Пушкин. Параллели -21- Поэтическая Муза
О чём, прозаик, ты хлопочешь?
Давай мне мысль, какую хочешь:
Её с конца я завострю,
Летучей рифмой оперю,
Вложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу.
А.С. Пушкин
********************************************
Было на моей памяти два случая, в первом я получала урок от мастера, говорящего, что стихи должны идти потоком, прямым порядком слов, без всяких ухищрений и лучше без рифм, которые только мешают , а во втором - я сама пыталась учить подружку, пишущую исключительно верлибры, что желательно всё-таки и рифмовать, что именно рифмы дают толчок к новым мыслям и образам, делают высказывания более поэтичными и музыкальными и т.д. Нет, конечно, поэзия может жить везде, в том числе, и в прозе. А сколько её в природе! Она просто пронизывает каждый кирпичик мироздания, начиная от атомных тайн и заканчивая звёздными. Поэзия там , где красиво! А мир красив везде, если только не льётся кровь, не уничтожается живое... Там, где не появляется Смерть, лик которой ужасен...
Увидеть Красоту мира и содрогнуться от ужасов Смерти дано всем людям, в том числе и художникам, и прозаикам, и музыкантам, но поэтам особенно. Это все знают. Но почему именно поэтам? Что в них есть такое уж особое, что выгодно отличает их от всех живущих на Земле?
"... Поэт должен видеть то, чего не видят другие,
видеть глубже других.
С. Ковалевская "
Быть Поэтом... Что это - счастье? наказание?.. Что же об этом думает сам Пушкин?
"Пророка" пока оставим. Возьмём произвольно несколько пушкинских высказываний на эту тему в других произведениях, написанных в разные годы его жизни.
1815 год.
----------
Лицейские стихи. Пушкину - 16 лет. Как нашему нынешнему выпускнику школы. Вот нам похвастаться в эти годы нечем, а Пушкин пишет своим же однолеткам - однокашникам ... Ещё не зная своей великой судьбы и сомневаясь в ней - " Мои летучие посланья
В потомстве будут ли цвести? "
Из стихотворения "Моему Аристарху":
"Плоды веселого досуга,
Не для бессмертья рождены,
Но разве так сбережены
Для самого себя, для друга,
Или для Хлои молодой.
Помилуй, сжалься надо мной -
Не нужны мне твои уроки.
Я знаю сам свои пороки.
Конечно беден гений мой:
За рифмой часто холостой,
На зло законам сочетанья,
Бегут трестопные толпой
На аю, ает и на ой. -
Еще немногие признанья:
Я ставлю (кто же без греха?)
Для рифм пустые восклицанья,
Для лиры лишних три стиха...
1821 год.
-----------
Уже написана принёсшая поэту славу поэма "Руслан и Людмила" - время написания 1816-1820гг. Дата торжественного завершения последней песни — в ночь на 26 марта 1820 ( отмечена Пушкиным в черновике) - это первое творение Пушкина, где его гений достиг высокого совершенства по словам "пушкиноведов".
Сомнений нет - Он Поэт! Смотрите , как обращаясь "К МОЕЙ ЧЕРНИЛЬНИЦЕ", Пушкин выражает и ей благодарность ( не только Музам ) за его особую судьбу, пока ещё счастливую и полную надежд:
"Подруга думы праздной,
Чернильница моя;
Мой век разнообразный
Тобой украсил я.
Как часто друг веселья
С тобою забывал
Условный час похмелья
И праздничный бокал;
Под сенью хаты скромной,
В часы печали томной,
Была ты предо мной
С лампадой и Мечтой. —
В минуты вдохновенья
К тебе я прибегал
И Музу призывал
На пир воображенья.
Прозрачный, лёгкой дым
Носился над тобою,
И с трепетом живым
В нём быстрой чередою
......................
Сокровища мои
На дне твоем таятся.
Тебя я посвятил
Занятиям досуга
И с Ленью примирил:
Она твоя подруга.
С тобой успех узнал
Отшельник неизвестный...
