Моя апология

  1. "Я определяю актуальное искусство как род художественных усилий, благодаря которым искусством или предметом искусства становится то, что до приложения этих усилий таковым не являлось (не считалось)".
Семен Файбисович

   2. Большая путаница в терминологии. С одной стороны ясно, что подлинное искусство актуально всегда, ибо оно - питательная среда для души, основа духовного роста. Но тотчас встает вопрос о различении подлинного искусства и мимикрии под него. Это большая отдельная тема. С другой стороны, сообразуясь со временем, с исторической протяженностью эпох (в том числе в искусстве) говорят о классическом искусстве, современном, новейшем, и т. п. В этом смысле актуальное понимается как оппозиция всему ранее известному и общепринятому в искусстве.

   3. Говорят даже об актуальных проблемах актуального искусства. Это значит, что у актуального искусства есть и неактуальные проблемы. Любопытно, что здесь к актуальному искусству имеет место классический подход: в историческом ключе рассматриваются виды актуального искусства и условия их возникновения. Например, авангардное искусство столетней давности, - сегодня почти замшелая классика в сравнении с актуальным искусством наших дней. Из разных ветвей актуального искусства можно отметить перформанс, акционизм, концептуализм, искусство найденного объекта (инсталляция, ассамбляж).

   4. Привычные представления об искусстве, послужившие основанием искусствоведческой науки, в актуальном искусстве размыты настолько, что неясно, кого считать художником, кого искусствоведом, а кого просто зрителем? Тяга к ниспровержению основ, желание удивить, нашуметь, прославиться, привели к злоупотреблению эпатажем, и почти полному изгнанию из искусства эстетики в классическом понимании. Художественные умения, составляющие Школу, в актуальном искусстве не столь важны, как некая, провозглашаемая ее автором, концептуальная идея. Хотя, по самой сути, идея уже предполагает сгусток смысла или концепцию.

   5. Минуло 2400 лет со времени основания Платоном в 387 году до н.э. первой в мире Академии. Сегодня  платоновские идеи продолжают оставаться в центре внимания. Это очевидный плюс актуального искусства, свидетельствующий о тенденциях синтеза искусства и науки на острие актуального.

   6. Наука, как это теперь почти общепризнанно, обладает эстетической ценностью. То же можно сказать о философии. Это открывает большие горизонты в целостном восприятии синтеза искусства, науки, философии с позиций актуального. Спросим прямо: что наиболее актуально? Отвечаю: жизнь, максимально наполненная творческими усилиями по преображению человека и общества, разумеется, художественно осознанная. Всё, что вне этого, но выдает себя за актуальное искусство, - профанация и невежество, влекущие за собой растление душ, искалеченность восприятия, замутнение сознания.
 
   7. Актуальное искусство без эстетики - не есть искусство. Значит, сама эстетика в свете актуального может претерпевать такие трансформации, которые потребуют новой терминологии, новых способов осознания, новых перспективных выводов. Быть актуальным художником отнюдь не означает безответственность, какой бы она ни являлась - эстетической, социальной, гносеологической. Совсем наоборот, актуальность - это, прежде всего, осознание и понимание позиционируемого в искусстве феномена.

   8. Подход к искусству как простому удовольствию, наслаждению - это лишь поверхностный взгляд на его сущность, если не назвать его типичным потребительством. Две составляющие искусства - социальная и гносеологическая - остаются в силе и в актуальном искусстве. Полагать, что мир спасет красота, - пребывать в заблуждении. Ибо не что так не нуждается в защите, как именно сама красота. Можно прятать голову в песок, уединиться от общества, но в один момент всё может рухнуть и оказаться раздавленным фашистским сапогом - художник, его творения, представления о красоте. Не говоря уже о систематической фальсификации основополагающих понятий, в том числе и о красоте.

   9. Само восприятие жизни, ее реалий делает акценты на социальной и гносеологической составляющих искусства. Когда мир потрясают катаклизмы, войны, хаос, то социальные проблемы и значение искусства в социальном аспекте выходят на первое место. Если общественная жизнь протекает в гармонии, созидании, то преобладающей оказывается гносеологическая функция искусства.

