Мой любимый писатель-интеллектуал
Захотелось узнавать об авторе как можно больше. Поэт живёт в Киеве, преподаёт в университете на кафедре культурологи, доктор философских наук. В Интернете я прочла несколько её статей на русском и украинском языках. Очень интересно, хочется разбираться в написанном. С тех пор – уже год – я слежу за творчеством этого одарённого человека. Читаю стихи, которые она выкладывает в Интернете, слежу за выходом её поэтических книг.
В этом эссе я решила написать о последней из вышедших книг, потому что это первая книга поэта, вышедшая в России, в родном Петербурге. Называется она «Кто я?» и состоит всего из тридцати трёх стихотворений, отобранных автором (по числу лет поэта). Особенность стихотворений: все они написаны с конца ноября 2013 по 21 февраля 2014 года – за три месяца! И в этот сборник вошли НЕ ВСЕ стихи, написанные в этот период! Это обычая производительность поэта: 20-30 стихотворений в месяц! И каких!.. Они современны, но говорят и о вечном, всегда актуальны, но затрагивают непреходящие ценности. «Кто я?» – книга, с которой я продолжаю познавать и открывать мир. Она – из моей интеллектуальной десятки любимых книг. Она волшебно воздействует на меня: вдохновляет, учит (без назиданий, естественно), меняет моё отношение к миру – к людям, прежде всего, и к природе, и к себе самой.
Хочется определить место поэта среди поэтического сообщества и место стихов поэта в современной поэзии. В тексте (так я буду называть стихотворение, как сам автор) «Хрустальный ангел» читаю: «Василий Стус – давно не побратим / крутому постмодерному поэту». Понимаю авторское самоопределение. И, чтобы лучше понимать автора, хочу разобраться в нашем постмодернистском времени и в современном направлении в искусстве и словесном творчестве, называемом постмодернизмом. В библиотеке беру современный энциклопедический словарь (для начала), потом нахожу специальный словарь, который так и называется «Постмодернизм». Составитель Илья Ильин. Вышел в Москве ещё в 2001 году тиражом 3000 экз. Он довольно объёмный – 384 стр. и более 150 статей! Много психологического материала, особенно мне интересного.
Узнаю, что постмодернизм возник во второй половине прошлого ХХ века, а осознан был в 80-е годы как общеэстетический феномен культуры, как специфическое явление в философии, эстетике и литературе. Основные теоретики – французы, американцы, голландцы, англичане. Бильченко читает о них лекции своим студентам, а сама на практике воплощает их идеи. Конечно, это получается у неё как бы само собой – не «от головы» идёт поэт в своём творчестве, не от идей. Вознесенский так отметил: «Стихи не пишутся – случаются». Но как широк, как богат тезаурус поэта, досконально изучившего всё это! И в стихотворных текстах Бильченко видишь, как снимаются разграничения между «высоким» и «низким», прекрасным и безобразным, как снимаются эстетические табу, как отвергается возможность утопического изменения жизни с помощью искусства. Принимаешь вместе с поэтом бытие таким, каково оно есть. Ведь искусство Бильченко предельно открыто, наполнено фрагментами реального жизненного процесса. Оно полистилистично. Хотя её стиль не спутать ни с чьим! Стихи Бильченко глубоко эмоциональны, внутренне прочувствованы реакции поэта на окружающий её мир. Но поэт не изрекает истины – отрезвляет корректирующая ирония по отношению ко всем проявлениям жизни. В стихах чувствуется характерное для постмодернистской литературы общее ощущение кризиса, трагическое восприятие мира и себя в мире. Рассматриваемая книга – живое поэтическое осмысление действительности с помощью нового поэтического мышления. Миры поэта Бильченко разнообразны и густо заселены, язык богат.
Несколько формальных характеристик. В книге 234 имени существительных, обозначающих людей. Из них 23 называют людей по взрасту: ребёнок, малышня, подросток, пацан, дед, старик, старушка и др. 28 названий профессий: мент, палач, камнетёс, постовой, поп, врач, стюардесса, фотограф, снайпер, учитель, электрик и др. 29 названий свойств/типов людей: холуй, герой, наглец, изгой, мажор, бунтарь, гад, поэт, вор, тиран… Ещё 13 названий людей по способностям: придурок (самокритично обозвала себя), отличник, пророк, лох, гений – многим нашлось место в текстах автора. 12 типов людей названы по родству, по семейным связям. 23 наименования людей по социальному положению: бомж и принцесса, гопник и мажор, студент и царь, волонтёр и заключённый, князь и смертник, туземец и школярка… 10 человек выделены по национальному признаку и по религии: эллин и могол, гуцул и индеец, буддист и шахид… 17 человек отличны по своим взглядам / идеологии: хиппи, радикал, бунтовщик, йог, проститутка, хипстер, бандит, анархист, предатель, нацист. 23 человека разнятся по своим социальным ролям: гость, сосед, свидетель, лузер, пассажир, зазноба, паломник, крестница. Есть и сказочные, мифические существа.
