Итоги одного года. Часть третья - 7
Продолжение:
В СОМНЕНИЯХ ПОИСКА
Тематическое начало урока
24 апреля 2001 года
Наше оправданное стремление успеть приводит к нарастающей усталости. К тому же, ярко светит солнце, за окном лужи и сегодня, я это чувствую, у пятиклашек, которые пришли ко мне на урок, расслабленно-дремотное состояние. Обыкновенная, банальная лень – прекрасная защита от нарастающих перегрузок. Что же, пора принимать холодный душ нововведений воспитательного (ибо классные часы, как таковые, давно канули в лету) и исследовательского толка. Ко всем уже используемым наработкам оправдано подключить проведение тематических занятий или хотя бы пятиминутных отступлений от урока, усиливающих его воспитательный эффект. Тем более что однообразное начало (например, традиционная физ-минутка) уже начинает надоедать.
Итак, сегодня вторник. Математика первый раз на неделе. Выбираем тему патриотизма. На левом отделении доски цветными мелками нарисован Российский Флаг. "Зачем?" — спрашивают ребята. Начинается урок, очень коротко рассказываю о символах Российского государства. Затем, стоя, слушаем гимн России. На уроке подобран материал патриотического содержания.
25 апреля 2001 года
Сегодня Ксения принесла на урок слова нового гимна, а Маша – ноты, и на полном серьёзе, тоном, не терпящим никаких возражений, предложила: пусть Саша поёт! Никита, наш математический вундеркинд, пытается рисовать на доске двуглавого орла - символ Российской Империи. А ведь никто об этом их не просил! Дети в большинстве своём удивительно инициативны, им нужны лишь идеи - внешний толчок, на реализации которых они готовы затратить всю свою энергию. Из маленького зёрнышка мыслей неравнодушного педагога "сами собой" вырастают добрые традиции и полезные дела. Спасибо вам, ребята, но сегодня у нас другое...
Организующему и воспитывающему значению элемента неожиданности и фактора неизвестности можно слагать оды! Вот и сегодня я прошу учащихся раскрыть тетради, записать число, классную работу и слева начертить прямоугольник 4х6 сантиметров. Никита поднимает на меня удивленные глаза и говорит: «Сергей Иванович, эту тему мы уже давно прошли! Сегодня – десятичные дроби!». Душа математика! О, как же основательно мы приучили детей к однообразию, к стандартному подходу к жизни! – Они не только угадывают каждый наш последующий шаг, действия на несколько уроков вперёд, но и привыкают шаблонно мыслить. А ведь стихия детства – динамичность развития, постоянные изменения, творчество, стремление от жёсткого порядка к многообразным проявлениям гармонии мира. Неожиданности увлекают детей, мобилизуют их внимание, воспринимаются как нечто совершенно необходимое и естественное.
Я включаю медленную глубокую музыку (в другой раз она может быть быстрой - интересно проследить, что изменится). Прошу за фиксированное время нарисовать в прямоугольнике всё, что пожелает душа. И снова возникают вопросы: чем рисовать, как рисовать, что рисовать и другие. «В том то и дело, что кроме рамок прямоугольника сейчас у вас нет границ!" - объясняю я. Только важно, чтобы дома ничего не дорисовывалось. И пусть эти рисунки будут перед ними! Посмотрев внимательно на эти "маленькие картины", можно много сказать о настоящем внутреннем состояли учащихся, увидеть в них радость или психологический дискомфорт. Тот фактор, что они не знают, зачем эти рисунки, добавляет им (рисункам) свободы и объективности.
Продолжение следует:
Свидетельство о публикации №114071208935