Гармония контраста. предисловие и послесловие

Предисловие

Вы держите в руках первую авторскую книгу та¬лантливой поэтессы и писательницы Ларисы Саевич «Гар¬мония контраста¬, в которую вошли стихотворения послед¬них лет, а также новелла-триптих «Волны, штиль и снова волны¬.
Стихотворные произведения Л. Саевич – это раз¬мышления автора о смысле жизни и месте в нем человека, самобытный взгляд умудренной жизненным опытом «граж¬данки Земли¬ на окружающую реальность, обращение к единомышленникам и всем небезразличным людям.
Несмотря на то, что книга, которую вы держите в ру¬ках, названа «Гармония контраста¬, вошедшие в нее поэти¬ческие произведения объединены насыщенной цветовой па¬литрой и составляют некое образно-смысловое единство.
В стихотворениях «Гармония контраста¬, «Мыс надежды -выбор крылатых¬, «Всем ветрам назло¬, «C'est la vie¬ раскрывается глубинная мудрость мировоззрения по¬этессы, ее оптимистическое восприятие действительности и любовь к жизни во всех ее проявлениях. Автор всем серд¬цем принимает, и даже восторгается «Жизнью в полоску¬ с ее взлетами и паденьями, радостями и огорчениями. Своим жизнеутверждающим словом она пытается вселить в сердца других людей непоколебимую веру в себя и свои внутрен¬ние силы.
И в то же время Лариса Саевич очень остро, можно даже сказать, трагически ощущает неуловимый ход време¬ни, о чем свидетельствуют такие стихотворения, как «Пред¬новогодний день¬ и  триптих «О времени¬.
Любовная лирика поэтессы наполнена возвышенны¬ми чувствами и настроениями. Их лирическая героиня – Настоящая Женщина с присущими ей глубокими пережива¬ниями и сокровенными тайнами, ощущением величия «Вечной любви¬ и поисками духовного единения родствен¬ных душ.
Поэзия Ларисы Саевич насыщена интересными обра¬зами, удачными метафорами и сравнениями: «нот контраст¬ная строка то в мажоре, то в миноре направляет нас в пути¬; «Вновь морозная погода новогодней мишуры¬; «Конфетти всех пожеланий фейерверком взмоют ввысь¬; «За метель, Зима, мне душу под сугробами груди¬ и др.
Стихотворения «Осенний бал¬, «Снежность¬Нежность¬ Безмятежность¬?¬ раскрывают поэтессу, как непревзойденного романтика, тонко чувствующего природу земных стихий и времен года, человеческих чувств и пере¬живаний:

Волна осенняя открыла
Всех чувств и моря глубину,
Как хорошо, что я любила
И сберегла любви волну.

Вновь Крещенские морозы
Триумфально затрещат,
Превратят в бриллианты слезы,
Чтоб сверкал зимы парад.

Не менее интересны, на мой взгляд, и стихи-посвящения, представленные в данном сборнике. В стихотворениях «Мартовская кошка¬, «Майя¬, «Свеча на ветру¬, «AVE, Victor! Да здравствует Победитель!¬ очень глубоко и про¬никновенно отображены самые светлые и теплые чувства поэтессы по отношению к родным и бесконечно дорогим для нее людям.   
Новелла-триптих «Волны, штиль и снова волны¬ пропитана духом утонченной романтики и интимности. В своем пер¬вом прозаическом произведении Лариса Саевич с присущей ее элегантностью и искренностью описывает необыкновен¬но-красивые отношения между поклонницей и ее кумиром. Новелла необычайно легко и интересно читается, и в то же время ее язык изобилует оригинальными образами и мета¬форами, что приравнивает его к поэтической речи. Еще од¬ним художественным достоинством произведения является то, что его сюжетная линия очень органично повторила смысловое течение песни «Волны¬, вокруг которой и раз¬ворачивается повествование новеллы.
Книга Ларисы Саевич «Гармония контраста¬ представляет интерес для самого широкого круга читателей и любителей поэзии.

