Воспоминания о моей бабушке

   

          Моя бабушка Анна Ивановна, в девичестве Метёлкина, родилась в конце
       девятнадцатого века в 1889г.(1887г.) в крестьянской семье, в деревне
       Репищи. Теперь этой деревни не существует. В семье было трое детей-
       три дочери. Бабушка была старшей, за ней сестра Марфа и младшая
       Наталья. По словам бабушки отец у них был деспот. Пока он не сядет
       за стол и не наестся сам, никто не смел взять ложку в руки. Чуть
       что - ослушавшийся получал ложкой по лбу. И с женой обращался не лучше.
       Одним словом -самодур. Бабушка рассказывала, что они (дети) были совсем
       маленькими, а он уже заставлял их работать. Уж какую там они выполняли
       работу мне трудно сказать(как то я не уточняла это в своё время у неё).
           Помнится она говорила, что когда поспевали ягоды, отец сажал их в те-
       легу, ставил мостины (это такие большие плетёные корзины), брал кузовок
       с едой и отвозил их в лес. И оставлял их одних на целый день, наказав
       перед своим отъездом, чтобы все мостины были набраны полностью.
           Бабушка говорила, что им было очень страшно в лесу, но страшнее было
      ослушаться отца. Наказывал люто.
            Особенно страшно было ребятишкам, когда он отвозил их в местечко,
      которое называлось Бурачиха. Там было мрачное место, много поваленных
      деревьев и вообще страшноватое. Я пару раз была там с бабушкой, когда
      приезжала к ней в гости на каникулах. Надо сказать, что черничник там
      был отменный. Но страшно было и было такое ощущение, что сейчас что-то
      произойдёт ещё более страшное. И не дай бог, как говорится попасть туда
      в грозу. Как говорила бабушка:"Не приведи Господь".  Вообще-то туда редко
      кто ходил, тем более один. После черники поспевала малина,брусника.
          И с грибами тоже самое было.
          В те времена заготавливали по многу всего, и грибов и ягод. Сушили,
      парили ягоды, грибы тоже сушили, солили кадками. Хватало на всю зиму, а
      излишки продавали. Иногда отец заставлял их маленьких идти в другую
      деревню (Большое Восное) к барыне и относить к ней ягоды или грибы.
          Бабушка говорила, что барыня была доброй, всегда хорошо платила
      и их не обижала.
          О своей матери она почти ничего не рассказывала. С её слов я сделала
      вывод, что это была забитая, запуганная женщина. Похоже не знавшая ни
      ласки, ни любви.
          Чуть став повзрослее, ребятишек уже вовсю привлекали к работе наряду,
      со взрослыми: сеять, полоть, косить,убирать сено, копать картошку ...,
      одним словом, всё что было нужно. Учили прясть, ткать полотно и все, что
      было для дальнейшей жизни (имею в виду девочек)
           Так что особых радостей в жизни детей того времени не было, не
      до развлечений и не баловства.
           Так что,как такового детства в те времена, похоже, у детей и не
     было. Не то, что теперь.
         Замуж бабушку выдали рано и не по любви. (Можно сказать продали за
     надел земли).
         Дело в том, что землю выделяли по количеству ртов мужского рода.
         А поскольку в семье бабушки, кроме отца, остальные были женского
     рода, то и земли было шиш, да ни шиша.Короче очень мало. А ведь в каждой
     семье, чтобы прожить и выжить, была живность: корова, овцы, куры.
         Тогда жили натуральным хозяйством, не то что в наше время: пошёл в
     магазин, купил что надо или на что денег хватит и горбатиться не надо.
         Тогда всё было натуральное. А что теперь едим, пьём? Сплошная химия
     и нитраты и прочая дрянь, заменители, Бады и т.д. и т.п. С сельским
     хозяйством в нашей стране полный провал. Деревни, как ненужный элемент,
     исчезают с лица земли, коренное население вымирает,остальные перебираются
     в города. Зато сплошь и рядом лица кавказской и азиатской внешности.
          Я немного отвлеклась.
          Так вот, замуж выдали бабушку совсем молоденькой(как она говорила,
     что у неё и девичьих дел ещё не было,т.е. месячных).
          Муж, то есть жених приехал свататься из далека - с Пери. Я честно
     говоря и не знаю, где это и как называется сейчас. Был он старше намного
     (лет на 11 если не больше). По профессии он был портной.Звали Афанасием.
          Я спрашивала бабушку, что он шил? А всё шил и даже сапоги. Была у
     него швейная машинка фирмы Зингер.
          Жених бабушке не понравился, не хотела она за него выходить замуж.
     Но отец сказал: "Не пойдёшь за него, вынимаю половничину и тебя туда
     закапываю".
