Глава шестая. Лицейской школы постиженье

    ГЛАВА   ШЕСТАЯ.
                Лицейской школы постиженье,
                Нелегкий путь лицейских проб…

               
                1.

Октябрь зашел за середину…
Лицейских всех учеников
Одели в форму, чин по чину,
Всем общий дали стол и кров.
Всем отвели по комнатушке –
Матрасик, тумбочка, подушка,
Стул, столик, коечка в углу,
Есть рукомойничек, есть кружка,
И чистый коврик на полу. –
Все аккуратно, аскетично,
Всему простая мера есть,
Размяться можно, можно сесть,
И можно выспаться отлично,
А вот для дури места нет,
К тому ж – отсутствует сосед!


                2.

А девятнадцатого встреча
Была со всеми, и для всех,
Звучали выспренные речи,
Улыбки праздничные, смех,
И кто-то громко восхитился,
А кто-то – скукой тяготился, -
У нас без скуки дела нет.
В конце концов, Лицей открылся,
Все увенчал собой обед.
Отцы и матери прощались
Потом с детьми, одни – без слёз,
А у других стал мокрым нос,
Потом они поразъезжались,
И лицеистик не один
Всплакнул тогда, как блудный сын…


                3.

Чему в Лицее обучали?
И кто? И как? О том не раз
Мы с юных пор ещё читали,
В седьмой-восьмой являясь класс,
Но сидя в той, советской школе,
Мы, или мене, или боле,
Мы были все почти равны,
Никто нам думать не позволил,
Что если вдруг разделены
Могли быть как-то меж собою
Ученики по мере сил,
Тогда бы кто-то проходил
В учёбе поприще простое,
А кто-то, движимый умом,
Шёл вверх легко, и прямиком.


                4.

А при задиристых ребятах
С весёлых шумных задних парт
Учиться было трудновато –
К учёбе праведный азарт
Они наивно разрушали
Иль тем, что душу вынимали
Из молодых учителей.
Иль тем, что рожи рисовали
Меж книжных планов и полей,
Морскому бою предавались,
В чужие метя корабли,
В кресты играли и ноли,
Над анекдотами смеялись,
И правда тем грустна моя,
Что рожи рисовал и я.


                5.

А в общем, нас не разделяли,
В том был и минус, был и плюс, -
Сильнейшим воли не давали,
Слабейшим был не тяжек груз
Науки или дисциплины –
Союз великий и единый
Работу всем тогда давал,
А рубль отмеренный, но длинный
Нередко слесарь получал,
А инженер рублем коротким
Мог обходиться в те же дни. –
Давно закончились они. –
Тот слесарь пьёт без дела водку,
А инженер, коль был не стар,
Вписался правильно в базар.


                6.

Вот вам итоги обученья:
Державный глиняный горшок
Не вынес общего броженья,
И треснул… Пена в потолок,
На окна, в двери полетела…
Страна великая осела…
Дано ли ей еще восстать,
Пускай в уменьшенных пределах?
О том возможно лишь мечтать.
Держава – люди! – Как научим
Детей своих мы, так они
Нас поведут в иные дни
Туда, где мы своё получим,
И никогда ещё закон
Сей не был кем-то отменён.


                7.

В Лицее, как и в школе нашей,
Детей не стали разделять –
Как всех кормили общей кашей,
Так всех решили укреплять
По главным линиям познанья.
Профессора сперва с желаньем
Свои предметы повели,
Нехватку опыта стараньем
Перекрывали, как могли.
В те времена профессор, кстати,
Был не обязан  некий труд
К защите сдать в ученый суд,
Он был – наук преподаватель, -
И всё! – Была сия стезя
Ещё наивной донельзя.


                8.