Анна Сыромятникова,
член Всеукраинского творческого союза
«Конгресс литераторов Украины¬


Послесловие

Дорогой читатель!
Перевернув последнюю страницу этого сборника, у меня появилось желание высказать некоторые  мысли и  поделиться чувствами, возникшими благодаря работе души автора.
Вначале хочу сказать несколько слов о новелле, дабы оставить больше времени стихам, как, на мой взгляд, более сильному и естественному проявлению таланта автора.
Литературное произведение для меня ценно, прежде всего, эмоционально сильной линией сюжета, наличием ярких образов и мыслей, которые превращают стандартные ситуации во что-то новое и неизвестное. Ценность хорошей книги, как мне кажется, заключается в том, что она может повернуть ход мыслей читателя в другом, совсем неожиданном направлении, открыть давно понятное с такой стороны, о которой никто и никогда не подозревал, расширить, разнообразить знания о жизни, отозваться определенным образом в его собственном опыте, подняв из глубины сердца личные переживания, представления и чувства. К небольшому по объему литературному произведению, как новелла, такие требования предъявлять сложно, но автору все же удалось, не выходя за рамки жанра, создать с помощью как бы импрессионистских мазков достаточно определенное   впечатление, вмещающее в себя оттенки разных настроений,  обозначить  характеры и судьбы, задать формулу объяснения возможности понимания и притяжения героев.
Мне хочется отметить несколько моментов, которые обратили на себя мое внимание.
Во-первых: это почти мистическая линия предопределенности судьбы, которая возникает уже во втором абзаце первой части и, периодически  появляясь на протяжении всего произведения, поддерживает интерес читателя. Фактически, благодаря ей, автор мастерски выстраивает композиционную структуру в ритме волны, очень точно и органично соединяя определенные строки песни «Волны» из кинофильма «Старые стены», с очередным фрагментом новеллы. Именно эти иррациональные моменты в повествовании,  насыщенные полуфантастическими  или  романтическими образами как бы приподнимаются  над общей тканью сюжета и, тем самым, создают «гребень» волны.
Второе, на что, на мой взгляд, стоит обратить внимание – это феномен духовного единения  героини с Мастером. Этот немаловажный фактор является еще одной составляющей произведения. Он незаметно и плавно вводится автором в сюжет, построенный на неожиданных сменах ситуаций, переплетаясь с первой мистической линией, заставляя задуматься читателя о непростой философии жизни, о том, что она изменчива и постоянна одновременно, о том, что ничего не происходит просто так, что люди, даже живущие в разных странах, на разных континентах и  родившиеся в разное время, по какимто непостижимым для них законам, могут идти, как ни странно,  по одной дороге жизни. И для того, чтобы быть счастливыми, не столь важно знать, как, кем и зачем это все устроено и руководимо, а важно, чтобы тебя просто понимали.   
Теперь о поэзии.
В древнеиндийских легендах говорится о том, что Боги, живущие на  райских планетах, не разговаривают прозой.  Их речь настолько поэтична, ритмична и насыщена такими гармоничными рифмами, что они, общаясь между собой, не говорят, а поют. Наши поэты живут на грешной земле, но, видимо, их души устроены таким особо тонким образом, что понимание смысла жизни и ощущение эмоциональной составляющей окружающей природы  и мира  каждого отдельного человека находится на очень высоком уровне своего развития. По всей видимости, именно этим они и отличаются  от среднего,  обыкновенного человека,  озабоченного прозой жизни и редко смотрящего на звезды.

Стихи – как жемчуг. Я ныряю
За ними в сердца глубину
И в ожерелье их  вплетаю
На вдохновения волну.

Совершенно новый, свежий, нереальный, фантастически сказочный образ произведений, выходящих из-под пера поэта и, в то же самое время -  откровенное открытие тайны рождения непостижимого чуда, которое люди называют простым словом «стихи». А какая удивительная метафора – «Стихи – как жемчуг». Тяжелая, прохладная, природой созданная субстанция, идеальной формы и ярко белого цвета, который является проявлением высочайшего уровня гармонии объединения всех цветов и оттенков.
Такие глубокие и неоднозначные понятия, как смысл жизни, любовь, вера,  судьба, в поэтическом творчестве Ларисы Саевич представлены нетипично и своеобразно.
Стихи, имеющие философскую направленность, и любовная лирика наиболее сильно тронули мое сердце. Когда я впервые прочитала стихотворение «ГАРМОНИЯ КОНТРАСТА», я была взволнована до внутренней дрожи и обрадована  тем, что на этой планете живет человек, который думает так же, как я, который практически в пяти словах: «Лишь бы серой не была!» сумел выразить главное и необходимое условие,  при котором, на мой взгляд, жизнь имеет право называться жизнью.  Для меня эти слова прозвучали тогда как пароль, как ключик, мягко открывающий дверь в поразительную страну приятия, уважения, дружбы и человеческой любви. Я до сих пор готова подписаться под каждым словом этого произведения.