В тридцати трёх текстах книги встречается более 160 имён собственных (в поэтическом наследии Цветаевой, к слову, их «всего» 800). Из этих полутора сотен - четыре в эпиграфах и десять в посвящениях. Среди имён собственных в текстах имена реальных лиц – мужа, друзей, родственников. Это и русские и европейские деятели культуры: поэты (Галич, Визбор, Фет, Лао Цзы, Бродский, Маяковский, Есенин, Овидий, Юрий Крыжановский и др.) и философы (Вольтер, Кампанелла, Батай, Махатма), музыканты (Дженис Джоплин, Моррисон, Паганини, Цой, БГ, Янка, Шевчук, СашБаш – Башлачёв). Исторические деятели (Сталин, Колумб, Маркс, князь Игорь, Пётр, Буш, Дж. Бруно, Че и др.) и имена героев литературы и кино (Шаганэ, Дон Кихот, Беатриче, Портос, Колобок, Бэтмэн). Художники и писатели (Дега, Рубенс, Чехов, Солженицын, Кастанеда, Осборн), античные и фольклорные имена (Пегас, Эдем, Санта). Это астрономические названия: Вселенная, Земля, Луна, Нептун, Млечный Путь. Это и географические: реки (Днепр, Ворскла), материки и страны(Африка, Атлантида, Россия, Чили, Исландия), земли (Крым, Коктебель, Сибирь, Тибет, Соловки). Это города (Магадан, Питер, Сталинград, Киев, Львов, Херсон, Мекка, Женева) и улицы, микрорайоны (Сенатская Площадь, Куренёвская ул., Майдан, Петровка, БЖ*).
Даже названия впечатляют. Но насколько же интереснее взаимоотношения между героями стихов! Как волнует позиция лирического героя! Как впечатляют образы, зачастую неожиданные и всё же узнаваемые: они из нашей с вами жизни.
Шедевром не только этой книги, но и знакомого мне поэтического творчества автора (далеко не всего, конечно же) является стихотворение «Кто я?» - оно дало и название книги. В нём поэт предстаёт перед нами в лицах своего народа в трудное для Украины время: это и юноша, погибший на Майдане, и раненая юная врач, и мама погибшего, и священник, его отпевающий, и поэт, рискующей жизнью, но стремящийся быть там, где «нужнее стихов сегодня – мешки с лекарствами», и старый аптекарь-пенсионер, которому не сидится дома. Поэт поднимается до обобщения: «я – Родина», а это не только народ, но и земля, её недра, и власти с палачами. Наконец поэт предстаёт перед нами в образе Бога, способного воскрешать. Сколько ни читай этот текст, перехватывает дух и слёзы проступают на глазах, а в сердце – благодарность поэту Евгении Бильченко, которую любят читатели русской поэзии во всех странах мира, где её читают и почитают.
___________
*Петровка, БЖ – микрорайоны Киева. Инициалами БЖ поэт Евгении Бильченко обычно подписывает свои тексты, выкладываемые в Интернете.
31 мая 2014 г.
Свидетельство о публикации №114071000661
Я – мальчик.
Я сплю, свернувшись в гробу калачиком.
Мне снится футбол. В моей голове – Калашников.
Не вовремя мне, братишки, пришлось расслабиться!
Жаль, девочка-врач в халатике не спасла меня…
Я – девочка-врач.
Я в шею смертельно ранена.
В моём городке по небу летят журавлики
И глушат Wi-Fi, чтоб мама моя не видела,
Как я со своим любимым прощаюсь в Твиттере…
Я – мама.
О фартук вытерев руки мыльные,
Звоню на войну я сыночке по мобильному.
Дитя не берёт! Приедет, ; огрею веником!
«Его отпевают», ; слышу ответ священника…
Я – батюшка.
Я собор свой открыл под госпиталь
И сам в нём служу медбратом, помилуй Господи!
Слова для души, что чреву – пуд каши гречневой:
За это крестил поэта я, пусть и грешен он...
Принц Андромеды 26.11.2020 19:53 Заявить о нарушении