   10. Хотим мы того или нет, но нам не уйти от социальных проблем искусства сегодня, когда Россия стоит на пороге большой войны. Роль художника и его ответственность сегодня особенно огромны. Проблемы современности открывают актуальному искусству новые возможности в осознании и в средствах художественного выражения этого осознания. Время становится особенно концентрированным, смыслы уплотненными. Это значит, что язык искусства должен быть лапидарен, но максимально выразителен, то есть подобен смысловому, понятийному взрыву.

   11. В свое время основатель футуризма Маринетти художественно воспел войну. Ясно, что война может быть захватнической или освободительной, но самая уродливая и страшная - это гражданская война в угоду третьей стороне. Здесь уже не до эстетических изысков. Художник становится трибуном, оратором, в том числе и в актуальном искусстве.

   12. Размывание критериев художественного, да еще на фоне распространенных в обществе и в международных отношениях лжи, подлости, коварства и вероломства, с неизбежностью приводят к вырождению искусства, к утрате его духовного значения, превращают искусство в кривое зеркало всего худшего, что есть в человеке. Это в свою очередь развязывает и поощряет самые низкие инстинкты в человеке.

   13. Либерализация общественной жизни, пышно расцветшая сорняками на огромном постсоветском пространстве с подачи инструкторов и идеологов из разведывательных служб Запада, внесла в массовое сознание хаос, ввергла в заблуждение многие умы, растлила новые поколения. Все это отразилось и в искусстве, превратившемся в своеобразные авгиевы конюшни.

   14. Снижение критериев, размывание граней восприятия и познания, пропагандистское искажение реалий не оставило в стороне и научное знание. Произошла и происходит тотальная подмена подлинных истин, проблематики суррогатом, маскируемым под науку изощренной демагогией. Тотальное торжество серости и посредственности.

   15. Сегодня масса псевдохудожественного, псевдонаучного накопилась до критического значения. Грядет взрыв гносеологического характера со сменой парадигм. Формировавшиеся веками понятия классического искусства будут не только переосмыслены, но возникнут иные, открывающие новые перспективы духовного роста.
   
   16. Любому действию можно придать художественное и гносеологическое значение. То есть, по сути дела, всё может стать художественным объектом актуального. Например, боевые искусства, йоговская практика, и даже самые разные виды и способы экстремальных испытаний. В этом смысле перформансом можно назвать и необычное путешествие, манифестировав его как реализацию соответствующей идеи.

   17. Все более тесно в одном лице художника сочетаются мыслитель (философ), искусствовед. Разумеется, речь не идет о профанации, в которой подобный синтез умаляет все три составляющие - искусство, науку, философию. Актуальный художник сегодня - одновременно знаток классического наследия, открыватель новых истин в духе платонизма, мыслитель, способный позиционировать свои взгляды как систему гносеологии.
 
   18. Все споры о реальности, реалистическом и нереалистическом искусстве можно считать устаревшими и неактуальными. Нет ничего, кроме реальности - многослойной, многосмысловой, неисчерпаемой даже в пределах известных ощущений. И реальность эта - не только материальна, но еще объективно идеальна. Понимая миф как бесконечное смысловое становление, можно сказать, что реальность и есть это становление мифа, проявляемое через материю и сознание.

   19. Название выставки "Реальность и фантасмагории" отсылает к восприятию реальности в классическом духе и одновременно к оппозиции, иному, что возникает вследствие смысловых прорывов воображения. Вопрос о художественном здесь продолжает оставаться актуальным, что в большей мере определяется Школой, мастерством.

   20. Что касается фантасмагорий или художественного выражения запредельного в воображении, то здесь немалую роль играют использование компьютерных технологий, уже известных видов актуального искусства, а также новые идеи, трансформируемые в те или иные средства выражения. Сама работа искусствоведа выходит за пределы кабинета. Так же и для художника мастерской становится весь мир.