Жизнь в полоску, словно зебра:
То черна,  потом - бела.
Солнце… Дождь…Порывы ветра…
Лишь бы серой не была!

Ни в одной строчке поэтессы вы не найдете черного или серого цвета, все они раскрашены яркими или пастельными, но всегда разнообразными цветами и оттенками.
Хочется сказать о наличии свежих, не сконструированных из уже известных, а своих, впервые рожденных сравнениях и образах: Судьба «Словно клавиши рояля…».
Словно дивное музыкальное произведение, музыкальная дорожка, где каждая мысль, каждое слово, каждый шаг человека имеет свой неповторимый звук, свою ноту.  Также  необычно представлен и образ Бога – дирижера вселенского оркестра. В поэтических и литературных произведениях он  обычно представляется великим, всемогущим, непостижимым…,  но сравнение его с композитором судеб человеческих, пожалуй, встречается впервые.
 
Судьб Великий Композитор!
Светлых клавиш не жалей!
Нот счастливых на пюпитр
Разложи судьбы моей!

Наличие богатых необычных метафор, неожиданных  эпитетов и совершенно новых незатертых образов, сбивает с привычных стереотипов представления жизни.   Благодаря широкому творческому авторскому взгляду читатель  получает возможность увидеть и услышать новые, незнакомые стороны взаимоотношения с миром вообще.

«…бал морских иллюзий»,
«Танцуют с солнцем…»,
«…волна-каприз!»,
«…сердце в брызги разбивая…»,
«Соленая вода и слезы –
С абсента горечью коктейль»,
«Монетку-преданность бросаю
в осенней верности волну»,
«Осенней птицей улетела
Сквозь в зиму отпертую дверь»,
«Айсберг разочарования»,
«…улыбки снежность»,
«сердца стук – аплодисменты
Души…».

И еще целая строфа - почти шедевр. Посмотрите,  какой необыкновенно волшебный, пластично-динамичный образ.  Всего четыре строчки, а как точно философски выписана мысль о неизбежности смены и смирения буйства юности хладнокровной  бесстрастностью зрелости.

Платиною благородной
Станет  золото волос,
Ветер заплетёт холодный
Их свободу в строгость кос.

Хочется сказать о роли паузы  как о полноправном элементе ритма в системе средств выразительности поэтессы. Практически в половине стихотворений паузы смещены и приходятся на середину строки или на следующую строфу. Это обусловлено тем, что автор стремится как можно точнее выразить свои чувства и  мысли, не жертвуя смыслом.

«Чтобы  согреть, укрыть от стужи
Лет, что  несут свою печать»;

«Мозг отключает левый блок,
Где логика жила… »;

«От неизбежного бежать
Бессмысленно. Тебя теряла,»;

«Жизни линией садятся,
Избавляя от оков
Лет прошедших,»;

«Разморозит всё назад
Стерва, что Весной зовётся,»;

« Сердце, закрывшись на засов
От всех других. …»;

«Напоминает, что зовут
Так ту, которой нет роднее,»;

«Невольно я дарю букет
И Вам, и ей…»;

«А впереди так много смелых
Было дорог, ведущих вдаль
Из детства в жизнь,».

В первых трех строфах стихотворения «ПОЁТ СЕРГЕЙ ЗАХАРОВ» применен, на мой взгляд, интересный прием.  Каждая из них начинается фамилией певца, а второе слово первой строки каждой из строф слогами ЗА, ХА,  РОВ соответственно.

ЗАхаров… ЗА… ЗАпело сердце
Артиста с залом в унисон,
Давая шанс душой согреться,
Когда поёт на сцене ОН.

ЗаХАров… ХА… ХАризмы бездна
Затягивает, бьёт ключом:
Сопротивленье - бесполезно,
Когда поёт на сцене ОН.

ЗахаРОВ… РОВно голос льётся,
Ласкает, ранит баритон,
Страдает, любит и смеётся,
Когда поёт на сцене ОН.

