди части духовенства и мирян. Он был очень горячим человеком, не холодным или теплохладным, но горячим, каким и призывает быть Господь в Евангелии. Поэтому и создавал такие работы.
 
Труд живописца физически нелегкий, хотя и приносит всегда огромную радость художнику. Не потому, что нелегко стоять на лесах или у мольберта с кистью по 10-16 часов. Работа требует эмоционального напряжения, даже когда приносит радость. Писать, так как это делал Павел, создавать такие работы можно только с огромным напряжением всех душевных сил. А работал он действительно на износ. Но и сумел создать за свои 44 года так много поразительных по художественной силе и исторической правде работ. После работы Павла Рыженко все попытки либеральных русофобов утвердить в сознании народа свою версию истории России кажутся жалкой суетой. Любовь Павла к России позволила его таланту и мастерству утвердить великую художественную правду.
 
Несколько лет назад я пришел к Павлу мастерскую, и он сказал, что ему Третьяковка предложила купить многие его лучшие работы, в том числе и Государя Алексея Михайловича. Естественно, я обрадовался: работы Павла достойны быть выставленными в Третьяковке. Для художника это честь и признание на самом высоком уровне. Тем более Павел был настоящим продолжателем традиции русской живописи, заложенной Суриковым, Нестеровым, Верещагиным. Но, поразмыслив, решили, что его работы, скорее всего, окажутся в запасниках. Гарантии, что они будут выставлены, не было. И тогда их не увидят тысячи простых зрителей, а ведь Павел старался чтобы его живопись прежде всего выполняла главную задачу – раскрывала русским людям правду об истории Отечества. Да, эти работы Третьяковка обещала в то время показать на выставке в Лондоне. Павел, предложил галерее повторить некоторые полотна. Третьяковка не согласилась. Он мог также отдать работы, а повторить для себя. Павел, замечательный мастер, это смог бы сделать. Но не был уверен, что удастся второй раз вложить полностью всю душу в эти работы, писать с таким же напряжением, как это делал первый раз. И потому решил, что англичане в Лондоне обойдутся, угроза того, что работы окажутся в заточении в запасниках, вполне реальна, учитывая, кто курировал в те годы министерство культуры. А для Павла главным было, чтобы его работы могли видеть простые русские люди, которым он и хотел служить. Только за последнее время его работы были выставлены в родной Калуге, в Североморске, в Челябинске.
 
Совсем недавно, 27 июня Павел открывал выставку в Калуге. Открытие выставки он приурочил к важному событию своей жизни – художник отдал все свои работы в дар Российской Федерации. Павел отдал все, что создал за эти годы России. И был очень рад, что работы будут храниться в усадьбе Гончаровой – «Полотняном заводе» – Павел очень любил Пушкина. Радовался и тому, что рядом в скиту Тихоновой пустыни, смонтировал диораму «Стояние на Угре».
 
Но, думаю, что и в Москве необходимо создать постоянную выставку-музей работ Павла Рыженко, в каком-нибудь зале, связанном с историей России. Работы Павла были отражением его глубоких размышлений о судьбах нашего Отечества, о русском человеке, о том, что происходит с нами. Должен сказать, что Павел очень хорошо говорил, что далеко не всегда свойственно художникам. Некоторые его беседы, размышления о России, истории страны, о нашем времени остались запечатленными на пленке.
 
На огромном полотне «Страшный Суд», написанном для кафедрального собора Якутска, Павел изобразил в виде изумленного грешника, который стоит рядом с Ангелом, фактически свой автопортрет. Не предвосхищаю Суд Божий, но уверен, что данный ему Господом дар Павел преумножил, отдав всего себя служению Богу, Государю и Отечеству, и умер на своем послушании, продолжая до последней минуты работать с полной отдачей сил.
 
И не случайно несколько дней назад Павел написал замечательное письмо Игорю Ивановичу Стрелкову, который как исторический реконструктор помогал ему в работе над полотнами посвященными Русской Императорской Армии. Игорь Иванович Стрелков и Павел Викторович Рыженко – Русские Герои, верные Богу и Царю, утверждающие связь священной Русской истории. Павел так же, как Игорь Иванович всей душой любил Русскую Армию и Русскую историю, любил Царскую Россию. Он был настоящим воином. Поэтому его искренне любили и уважали наши воины, бойцы спецназа, прошедшие многие горячие точки. Чувствовалось родство душ. Игорь Иванович сказал вчера, что скорбит о том, что ушел такой необыкновенно светлый человек. Павел Рыженко и Игорь Стрелков и есть подлинные представители будущей Новой России, за которую сражались все, кто оставался верен Христу Спасителю, Государю и Родине в дни Русского лихолетья. Именно благодаря таким людям, как Павел и Игорь Стрелков, мы уверены, что возможно возрождение Православного Русского Царства. Такими верными Богу и Царю русскими героями и будет восстановлена Новая Россия, но по старому образцу, о которой сказано в пророчествах старцев. И потому не случайно, что Павел отошел ко Господу в канун памяти Святых Царственных Мучеников и третий день его представления приходится на 700-летие прп. Сергия Радонежского.
 
Святые Царственные Мученики и Игумен земли Русской не оставят его своими молитвами.
 
Упокой Господи душу новопреставленного раба Твоего Павла, остави ему вся прегрешения, вольные же и невольные, и даруй Царствие Небесное!
 
Виктор Саулкин, обозреватель радио «Радонеж»


Рецензии