   21. Моя акция или перформанс, или манифестация художественной позиции такова: в год Лошади она посвящена искусству и искусствознанию, рождаемым в экстремальном движении. Что это значит? На обычном дорожном велосипеде я отправляюсь в Новосибирск, чтобы в пути сочетать практики ци-гун, кун-фу с новыми размышлениями и прозрениями, отличными от уже известных. Таким образом моя художественная акция оказывается протяженной во времени (до1,5 месяцев) и в пространстве (свыше 5000 км.) Все движение будет фиксироваться в специальном паспорте велопутешественника печатями и штампами органов местной власти или почтовых отделений пунктов маршрута. Результатом станет соответствующая книга - одновременно о путешествии, об актуальном искусстве, философии, новых парадигмах и смыслах.

   22. Об одном понятийном парадоксе. В каждом понятии заключено (наличествуют, имеют место) оно само, его оппозиция, вплоть до полного отрицания, и приращение смысла или смысловой прибавочный элемент. Например, оппозицией к понятиям "искусство", "художество", "эстетика" будут соответственно "псевдоискусство" (как бы искусство), "антихудожество", "антиэстетика" (творческий экстремизм и вседозволенность).

   23. Кажется естественным, по крайней мере, для тех, чьи запросы не ограничиваются физическими потребностями, что искусство необходимо человеку всегда как питательная среда его духовного существования. В этом смысле искусство всегда актуально, то есть востребовано в любой момент.

    24. Если искусство актуально в силу своего происхождения, то почему же возникло новое понятие "актуальное искусство", отличающееся от классики и традиций? Оно возникло из отрицания преемственности, Школы, необходимости упорного систематического учения и вдохновенного труда. Испытанные веками художественные средства были вытеснены эпатажем, шокирующим действием, "многозначительным" жестом, декларацией, манифестацией, позиционированием, жонглированием текстами и контекстами. Самые уродливые формы стали объектами искусства.

   25. Для актуального искусства характерно смещение акцентов от традиционных средств выражения - графических, живописных, пластических - к новым, как то: использование компьютерных технологий, инсталляция, ассамбляж, перформанс и пр.

   26. С утверждением актуального искусства происходит размывание критериев художественности, вплоть до их отрицания и декларирования антиэстетики как актуальности и красоты безобразного и гадкого.

   27. Всякое явление в искусстве со временем переходит в разряд классики, либо утрачивает свое художественное и эстетическое значение, то есть оказывается на исторической свалке. Иначе говоря, актуальное искусство сегодня станет завтра просто искусством либо останется за его рамками.

   28. Концептуализм в искусстве не есть произвольно декларируемая мысль. Он предполагает оригинальность замысла и его визуального представления, не имеет ничего общего с невежеством, необразованностью, беспочвенной претенциозностью. В его основе, как правило, синтез разных областей знания, разных способов художественного выражения. Для концептуализма характерно философское мировосприятие, понимание возможностей художественного выражения отвлеченных от наглядного смыслов.

   29. Обобщением понятия "средства художественного выражения" является понятие "овеществленная идея". То есть любая идея может быть в той или иной мере материализована с помощью самых разных вещей, предметов, а не только традиционными средствами искусства. Это направление можно назвать овеществленной мифологией. Оно очень перспективно и практически неисчерпаемо.

   30. Можно ли в XXI веке говорить об авангардном искусстве? Можно, но уже в русле традиции. В актуальном искусстве могут угадываться, узнаваться черты, свойственные известным направлениям. В этом смысле актуальное искусство может быть, например, в духе авангарда, романтизма, экспрессионизма и т. п. при непременном условии смыслового прибавочного элемента.
 
   31. Временная периодизация искусства позволяет говорить об актуальном искусстве как о современном, то есть оно - частный случай в потоке современного искусства.

   32. Понятие "современное искусство", конечно, условное. Например, в Эрмитаже современным искусством принято считать искусство периода со второй половины XIX века и до наших дней. Кто-то может считать современным период последних 50, а то и 10 лет, и т. д.