          Надо сказать, что бабушка была из себя , как раньше говорили,
     справная. Черноглазая, темноволосая, волосы густые длинные, красавица
     одним словом. А что представлял жених? Спрашивала. Ответ- обыкновенный.
     И к тому же,оказывается, был очень ревнивый. А она любила петь и плясать.
     А уж с ним на гуляньях в праздники, приходилось сидеть смотреть, как
     другие веселятся, а то, говорила и возжами будет порота. Вот такие дела.
         Рожала бабушка одиннадцать раз и ещё в 1942 году пришлось делать
     аборт. К тому времени ей было далеко за 50. Муж её в то время уже сильно
     болел, а вот мужские обязанности исправно выполнял, хотя был больше чем
     на одиннадцать лет старше. Бабушка про этот свой грех говорила, что не дай
     бог никому крещёному пережить. Так вот из одиннадцати, рождённых ею детей,
     выжили только трое. Один сын старший, назвали Михаилом. И две дочки.
     Александра и Надежда. Остальные умирали в раннем возрасте, как она
     говорила  - от родимчика. Я до сих пор не знаю, что за болезнь такая. В то
     время дети очень часто умирали от этой болезни, вроде, как неизлечимая
     она была. Да и чему тут удивляться? Рожали, где прихватит, в борозде, так
     в борозде. На сенокосе и где получится. Пуповину перевяжут, ребёнка в
     какую нибудь одёжину завернут, положат где нибудь на виду, а сами
     продолжают работать. Кровь по ляшкам течёт, травой оботрёшься, говорила,
     и вкалываешь до потемнения в глазах. Никаких тебе больничных, декретов.
     Ничего этого не знали. Видно поэтому часто и умирали дети, что какая
     нибудь инфекция попадала в организм ребёнка при таких-то родах.
        Обычно детки умирали на первом году жизни, редко после года.
        Бабушка говорила, что после смерти мужа, она как бы заново родилась,
     ожила что ли. И много раз говорила, что если бы это было в теперешнее
     время, то она ни за что бы не стала жить с мужем, а развелась. Теперь то
     не те времена, что раньше. Раньше и моды такой не было, чтобы развестись.
         Это, говорила она, моду взяли по десять раз жениться и разводиться.
         Всю жизнь прожила она в одной деревне, работала в колхозе, вела своё
     хозяйство. От мужа помощи в хозяйстве не было никакой. Как никак он был
     мастеровой, то есть с профессией. И ей одной приходилось выполнять всю
     работу. Удивляюсь, как она всё успевала?
         Дети, подрастая по мере сил помогали ей.
         Старший Мишенька в 1938 году ушёл в армию, тогда служили по три года.
     И в июне 1941 года он должен был демобилизоваться, но ...Началась война.
     Сын,по словам бабушки служил где то на границе (Вероятно на западных
     рубежах нашей Родины). И бабушка так и не дождалась своего дорогого
     сыночка домой, так больше никогда и не увидела своего кормильца, свою
     кровиночку ненаглядную. Сгинул где-то и даже неизвестно, где его могила.
        Пришла бумага, что пропал без вести. Потом мой папа пытался что-либо
     узнать о его судьбе, но безрезультатно. Уже через много лет после войны
     бабушке назначили пенсию за потерю кормильца. Сначала пенсия была
     12 рублей, потом колхозным пенсионерам тоже стали выплачивать пенсию в
     размере 12 рублей, а бабушка стала получать 20 рублей. Скажете, что как
     же жили люди? А так и жили. Видно государство, вернее те, кто руководил
     страной считали, что раз люди работают на земле, то у них всё есть и им
     больше ничего не надо, а тем более деньги. Как известно, тогда в колхозах
     работали за палочки, за трудодни. Оплата производилась натурпродуктами.
         И из колхоза нельзя было, что взял и уехал по своей воле. Быстро попал
     бы в места не столь отдалённые за такой проступок. Да и паспортов у людей
     в деревнях не было. Бесправные были люди в деревнях. Если только по
     направлениям на учёбу куда или в армию. А так ни-ни.
         Мою маму после окончания школы в самом начале войны направили на курсы
     фельдшеров и медсестёр в Устюжну. Война до тех мест, где жила бабушка, не
     дошла. После окончания курсов, мама работала всю войну и после неё в
     военном госпитале в Чагоде. А бабушка с младшей дочкой Надей оставались
     в деревне и трудились: "Всё для фронта, всё для победы". Всё что можно и
     сверх того, всё шло на фронт. Жили впроголодь. Как всё вынесли, трудно
     представить. Выручал всё тот же лес: грибы, ягоды. Лебеду, картофельные
     очистки, крапиву, всё что можно было как то употреблять в еду, всё шло в
     пищу. И выжили, не сломались.