Этот прием, словно ключ к шифру, раскрывающий уникальность таланта артиста, искусство которого в стихотворении  «ПЕРВОМАЙСКИЙ ПОДАРОК», также посвященном С. Захарову, автор называет гарантом

«Духовности, Культуры, веры
В то, что за деньги не купить.»   

Хочется обратить внимание читателя еще на одну совершенно удивительную фразу в другой строфе:

«Любимой песней вытрешь слёзы,»

Непри¬вычные, несовместимые, казалось бы, слова, но так согревающие каждое женское сердце.
Из каких звездных далей приходят поэтам эти невероятные мысли и образы?
   
Стихи Ларисы Саевич, в большинстве  своем, мелодичны, напевны, гармоничны и музыкальны по композиции и образности. Ярким примером этого является стихотворение «МАРТОВСКАЯ КОШКА».

Грация, движений легкость,
Страсть пантеры, острый нюх…
Нежный хищник: сила, ловкость,
Мышц упругость, тонкий слух…

Невсеядность и строптивость,
Осторожность, красота,
То уютность, то ленивость,
Преданность и доброта…

В музыке стиха отчетливо ощущается вкрадчивое мурлыканье кошки, и, в тоже время, голос, вне сомнения, уверенной в себе женщины.
Яркий представляемый поэтический  образ  выписан автором очень неоднозначно.

«Гибкость, мягкость  и пушистость»

Кто она?  Хитрая и грациозная кошка?

«таинственно прекрасна,
Гармонична и умна»

Или полная независимости и достоинства девушка? Решайте сами.

Читая такие стихотворения, как «ОТОРВАТЬСЯ ОТ ЗЕМЛИ», «МОЙ ХРАМ», «МЫС НАДЕЖДЫ/ВЫБОР КРЫЛАТЫХ» невозможно избавиться от ощущения, что эти строки писала женщина-птица, абсолютно свободно чувствующая себя как на земле, так и в небе.

«Был бы мой позывной Лара-Чайка».

Стихия ветра, воздуха кажется для нее средой обетованной, материалом, из которого строится ее мир.

«Я бы очень красиво летала,»
«Я б собою, как кистью, писала»
«Паспорт  Радуги получив,»

«Я б взмывала, парила, порхала,
В пируэты и в штопор входя.»

Читая вышеперечисленные стихотворе
ния, каким-то удивительным образом попадаешь в

«храм – из воздуха и света,
В нем брызги волн, в нем шум дождя,». 
Он «так хрупок и прозрачен,»
«Души полётом обозначен
На суше, в воздухе, в воде…»

Ты просто сидишь дома, держишь в руках книжку, смотришь на белые страницы, но чувствуешь себя вольно парящей над тихой гладью моря, ослепительно блистающей осколками солнца, широко распахнувшей крылья, влетающей в невесомый золотой дождь солнечной пыльцы и при этом легко и естественно вдыхая ощущение полной и абсолютной свободы.
И когда в конце стихотворения читаешь:
«Крыльев - НЕТ»  испытываешь искреннее недоумение и протест. Как это нет? Когда не только душа, но и тело до сих пор еще реально ощущает состояние высоты и свободы полета.
Поэтесса необыкновенно точно и тонко умеет передать свое душевное состояние читателю.
Она называет себя «Гражданкой Планеты», но согласно тем образам и своеобразным сравнениям, ее, скорее, можно назвать дочерью Земли или дочерью Природы, поскольку аспект красоты, гармонии, мысли, значимости полного слияния «Всех стихий…» и восприятие их как до конца понятных, родных, близких и практически живых существ, в поэзии автора гораздо сильнее социального. 

Любовной лирике в сборнике посвящены всего лишь несколько стихотворений – это «Осенний бал», «После любви» и «ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ».  На мой взгляд, трагически пронзительные, извлекающие из самых потаенных уголков сердца практически каждой женщины то, о чем она даже самой себе часто не признаётся, «очень холодные Крещенские стихи» тоже можно поместить в этот раздел. Особо хотелось бы остановиться на стихотворениях «Осенний бал» и «Снежность…». Первое из них наполнено светлой грустью, нежной печалью, легкими размышлениями о любви и судьбе. Второе – напротив: создает ощущение невыносимости, тяжести душевной боли, от невозможности развития жизни глубокого, мощного, искреннего чувства. Ощущение непреодолимости судьбы и понимание полной несовместимости физического существования с  расцветом душевного чувства находится на таком высоком пике своего проявления, что если не запаковать  «былые  встречи В серебра зимы фольгу.», то сердце просто разорвется.