   33. Любая периодизация со всеми подробностями фактического материала есть лишь внешняя сторона изучения искусства. Труднее, важнее, интереснее - постижение сути искусства. Только ли человек его творит? Или искусство существует как вещь-в-себе, как объективная идея, воплощаемая в материале посредством человека, его специфической творческой деятельности?

   34. Человеку свойственно стремиться к познанию. Чувственная и рациональная составляющие в нем - это его инструмент познания. Если искусство преломляется в человеке и материализуется им как объективная идея, то для понимания сущности искусства важно понять, что есть человек?

   35. Как существо биологическое и социальное, человек живет, действует творит. Кроме того, ему свойственно жаждать бесконечного и вечного, то есть запредельного, превосходящего любые ограничения. Это значит, что в человеке есть еще одна составляющая - космическая или вселенская. Поэтому иногда говорят, что человек есть бесконечная Вселенная, осознающая себя в малом и конечном, то есть в нем - человеке. Стало быть, он тоже - бесконечен и вечен при всей своей ограниченности во времени и пространстве.

   36. Искусство есть материализация художественными средствами личного развоплощения, которое можно понимать как возвращение к истоку, освобождение от телесных уз. Естественная смерть - развоплощение. Обретение сверхспособностей, позволяющих преодолевать телесную ограниченность, тоже можно считать развоплощением.

   37. Всякий акт творчества - это не только и даже не столько воспроизведение натуры, но в большей мере ее преображение. Поэтому искусство можно назвать материализацией представлений о вечном и бесконечном. Еще искусство можно понимать как монолог художника пред Вечностью и материализацию его соответствующими средствами. Это ощущение тайны в искусстве - непременное условие художественного. Если такого ощущения нет, то нет искусства.

   38. Художник реализует свой талант не только в познании, но также в общении - непосредственном или опосредованном через свои творения. То есть искусству присущи функции коммуникативная, социальная и познавательная (гносеологическая). Иногда понятие "прогресс", свойственное науке и технике, переносится в искусство. Уместно ли это? Ведь научно-технические достижения не сделали человека нравственно чище, возвышеннее, совершенней. Так же и в искусстве, в котором есть эстетические взлеты, помрачения и дегенерация, поскольку в нем, как в зеркале общества, отражаются все его пороки. Тем не менее, о прогрессе говорить можно, если понимать его как обретение новых смыслов, приближающих человека к тайне вечного и бесконечного.

   39. Государство и общество держатся на экономике, идеологии, внутренней и внешней политике. Это значит, что искусство, в силу своей природы, находится в зависимости и от экономики, и от политики, и от идеологии. Заблуждением будет думать, что искусство - это своеобразная "игра в бисер", отвлеченная от жизни общества. Наоборот, искусство - мощное средство пропаганды, идеологической борьбы государств, прямо или косвенно влияющее на экономику и политику. В этом смысле на художнике лежит большая ответственность перед обществом.

   40. Все извращения и язвы общества находят свое отражение в искусстве. Оно может воспитывать, созидать, вести к высоким целям, к свету сокровенных истин, а может и растлевать, оболванивать, погружать во тьму невежества и дикости. С идеей открытого общества, например, произошло растление умов и душ дегенеративными ценностями потребительского отношения к жизни.

   41. Убеждение, что мир спасет красота, может привести общество к катастрофе, если за этим убеждением нет соответствующих действий. Хорошо благодушествовать, заниматься проблемами чистой эстетики и гносеологии, когда общество гармонично развивается, регулируемое справедливыми законами. Но если его раздирают противоречия, если в нем обнажены все язвы и пороки, если законы не эффективны или не действуют совсем, если все ниши и этажи общественной жизни заполонила серая масса хищников-потребителей и посредственностей, то здесь уже не до эстетических изысков. Красота легко может быть раздавлена сапогом нациста. "Там, где сегодня правят серые, завтра к власти придут черные". 

   42. Мир спасет совестливая воля к красоте и полная решимости сила, претворяющая одухотворенную красотой волю в жизнь.