         Надо сказать, что у бабушки всегда было что поесть и попить, как
    говаривали в те временами у неё было крепкое хозяйство. Я бывая у неё в
    гостях, всегда видела её припасы: сушёную чернику, малину, землянику,
    яблоки, смородину, сушёную морковь (из которой она заваривала обалденный
    чай), всякие травки. А брусника пареная стояла целыми кадками. А уж про
    грибы вообще особый разговор. Кроме сушёных, разные виды соленых грибов.
    Все по видам: тут тебе грузди, там волнушки, там конюха, а уж про рыжики
    я вообще молчу. Таких вкусных грибов, вернее засола, я больше ни у кого не
    встречала. К ней специально приезжали с Устюжны и заказывали солёные
    грибы. Причём это были постоянные заказчики. И надо сказать, что заказов
    было больше, чем достаточно. В связи с этим у бабушки всегда водились
    денежки. Уж не знаю сколько заказов,особенно на рыжики, у неё бывало в те
    годы, когда она была в силе, но в то время, когда ей по её словам , было
    неять(болела) и было ей уже за восемьдесят лет, она оставляла только
    самым уважаемым заказчикам 40 вёдер отборных рыжиков. Это только на
    продажу. А сколько себе и нам?  Трудолюбивая была у нас бабушка, что и
    говорить. И озорная, частенько пряла пряжу и напевала. Много песен она
    знала. А вот грамоте не была обучена. Отец их считал, что девкам грамота
    ни к чему, одно мол баловство от той грамоты.
      Я помню, она чаще других напевала песню про сестру с братом:
          На улице дождик с утра поливает,
          С утра поливает, брат сестру качает.
          Брат сестру качает, тихо напевает:
          Вырастешь сестрица, отдадут тебя замуж,
          Отдадут тебя замуж в деревню большую,
          В деревню большую, семью несогласну...
     Дальше не помню.
           Или вот ещё:
            Куделя, куделя, куды ты полетела?
            В новую деревню,
            В новой-то деревне
            Петух-то на паре,
            Баран в сарафане,
            Корова в рогоже-
            Всех подороже.
        Или хулиганская:
            Где ты был Савушка?
            На базаре бабушка.
            Что там делал Савушка?
            Девок портил бабушка.
            Сколько спортил Савушка?
            Да штук пятнадцать бабушка.
            А что так мало Савушка?
            Да хер сломался бабушка.
            Ты б наставил Савушка.
            Пошла ты на хрен бабушка.
         Бабушка всю жизнь прожила в деревне, можно сказать, что нигде не
      бывала,кроме Устюжны. И как она приехала к нам в Западную Украину? Одна
      или с кем то? Этого я не знаю и уже узнать не у кого. Это было в
      последний год нашего проживания в Печенежине. В конце своей жизни она
      проездом побывала в Москве (увидела, что это за Москва), ехала она с
      дочкой (младшей) к ней в Кривой Рог. А так-то она обычно на зиму переби-
      ралась к нам.С тех пор как мы с Украины переехали и стали жить в Пестове.
        Она всегда была чем-то занята, всё что-то делала, без дела никогда не
      сидела. К концу жизни она сгорбилась, страдала ревматизмом, имела порок
      сердца и гипертонию.  Иной раз ей было плохо, но никогда она не ныла, не
      жаловалась. Однажды она здорово напугала меня. Я пришла из школы, она
      разогрела мне обед, я поела и стала читать книгу. А училась я в то время
      где-то во втором, или от силы в третьем классе. Родители были на работе,
      брат в детском садике. И вдруг у неё из носа хлынула кровь фонтаном, да
      ещё и со сгустками какими-то. Я сильно перепугалась и не знала,что
      делать. Потом догадалась позвонить на коммутатор и позвать папу. Папы на
      месте не оказалось, тогда я попросила телефонистку (в то время звонки по
      телефону соединялись через коммутатор, а коммутатор находился в том
      здании, где работал папа), чтобы она позвонила в скорую помощь, так как у
      бабушки очень сильно идёт кровь из носа и уже чуть ли с литр или больше в
      тазу. Скорая приехала быстро, наделали бабушке всяких уколов, велели
      лежать и не вставать. Столько кровищи я никогда не видела в своей жизни и
      ещё почему-то сгустками. Как потом поняла-  у неё была повышенная
      свёртываемость крови. Оттуда эти, как она выразилась, печёнки (это так
      она сгустки называла). Уже где-то вскоре после отъезда скорой, бабушка
      хотела встать, чтобы что-то делать, но я заплакала, сказала, что не хочу,
      чтобы у неё опять пошла кровь из носа. Еле уговорила её снова лечь в
      кровать.