Заветный твой кристал
Хранит огонь небесный;
И под вечер, когда
Перо по книжке бродит,
Без вялого труда
Оно в тебе находит
Концы моих стихов
И верность выраженья;
То звуков или слов
Нежданное стеченье,
То едкой шутки соль,
То Правды слог суровый,
То странность рифмы новой,
Неслыханной дотоль.
С глупцов сорвав одежду,
Я весело клеймил
Зоила и невежду
Пятном твоих чернил...
Но их не разводил
Ни тайной злости пеной,
Ни ядом клеветы.
И сердца простоты
Ни лестью, ни изменой
Не замарала ты...
1822 год.
---------------
Стихотворение- посвящение "Денису Давыдову", герою Двенадцатого года. Время декабристов ещё не наступило, но оно вышло из времени Молодых Генералов,
обретая в стихах Поэта свой протест и свободный голос.
* * *
Недавно я в часы свободы
Устав наездника читал
И даже ясно понимал
Его искусные доводы;
Узнал я резкие черты
Неподражаемого слога;
Но перевертывал листы
И — признаюсь — роптал на бога.
Я думал: ветреный певец,
Не сотвори себе кумира,
Перебесилась наконец
Твоя проказливая лира,
И, сердцем охладев навек,
Ты, видно, стал в угоду мира
Благоразумный человек!
О горе, молвил я сквозь слезы,
Кто дал Давыдову совет
Оставить лавр, оставить розы?
Как мог унизиться до прозы
Венчанный музою поэт...
И звучат, звучат свободные строки Пушкина - знаменем Восстания 1825 года:
И из "Вакхической песни" :
"...Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!"
(1825 г.)
А дальше была недолгая жизнь поэта. Всего лишь 12 лет оставалось до дуэли, где убили Поэта, убив человека. Но осталась его Поэзия . И мысли о ней.
1826 год. Стихотворение "Дельвигу"
-----------------------------------
...и мне богини песнопенья
Еще в младенческую грудь
Влияли искру вдохновенья
И тайный указали путь:
Я лирных звуков наслажденья
Младенцем чувствовать умел,
И лира стала мой удел.
Но где же вы, минуты упоенья,
Неизъяснимый сердца жар,
Одушевленный труд и слезы вдохновенья!
Как дым, исчез мой легкий дар.
Как рано зависти привлек я взор кровавый
И злобной клеветы невидимый кинжал!...
Из ранних редакций этого стихотворения -
Блажен, кто с юных лет увидел пред собою
Извивы темные двухолмной высоты,
Кто жизни в тайный путь с невинною душою
Пустился пленником мечты!
Наперснику богов безвестны бури злые,
Над ним их промысел, безмолвною порой
Его баюкают камены молодые
И с перстом на устах хранят певца покой.
Стыдливой Грации внимает он советы
И, чувствуя в груди огонь еще младой,
Восторженный, поет на лире золотой.
О Дельвиг! счастливы поэты!
Мой друг, и я певец!
В первоначальной редакции после стиха "О, Дельвиг! Счастливы поэты!" находилось семь следующих стихов, впоследствии переделанных в четыре начальных стиха окончательной редакции:
Певец! в безвестности глухой
Живи под дружественной сенью;
Страшись увидеть свет; неопытной душой
Не жертвуй ослепленью!
Воспитанный в тиши, не зная грозных бед,
С любовью, дружеством и ленью
В уединении ты счастлив,- ты поэт!
Приводимая редакция относится ко времени окончания Лицея.
1827 год. Стихотворение "Поэт". Уже четыре года пишется "Евгений Онегин" (1823-1831):
------------------------------------
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...
1828 год. Стихотворение "Рифма , звучная подруга":
---------------------------------------------------
Рифма, звучная подруга
Вдохновенного досуга,
Вдохновенного труда,
Ты умолкла, онемела;
Ах, ужель ты улетела,
Изменила навсегда!
В прежни дни твой милый лепет
Усмирял сердечный трепет,
Усыплял мою печаль,
Ты ласкалась, ты манила,
И от мира уводила
В очарованную даль...
1829 год "Еще одной высокой, важной песни..."