Преподаватели старались,
Чтоб целый класс сумел им внять,
Всех в высоту возвесть пытались,
Но как ты будешь объяснять
Немецкой речи обороты,
Kогда  herr Puschkin без охоты
Едва освоил алфавит? –
Пусть Дельвиг, строчит, как по нотам,
Пусть Корф все правила зубрит,
Пусть Кюхельбекер отличится
Ответом доблестным – они,
К несчастью, в классе не одни,
И кроме пушкинских дичится
Перед вопросом: «Was ist das?»
Ещё с десяток юных глаз…


                9.

Законы логики упрямой,
Математический расчёт,
Земля и воды в дальних странах,
Столетий давних бурный ход,
И языков чужих глаголы…
Ученикам лицейской школы
О них толкли профессора,
Учеба шла без произвола,
И без зубрежки до утра, -
По семь часов на день занятья –
И всё! – и дальше каждый мог
Учить преподанный урок,
А мог не льститься благодатью
Отметок будущих, мог спать,
Иль развлекаться, иль мечтать.


                10.

Конечно, главным развлеченьем
В закрытой школе быть могло
Одно взаимное общенье –
Порою мальчики назло
Друг другу что-нибудь творили. –
То необузданно шутили,
Стремились словом зацепить
Того, кого вдруг не взлюбили.
Но не решились тут же бить,
Хотя, конечно, забияки
(А где их нет среди парней
Любых сословий и кровей)
Искали повода для драки…
В Лицее, правда, эта страсть
Не утолялась ими всласть…


                11.

Юнцом излишне языкатым
Был Саша Пушкин – оттого
Довольно многие ребята
Могли в ответ задеть его,
Хотя, о Господи мой правый,
Поди, в мальчишеских забавах
Найди начало и конец –
Пускай немного, но лукава
Игра безудержных сердец.
Я не беру отдельный случай,
Когда от подлости людской
Под неуёмною рукой
Томится кто-то невезучий –
Я  о мальчишках заводных
Вам говорю – о жизни их.


                12.

Как ни крути, а каждый хочет
Быть не последним меж людей –
Один кичится выше мочи
Большой отвагою своей,
Другой владеньями кичится,
Ещё один – умом гордится
(В уме, однако, тонкость есть –
Нигде никто не согласится
Себя глупцом последним счесть).
Мы можем всякое киченье
В раздумьи слабостью назвать,
Но ведь нельзя не признавать
Того, что нас по достиженьям,
По мере всяческих заслуг
Обычно ценят враг и друг.


                13.

Чем отличался Пушкин Саша
Среди ровесников своих?
Он в драке был не многим страшен,
А вот в речах – жесток и лих,
И тот, кто был в руках сильнее,
Ему порой не мылил шею
С простою мыслию такой:
«А может врезать побольнее
Ему под случай под другой? –
Поддай ему – он заведётся,
Отца и деда помянет,
Тебя, как хочет, обзовет,
И жди – покуда не заткнётся!..»
Что толку тешиться с тоской
Победой пирровой такой?


                14.

Зло в человеческой породе –
Не изначальная черта,
Любой из нас к любви пригоден,
И в каждом – светлая мечта
Хоть как-нибудь, да коренится,
В том невозможно ошибиться,
И Пушкин тоже был таков –
То нашумит, то раскричится,
Наговорит каких-то слов,
Чтоб иль напасть, иль защититься, -
Потом полночи напролёт
В раздумьи время проведёт,
И перед Пущиным виниться
Сквозь стену вздумает опять,
А тот, вздохнув, не будет  спать…


                15.

Авторитета никакого,
Однако, криком не добыть,
И чтобы равенства простого
Плоды хоть как-то получить,
Необходимы достиженья!
Язык французский, без сомненья,
Был важным козырем его, -
Слов, оборотов, фраз теченье,
Свобода чувства, озорство –
Всё у него цвело, играло
Когда он брал французский звук –
Так купидон подъемлет лук,
Не тяготясь душой нимало,
Стрелу пускает наугад,
Но стрелы в цель его летят!


                16.

