Бородин

                Мне чрезвычайно по душе была его мягкая, утонченная, изящная натура.
                Чайковский.


Бородин Александр Порфирьич –
Русский ты наш богатырь!
Бородин Александр Порфирьич –
В душе твоей русская ширь!

*
Химик-ученый и композитор!
Мыслим ли гений такой?
Звонкую трель и ингибитор
Укрощал ты искусной рукой!

Вюрцу не отдал ты славу альдоля,
Европу в науке опережал.  (1)
Через препоны – несладкая доля –
Женские курсы ты основал! (2)

В музыке русской был ты новатор!
И вопреки им – кликушам иным –
Ни на секунду не усомнился в начатом,
Хоть «секунды» твои не нравились им! (3)

Но на защиту твою, как за друга,
Встал против неучей гений другой –   (4)
Голос тех критиков стихнул, как вьюга,
Исчез, растворился, не выдержав бой!

Симфония Первая – это ль не чудо!
Как дивно мелодии в ней сплетены!
Вторая Симофния – в мире повсюду
Ею восторжены и пленены! (5)

То же – «Князь Игорь»: опера-эпос –
Картина широкая древней Руси!
Романсы и песни твои: это редкость –
Размах, величавость и чувство вместить!

Почил ты безвременно, русский наш гений!
Рано ушел ты от нас навсегда. (6)
Твоих же больших, «богатырских» творений
Люди не смогут забыть никогда!

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Примечания:
1. Бородин – автор более 40 работ по химии. Разработал оригинальный способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение – фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации. Вюрц – французский химик, также работавший над синтезом альдоля.

2. В конце 60-х годов XIX века возникла мысль об организации Высших женских курсов по медицине. Было собрано 400 подписей женщин, желавших получить высшее образование. Однако царь препятствовал воплощению этих замыслов: по «высочайшему» указу вместо высшего учебного заведения были разрешены только публичные лекции при Петербургском университете, открытые в январе 1870 года. Однако борьба за курсы не прекращалась. Для правящих кругов становилось все труднее сопротивляться сторонникам женского медицинского образования. И летом 1872 года было разрешено, наконец, открыть Курсы ученых акушерок (названные несколько позднее Женскими врачебными курсами). Это было первое в мире высшее медицинское учебное заведение для женщин. Бородин всегда был убежденным энтузиастом женского образования. Когда же был объявлен прием на Женские врачебные курсы, Бородин сразу включился в работу по их организации. С осени 1872 года он стал читать будущим врачам лекции по химии.

3. В романсе Бородина "Спящая княжна" у рояля в басу монотонно повторяется неизменная кварта, а над ней повисают большие секунды (интервал, состоящий из одного тона). Оставаясь без разрешения, они создают впечатление, что в том мире, который рисует романс, всякое движение прекратилось и жизнь замерла. Секунды, примененные здесь столь новым, необычным образом, «шокировали» некоторых академистов – современников Бородина. Хорошо известен отзыв Лароша о «Спящей княжне», где критик обвиняет композитора в том, что у него бушует «оргия диссонансов» и что он «неуклонно и безжалостно царапает слух своими секундами».

4. Имеется в виду Чайковский, который показал, что в действительности же секунды в «Спящей княжне» отнюдь не являются плодом произвола композитора-«нигилиста». Чайковский говорил, что «все, что хорошо звучит, должно иметь теоретическое оправдание», и в подтверждение давал теоретическое оправдание гармониям «Спящей княжны». Такое «оправдание» отлично звучащих секунд романса заключено в том, что они, являясь акустическими диссонансами, далеко не всегда выступают как диссонансы ладовые.

5. Еще при жизни Бородина Вторая симфония завоевала известность на его родине и за рубежом; ею восхищались Лист, Дебюсси и, особенно, Равель, любивший играть ее в четырехручном переложении. Она по праву причисляется к шедеврам мирового искусства.

6. Бородин прожил 53 года.


Рецензии