   43. Искусству, искусствоведению, как и вообще всем областям знания, трудно сохранить чистоту и служение истине в условиях тотальной лжи, подлости, коварства, вероломства, посеваемых политическими проходимцами всех мастей - от рядовых политиков до глав государств. Именно в такой ситуации пребывает человечество, вошедшее в XXI век в тяжелом кризисе - экономическом, политическом, нравственном, духовном. Оболванивание массового сознания перевернуло все ценности. Повсеместно к власти приходят неучи и бездари. Права и свободы человека, некогда праведная борьба за них превратились в безответственное хищничество и разгул низменных инстинктов со всякого рода извращениями.

   44. Права и свободы безграничного потребления изгнали ответственность человека, его обязанности, представления о долге, совести, чести. Такой либерализм - настоящая клиническая картина тяжелой болезни человечества. Я называю эту болезнь либероидным кретинизмом. Если от этой заразы не излечиться, человечество скатится в пропасть, из которой едва ли сможет выбраться.

   45. Еще мудрецы Древней Индии говорили, что мир держится правдой. В современном мире этой правды давно нет, - повсюду цинизм, ложь, подлость и лицемерие. Поэтому такой мир обречен. Необходима тотальная смена мировоззрения. На фоне либерастического краха невозможно заниматься никакими науками, не сменив мировоззренческую парадигму, не очистив массовое сознание от псевдодемократической скверны.

   46. Сегодня мы видим в мире не просто торжество либероидного кретинизма, но настоящую либерастическую дьяволиаду. Разумеется, у нее есть свои идеологи, в хищных лапах которых сосредоточены власть и огромные богатства. Эта неправедная жизнь исчерпала себя.

   47. Авгиевы конюшни - повсюду - в умах, сердцах, поступках, в науке, искусстве и искусствознании, философии и религии. Они должны быть вычищены, ибо потенциал человека вселенского - безграничен. Поистине мир ждет нового Геракла.

   48. Смена мировоззрения предполагает, прежде всего, ответ на вопрос: что есть человек? Отвечу коротко: он есть овеществленное здесь и теперь, но разворачивающееся в бесконечности времени и пространства становление смысла. Отсюда следует реальность и актуальность мифологического. Исторические эпохи не исчезают бесследно, - они в латентном виде заключены в смысловом наполнении настоящего.

   49. Россия, в целях самосохранения, должна уничтожить занесенную ветром идиотизма заразу либерастического мировоззрения. Из русского языка надо вышвырнуть слова "республика", "федерация", "президент", "парламент", "консенсус" и прочую либерастическую шелуху, привнесенную в наши умы и сердца инструкторами "капиталистического образа жизни", истинная цель которых - развал и уничтожение России. Не республики, но хотя бы воеводства. Не президенты в субъектах федерации, а воеводы. Не Президент России, а Верховный Правитель. Само слово "федерация" созвучно со словом "педерастия" ввиду тождественности звуков "f" и "ph". Стоит ли удивляться, что наши законодательные крючкотворцы - педофилы и поборники прав сексуальных меньшинств!

   50. России должна культивировать свои ценности, а не перенимать либерастический образ жизни деградантов. Гуманизм эпохи Возрождения был взлетом человеческого творческого духа, торжеством искусства и науки, идеи просвещения. Гуманизм эпохи либероидного кретинизма - это безответственность, цинизм, хищничество и разнузданность человеческих пороков при полной безнаказанности, да еще подкрепленные соответствующим законодательством. Гармония мысли, слова и дела, совести и воли, решимости и отваги - вот противоядие от либерастической заразы. Ничего этого в российских чиновниках, вплоть до высших этажей власти, не наблюдается.

   51. Авгиевы конюшни власти также должны быть очищены. Невозможно быть вором и при этом призывать народ к честности, сулить ему справедливость закона. Невозможно грабить народ, одновременно обещая ему неуклонный рост экономики и благосостояния. Этот гнойник, поразивший общество, обречен. Скоро он лопнет и начнется подлинное созидание, а не имитация.

