Итоги одного года. Часть третья - 8

Педагогический дневник

Продолжение:

В СОМНЕНИЯХ ПОИСКА

Несколько минут воспитания

26 апреля 2001 года
               
                " Неча на зеркало пенять, коли рожа крива"
                _________________________________________               
               
                Народная мудрость.

                *****

            Как часто мы слышим сетования взрослых: и время другое, и молодёжь не та. В целом поколении потеряны идеалы и ценности. И вообще, особо впечатлительным кажется, что рушится мир. Подобные разговоры, впрочем, длятся уже не одну тысячу лет. Вероятно, они не лишены оснований, но я глубоко убеждён, что наши дети - продолжение нас: родителей, учителей и просто взрослых, c кого они берут пример для подражания. Воспитание личности ребёнка - вот та проблема, которая долгое время была пущена на самотёк, которой и современная российская школа уделяет слишком мало внимания. Нет официальных классных часов, контроль над воспитательной работой формален, надежды только на честное и добросовестное отношение классных руководителей к своему труду. Не стоит удивляться, что некоторые из наших учеников, "воспитанные" улицей и подворотней, ломают мебель, пачкают стены, дозволяют себе грубость и мат в классе. Вместе с тем для успешности воспитательного процесса иногда так мало надо! Длинные, формальные и назидательные речи, наоборот, поразительно нерезультативны То, что является только внешним, "силовым" воздействием, не прочувствованно учащимися, не согласуется с их повседневным опытом и чаяниями, в лучшем случае не воспринимается, в худшем – вызывает адекватный воздействию протест.
             Сегодня я просто вхожу в класс, здороваюсь и объявляю минуту молчания. Зажигаю три свечи в подсвечнике (пусть во все окна бьёт весеннее солнце). Когда все затихли, говорю: "Ровно 15 лет назад, 26 апреля 1986 года на чернобыльской атомной станции в большой и великой стране по имени Советский Союз произошла ядерная катастрофа, жертвами которой стали сотни тысяч людей". Несколько подробностей трагедии (например, эквивалент бомб, сброшенных на Хиросиму: 3000 = 1-й аварии на станции Чернобыля) и урок по этой теме... Вот наглядный пример того, как незначительными педагогическими усилиями можно решать большие воспитательные задачи.
 
27 апреля  2001 год


              А что сегодня, а что теперь? - не успев зайти в класс, окружают меня вопросами пятиклассники. Теперь они уже более раскованны, не стесняются на перемене танцевать под музыку, делиться "секретами" и впечатлениями дня как со мной, так и с одноклассниками. Отсутствие какой бы то ни было оценки их нормативного поведения, а тем более оценки осуждения также способствует раскрепощению детей, позволяет им в пространстве класса чувствовать себя уверенно и комфортно.
             После звонка и организационных формальностей — осознанная дисциплина и внимание, подогреваемые интересом. Я выхожу к доске и по центру крупными буквами и цветными мелками пищу всего одно слово: "— МАМА —" Прощу подумать о том, с какими чувствами и эмоциями ассоциируется у учащихся это слово и написать 4 строчки на заданную тему мыслей. Хоть прозой, хоть в стихотворной форме. В дальнейшем темы "Дня поэзии" могут быть самыми разными, но нас интересуют, прежде всего, общечеловеческие, такие как Мир, Любовь, Радость, Солнце, Добро и др.
             Данные упражнения заряжают энергией, позволяют мотивированно начать урок, опосредованно продолжают воспитательный процесс и в специфических областях разных наук. Кроме того, они способствуют решению некоторых проблем личностного плана учащихся, гармонизируя их отношения с самим собой и с окружающей действительностью.
 
28 апреля – 2001 год

        День интересной математической модели — дети приносят на урок конкретную оригинальную модель и с нею выходят отвечать. Например: равные фигуры - каких только равных фигур не было - это просто вулкан детского творчества: близнецы-зверушки, домики, цветы, деревья - всё красочное, всё разноцветное. А когда изучаем кубы, параллелепипеды - дети приносят коробки, фантазируя над их дизайном. Обязательно проводим конкурс на лучшую модель.
Меньше повторяться, больше творческих импровизаций, не исключающих системы и хорошо зарекомендовавших себя приёмов обучения математике.

Продолжение следует:


Рецензии