«Француз» - такую кличку дали
Ему мальчишки за язык,
Он к этой кличке без печали
И без обид легко привык –
Мы с вами б тоже не страдали,
Когда пусть в кличках, но признали
За нами в чем-нибудь примат –
Как говорится, увенчали –
Носи, и будь сердечно рад!
А одноклассников наивных
Ещё и тем он превзошел,
Что в нежном возрасте прочел
Десятки книг, мальчишкам дивных,
В которых эроса печать
Мораль заставила молчать.


                17.

Теперь припомните, ребята,
С какой усмешкой, с торжеством
На вас поглядывал когда-то
Любой из тех, кто был знаком
С девичьей тайной стороною
Побольше вас? Пускай рукою
Еще не смел он тронуть грудь,
И пусть с девицей ни с одною
Не целовался он ни чуть –
Пусть только книжное познанье,
Чужого сердца острый плод
В душе незрелой дали всход
Ещё не нужного желанья,
Зато его носитель знал,
Что в главном всех он перегнал.


                18.

Собратья тоже понимали,
Что сверстник их опередил,
И в разговоре пасовали,
Когда без взрослых заходил
Он об интимном отношеньи
Мужчины к женскому строенью –
Тут Саша множество цитат
Из книг французских с упоеньем
Любил обрушить на ребят. –
Одни внимали с интересом,
Пытались тему поддержать.
Пытались как-то показать,
Что им доступен мир повесы,
Но кто-то молча со стыдом
Припоминал отца и дом…


                19.

Не все в то время развратились,
Не все в неполных десять лет
Французским знаньем просветились
Насчет падений и побед,
Но мир под небом так устроен,
Что похваляться чистотою
В нем может только лишь глупец,
Зато движенье роковое
Подвластных  воздуху сердец
Вниманью нашему открыто,
И обсуждается вокруг
Порой - как некий род заслуг,
Порой – с насмешкою сердитой,
А добродетель – в стороне,
И не видна ни вам, ни мне.


                20.

Итак, два козыря: уменье
Блеснуть французскою молвой,
И дух запретного ученья
Явил собратьям наш герой.
Они французским восхитились,
А от эротики смутились,
Стремясь при том смущенье скрыть,
Толклись, болтали, веселились…
Кто б смог за это их корить? –
Никто не любит обнажаться
Во избежанье лишних ран,
И нам инстинкт особый дан,
Который учит нас скрываться
(Хотя мальчишеская стать
Инстинкт не любит подавлять)


                21.

Двух козырей бывает мало
Для верной карточной игры –
Нам всем туза не доставало,
Будь даже мы весьма хитры
В своих ломберных измышленьях –
Всегда клубится подозренье
В душе насчёт расклада карт,
И сердце справа ест сомненье,
А слева рвёт его азарт.
Но как прекрасно было б, братцы.
Свою игру устроить так,
Чтоб не успел козырный знак
Из рук понтёра показаться,
А нужный туз, как эталон
Уж вам меж пальцев бьет поклон!..


                22.

И третий козырь отыскался! –
Забавной рифмою своей
Нередко Саша добивался
То похвалы учителей,
То однокашников вниманья,
Причем он понял, что страданья
Не стоит слишком воспевать –
К ним равнодушное сознанье
Способно быстро привыкать,
Но строчкой можно развлекаться,
И строчкой можно всех смешить,
Стихами можно оглушить,
И, оказалось можно драться! –
Вдруг оказалось, что строка
Бывает крепче кулака!


                23.

О стиле тех стихотворений
Навряд ли стоит говорить, -
Не слишком там был виден гений,
Способный горы покорить,..
Когда не так – уж мы б листали
Потёртый томик, и вникали
В какой-то дивный оборот,
Но – нет! А коль стихи пропали –
Туда им был назначен ход!
Но было в строках впечатленье,
И был мгновенный острый взгляд,
Бывала злость, бывал и яд,
Насмешка, колкость, подозренье…
А общий всех стихов настрой
Был тем, что мы зовем игрой.


                24.