----------------------------------------------
...с каким святым волненьем
Оставил я людское племя,
Дабы стеречь ваш огнь уединенный,
Беседуя с самим собою. Да,
Часы неизъяснимых наслаждений!
Они дают мне знать сердечну глубь,
В могуществе и немощах его,
Они меня любить, лелеять учат
Не смертные, таинственные чувства,
И нас они науке первой учат -
Чтить самого себя...
--------
И ещё - выборочно и без ссылок о Поэзии ( с её ритмами и рифмой)
"... Поэзии священной", "Поэтическая неволя", "Святая лира", "Божественный глагол",
"Лире вдохновенной", "Кто меня враждебной властью?", "Природы голос нежный", "Дух мятежный", "Небом избранный певец". "Свободна и ревнива, Своенравна и ленива...Божественна", "Изнеженные звуки Безумства, лени и страстей","струны лукавой", "Твой голос величавый Меня внезапно поражал","простите, девственные музы" ,"муз невинных", "Вам Музы, милые старушки, Колпак связали в добрый час, и прицепив к нему гремушки, Сам Феб надел его на вас","Рифма - звучная подруга вдохновенного досуга, вдохновенного труда", " И всё языком, сердцу внятным", "Во плен отдался я мечтам, Рукой беспечной и ленивой, разбросив рифмы здесь и там"...
Не могу отказать себе в удовольствии и приведу отрывок из "Домика в Коломне".
Поэма написана в 1830 году, в "Болдинскую Осень" ... Тогда же , напомню, были написаны и "Маленькие трагедии"
I
Четырестопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.
II
А чтоб им путь открыть широкий, вольный,
Глаголы тотчас им я разрешу...
Вы знаете, что рифмой наглагольной
Гнушаемся мы. Почему? спрошу.
Так писывал Шихматов богомольный;
По большей части так и я пишу
К чему? скажите; уж и так мы голы.
Отныне в рифмы буду брать глаголы.
III
Не стану их надменно браковать,
Как рекрутов, добившихся увечья,
Иль как коней, за их плохую стать, —
А подбирать союзы да наречья;
Из мелкой сволочи вербую рать.
Мне рифмы нужны; все готов сберечь я,
Хоть весь словарь; что слог, то и солдат —
Все годны в строй: у нас ведь не парад.
IV
Ну, женские и мужеские слоги!
Благословясь, попробуем: слушай!
Равняйтеся, вытягивайте ноги
И по три в ряд в октаву заезжай!
Не бойтесь, мы не будем слишком строги;
Держись вольней и только не плошай,
А там уже привыкнем, слава богу,
И выедем на ровную дорогу.
V
Как весело стихи свои вести
Под цифрами, в порядке, строй за строем,
Не позволять им в сторону брести,
Как войску, в пух рассыпанному боем!
Тут каждый слог замечен и в чести,
Тут каждый стих глядит себе героем,
А стихотворец... с кем же равен он?
Он Тамерлан иль сам Наполеон.
VI
Немного отдохнем на этой точке.
Что? перестать или пустить на пе?..
Признаться вам, я в пятистопной строчке
Люблю цезуру на второй стопе.
Иначе стих то в яме, то на кочке,
И хоть лежу теперь на канапе,
Всё кажется мне, будто в тряском беге
По мерзлой пашне мчусь я на телеге.
VII
Что за беда? не всё ж гулять пешком
По невскому граниту иль на бале
Лощить паркет, или скакать верхом
В степи киргизской. Поплетусь-ка дале,
Со станции на станцию шажком,
Как говорят о том оригинале,
Который, не кормя, на рысаке
Приехал из Москвы к Неве-реке.
VIII
Скажу, рысак! Парнасский иноходец
Его не обогнал бы. Но Пегас
Стар, зуб уж нет. Им вырытый колодец
Иссох. Порос крапивою Парнас;
В отставке Феб живет, а хороводец
Старушек муз уж не прельщает нас.
И табор свой с классических вершинок
Перенесли мы на толкучий рынок.
IX
Усядься, муза: ручки в рукава,
Под лавку ножки! не вертись, резвушка!
Теперь начнем..."
А мы пока завершим.
Свидетельство о публикации №114070305217