   52. Итогом подрывной деятельности врагов России, осуществляемой под маской гуманизма и демократии в виде либерастического открытого общества, стал развал всей системы школьного и высшего образования, экономики и культуры. Попутно велось и ведется хорошо организованное растление умов, вследствие чего в российском обществе была целенаправленно взращена хорошо известная из истории пятая колонна - агенты-саботажники и просто сочувствующие предатели стратегических интересов России. Все они охвачены бешеной пропагандистской вакханалией, причиняют России огромный вред.

   53. Пришло время жить по правде, а не по лжи. Возможно, это начнется не ранее, чем после тотальной войны либерастического западного мира в лице США и НАТО против России, русских и их союзников. России в целях самосохранения важно уничтожить в своем обществе пятую колонну, кардинально обновить властные структуры, обрести надежных союзников в лице таких стран, как Китай, Индия, Иран, Куба, Корея, страны Латинской Америки и арабского мира.

   54. Необходимо сплотить общество на четко выраженной идеологии. Ее смысл обоснован самой историей России. Это единство языка, пространства и народной инициативы. Отсюда следуют обоснование образования, культуры, экономики, внутренней и внешней политики. Необходимо очистить дипломатический корпус от бездарей и рутинеров.

   55. Почему Западу так важно было протолкнуть в России идею об отмене смертной казни? Ответ очевиден: чтобы огромное количество отщепенцев, маньяков, преступников, социально опасных людей с разными отклонениями дестабилизировали общество, ввергли его в хаос и страх. Это сегодня и наблюдается в России.
 
   56. Инструкторы из США и Евросоюза под личиной благих намерений, с флагом либерастических преобразований наводнили огромное постсоветское пространство и принялись растлевать умы, выхолащивать сердца, разрушать общественные и государственные связи, формировавшиеся исторически. Возникли факультеты, институты, университеты и академии, разные организации и секты - и всё это под знаменем идеи открытого общества, а, говоря иначе, - масштабного и безнаказанного разрушения наших ценностей, нашего менталитета, нашей истории. Таковы плоды либерастического гуманизма. Осталось чиркнуть спичку - и Россия рухнет. Как государство, в нынешнем своем виде и при такой политике антинародной власти она обречена.

   57. Не парадокс ли: скоро будет 100 лет Великой Октябрьской социалистической революции, а Россия по-прежнему в состоянии дикости, экономической разрухи. Изгнанных революцией 1917 года капиталистов и помещиков сменили воры в законе, ставшие олигархами, ограбившими всю страну. После Великой Отечественной войны страна была восстановлена из руин в считанные годы. Но уже 23 года Россия деградирует экономически, политически, идеологически.

   58. Почему солдаты так любили Суворова и на поле боя творили чудеса отваги, стойкости и героизма? Потому что прославленный полководец ел с ними из одного котелка, спал на соломе, был честен и справедлив, довольствовался малым, заботился о солдатах как отец о детях. Ничего этого не скажешь о наших чиновниках и членах Правительства. Поэтому между обществом и государством у нас нет единства, нет согласия, нет общности усилий и вдохновенной цели движения. Любовь к стране отнюдь не то же самое, что любовь к государству. Страну можно любить, а государство при этом ненавидеть.

   59. Все организации, институты международного права, функционирующие на лжи и политике двойных стандартов, дискредитировали себя. В мире действует только одно либерастическое право циничного и агрессивного хищника. Такой миропорядок не может длиться вечно. Он должен быть разрушен вместе со всеми своими институтами.

   60. Либерастическая идея привела к тому, что стало постыдным говорить о патриотизме, ибо на говорящего тотчас выльют ушат обвинений в шовинизме, экстремизме и национализме. А ведь патриотизм - это сплав веры и воли, совести и чести, преданность своему Отечеству, умение дорожить его историей и культурой. Без всего этого у человека нет почвы, нет величия цели, нет вдохновенного творчества, нет стойкости в грозные моменты судьбоносных испытаний.


Рецензии