          Бабушка у нас была, как говорится, рукодельница. Она пряла, и шерсть,
      и лён, и ткала половики и ткань. И вязать умела и вышивать. И что
      интересно, что прожив более 80 лет (дожила до 87 лет), она могла вдеть
      нитку в иголку. Всегда такая аккуратненькая, чистенькая, ладненькая и
      очень приятная старушка.  Фотографий её сохранилось очень мало.Но всё-
      таки память осталась. А вот фотографий её родителей не сохранилось, а
      помню, что были у неё в доме. Но после того, как её увезла дочь с собой
      в Кривой Рог и там она осенью (в сентябре) умерла, я только раза два- три
      ездила в деревню. А потом дом,а дом был двойной: зимняя половина и летняя
      половина, скособочился, летнюю половину, она была поновее, можно сказать,
      что украли. В один прекрасный момент приехали, разобрали и увезли и
      никаких следов не оставили. Сказали, кто это сделал, но что сделаешь?
          Тетушка (бабушкина дочь) далеко, я от дома отказалась. Вот люди и
      воспользовались. А тётушка всё, вроде, собиралась приехать жить в
      деревню. Но пожив в городе в квартире с удобствами, какой дурень
      вернётся жить в средневековье? 
          В последний год своей жизни бабушка снова попала в больницу с
      подозрением на воспаление желчного пузыря. У меня, а это был январь,
      был годовой отчёт. Работы - выше головы. А тут, как назло взяли
      и заболели пять моих сотрудниц из моего отдела (типа тихого бунта).
      А мне, кроме работы и дома надо и печки натопить и сготовить...
      Да и к бабушке надо в больницу. Хорошо, что мне разрешили приходить
      тогда, когда я смогу.  Так и рвалась на части. И вот за день моей
      поездки в Новгород в управление для сдачи годового отчёта, вызывает по
      телефону зав.хирургическим отделением и просит забрать бабушку домой.
      Сказать, что я была в шоке? Не то слово! Он сказал, что бабуле жить
      осталось считанные дни, если не часы и им не нужна лишняя смертность в
      начале года. Пришлось забирать бабушку домой.
          Хорошо, что соседка согласилась приглядывать за бабушкой. А ведь у
      нас отопление печное, вода в колодце за 50-60 метров от дома. Газа в то
      время тоже не было. Может это кому и не понять, как это так жили. Да так
      и жили, и туалет холодный. В принципе и сейчас многие так и живут, в
      том числе и я. Единственное, что изменилось- это поставили газ, но не
      природный, а в баллонах. И с работы обещали, что будут заходить к нам
      домой, и что нужно помогать. Через 4 дня, когда я возвратилась из
      командировки, бабушку было не узнать. Она выглядела почти молодцом, даже
      сама могла дойти до кухни и сама стала кушать, а то ни на что не было
      сил. Видимо само нахождение в больнице действовало на неё угнетающе.
          А ещё через неделю, бабушка уже напекла мне на обед блинов, чем была
      очень довольна. Да и я была этому рада.
          Где-то в апреле, я случайно встретила зав.отделением хирургии и он
      стал выражать мне соболезнования по поводу смерти бабушки. Я ответила,
      что бабушка жива и по своему здорова. Изумлению его не было предела,
      он никак не мог поверить в это. Как же так, ведь все считали, что
      всего несколько дней осталось ей жить, а тут уже три месяца прошло и
      больная до сих пор жива, и что уже уехала к себе в деревню, собирается
      огород сажать.
          Бабуля у меня любила слушать радиоприёмник и видно, что всё о чём-то
      думает. А однажды она и выдала, о чём думала. "Бога -нет". Бабушка, что
      это ты? А кому ты всю жизнь молилась? Так если бы он был, то уж давно
      дал бы мне умереть, а то прошу- прошу, а он и не слышит. И выдала мне
      совсем уж, не знаю, как и сказать, невероятное в её возрасте.
          Давным- давно, ещё когда только земля зарождалась, было всего одно
     государство на нашей земле и правил этим государством человек по имени
     Бог. Это как в теперешние времена Сталин, Брежнев и другие цари. Вот  с
     тех пор и пошло: Бог, да Бог. А на самом деле никакого бога и нет. Ведь
     его никто и никогда и не видел, а уж если бы был, то уж показался бы
     как-то или кто-то увидел. Вот такие свои мысли высказала моя бабуля к
     концу своей нелёгкой жизни. Прямо философию свою озвучила.
        Вот,пожалуй и всё о жизни моей дорогой бабушки, самой родной, близкой
      и любимой. Дедушку,её мужа, никогда не видела, а другую бабушку и дедушку
      по отцовской линии я видела всего один раз. Они жили далеко - в Алтайском
      крае и почти все родственники отца жили там. Но это будет уже совсем
      другая история.
         
      

 


 


Рецензии