«Пусть в глазах грустит прохлада
Под снежинками ресниц,
От заснеженного взгляда
Смолкнет даже пенье птиц.»

Какое мощное сравнение, какая сила поэтического образа, от которого кровь стынет и сжимается сердце, но, в то же самое время, та же самая строфа показывает накал чувства, которому не суждено расцвести алым цветком папоротника, приносящим радость женского счастья.

В гриме Снежной Королевы
Незаметны грусть и боль,
И не видно из партера,
Как далась мне эта роль…

А дальше сама собой у читателя возникает МХАТовская пауза, в которой молчаливый крик тысяч и тысяч сердец славянок, умеющих, и посегодня,  жертвовать собой и оставаться верными хранительницами  чести и достоинства в самом высоком понимании этих слов. Если обратить внимание на образный ряд этого стихотворения, то он совершенно чудесный, кружевной, переливающийся острым, холодным блеском неживой, хрустальной красоты.
Общий эмоциональный фон поэзии Ларисы Саевич, несмотря на некоторую грусть философской линии  и звенящую боль любовной лирики, все же оптимистичен.
Обратите внимание на парадоксальный, почти нереальный, завораживающий образ человека, стоящего на самой кромке скалы над морем в стихотворении «МЫС НАДЕЖДЫ/ВЫБОР КРЫЛАТЫХ». Обычно всегда состояние «на краю» ассоциируется с разочарованием, с утратой жизненных сил, надежды на лучшее, с концом, какого бы то ни было бытия. Но поэтесса, описывая душевные метания,  поиска смысла существования, образ стоящего у черты представляет не как пришедшего к концу своего пути и желающего захлопнуть книгу жизни, а совсем наоборот - как находящегося в самом центре и начале мироздания, где

«Всех стихий роковое свиданье
… назначено навсегда.»

Следуя одной из главных заповедей «Не унывай!» она уверено говорит о том, что любой конец в то же самое время является и началом чего-то нового, что жизнь непрерывна и бесконечна. У нее

«За спиной вырастают крылья
В миг баланса на кромке земли.

Обостряются чувства и мысли,
Обнаженных эмоций нерв
В бесконечном поиске смысла
Пишет током пульсаций шедевр

Уникальности мирозданья.»

Неотъемлемой частью которого, бесспорно, является и человек, умеющий силой мысли своей оказаться в любой точке Вселенной, от самых удаленных звезд до синих глубин морей и океанов, могущий одним только полетом мечты и любовью превратить весь мир в райский сад. Нужно только понять

«… природу данности крыльев»,

и тогда не 

«В бездну моря, сложивши крылья,»,

а 

«взлететь еще выше, чем прежде,
«За предел по любой шкале».

В сердце паники, ужаса, страха
Нет ни капли – один восторг!
Нет препятствий для крыльев размаха:
Север, запад, юг и восток

Мне распахнуты. Выбор сложен
И прекрасен, он - только мой!
Ветер в спину толкает, и все же
Я поспорю еще с судьбой,

Ведь недаром Бог дал мне крылья,
Среди многих других избрав,
И мечта еще станет былью,
В волнах солнца улыбку поймав...

Практически все произведения поэтессы если не заканчиваются, то содержат в себе мысль о том, что «Нельзя всю жизнь валяться на диване»,  «Беречь себя, как «человек в футляре»,  «Закрывшись  плотно от ветров и вьюги». Иначе человеку никогда  «Любовь не встретить, счастья не узнать».
Автор  прямо обращается к читателю с призывом,

«Поверь в себя!
Стремись вперед!
Не дай судьбе сломить себя!»
«Возьми с собой лишь зонтик оптимизма».

Ведь

«Мы в этот мир пришли не зря.
Пусть много в нем проблем,  забот…
Любите жизнь! И верю я –
Всем оптимистам повезет!»

И это не просто вера, это жизненный принцип, на котором твердо и непоколебимо стоит автор, она не просто верит – она точно знает, что после «проблем, смятенья, слез» обязательно «будут радость и удача, После зимы опять придет весна» так же, как «За ночью будет новый день».

Любовь Мамаева


Рецензии