Игра – великая наука! –
Блажен умеющий играть. –
Он может тягостную муку
В делах познанья отвергать. –
Так камень бьют – один киркою
Долбит его, и нет покоя
Усталым пальцам и спине,
Другой покрутит головою,
Махнет – и станет наравне
С трудягой первым… В битом камне
Один сумеет воплотить
Желанье силу применить,
Другой войдет в игру слиянья
Застывших каменных пластов…
Один удар – и труд готов!


                25.

Но тот, кому дано уменье
В игру какую-то играть,
Пройти обязан искушенье –
Ему придется выбирать:
Иль всем, чем надо заниматься,
И постепенно разобраться
В делах, в которых сохнет стать,
Иль где-то неучем остаться,
А где-то  -  ярче всех блистать…
Никто, понятно, головою
Подобный выбор не творит –
Всем абсолютный нужен вид,
Но жизнь души сама собою
Подспудно направляет нас
Иль - в Воркуту, иль – на Кавказ.


                26.

Вам просто будет догадаться
Насчет того, как выбирал
Наш Саша, чем ему заняться –
Он в сочинителя играл.
Успех французских упражнений
Держал он выше подозрений,
И в русском был весьма силён,
А дальше… дальше в мир затмений
Входил весьма нередко он.
Ему наивным оправданьем
Представим этакую весть:
В Лицее труд учебный несть
Возможно было по желаньям,
А кто учиться не хотел,
Тот мог отлынивать от дел.


                27.

Мы это тоже проходили –
И в нашей школе дурака
Отставить в сторону не в силе
Была учителя рука.
Дурак в Лицее не учился –
Тогда он права не добился
Быть в тех возвышенных стенах,
Но с нашим их уклад сравнился
Еще и в том, что вертопрах
Был должен высидеть уроки,
А что учить, что – не учить
Он волен был потом решить –
Его условия и сроки
Не поджимали – низкий балл
Прав у него не отнимал.


                28.

Все лицеисты постепенно
Попритирались меж собой,
Узнали все друг другу цену,
Питаясь кашею одной,
Одни науки постигая,
Учителям одним внимая,
Иль не внимая, но – одним,
А гувернеров – презирая,
Иль относясь с насмешкой к ним
(На гувернеров лицеистам,
Сказать по чести, не везло –
Могли бы в Царское Село
Дать воспитателей речистых,
Не простаков, и не глупцов,
Способных сдерживать юнцов).


                29.

Ведь надо сдерживать когда-то
Мальчишек гордых, разбитных,
От проявлений хамоватых,
От мелких выходок пустых,
К которым все мальчишки склонны –
Морали мудрые законы
На самом уровне простом
Как объяснить, когда препоной
Для многих в этом – отчий дом,
С его понятием глубинным
О том, что люди не равны,
Дворянам - горы суждены,
Холопам - вечные низины!..
Есть, правда, равенство души,
Но ты поди его  – внуши!


                30.

Зима с весной промчались скоро,
Лицей обрел рабочий вид.
Настал июнь. В такую пору
День сутки в Питере царит,
И если кто-то вдруг захочет
Прочесть газету среди ночи,
И если глаз его остёр,
То буквы средней меры строчек
Легко поймет  упрямый взор.
В Лицее лета ожидали –
Устав каникул не давал,
Но отдых летний допускал,
Уроки благостными стали,
И предвещали вечера
Гуляний царского двора.

               


Рецензии
Два козыря - совсем немало!
Заморский ведом коль язык,
Да в эротических забавах
Парить ты с юных дней привык,

Да дом из слов себе устроишь -
Себя тем словом защитишь,
То в жизни многого ты стоишь -
Над суетою воспаришь -

Дар Неба знания заменит -
В дни новые он проведёт -
Талант спустя века отметит
И будет чтить родной народ!

С уважением
Александр

Махов Александр   07.03.2015 00:50     Заявить о нарушении
Мой друг, спасибо Вам, спасибо!
Успехов вам, и счастья Вам!

Вячеслав Орлов Рязанец   09.03.2015 13:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.