Двухнедельное ревью 107. Обзор Ольги Аникиной

         _______________  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10       —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15       —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.

Обозреватель: Ольга Аникина            http://www.stihi.ru/avtor/anikinaolga


                _______________  ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО  _______________


Хочу  поприветствовать всех участников ревью и пожелать им удачи.  Надеюсь открыть новые, мне неизвестные ещё, имена и голоса или услышать стихи старые, давно известные мне и любимые.
Ко всем участникам проекта я отношусь с равным уважением и одинаково высокими требованиями. Хорошо это или плохо, но я убеждена, что каждый человек, пишущий стихи, несёт большую ответственность за  слово и язык, а также за уровень написанного. Это не означает предпочтения пафосу или нарочитой глубине: стихотворение просто должно быть «живым». То есть, грубо говоря, читающий должен ощутить, как на бумаге с написанными стихами дёргается нерв. Поэзия должна пронимать насквозь, иначе это не поэзия, а хорошая версификация. И, тем не менее, моё мнение не претендует на истину в последней инстанции, и, безусловно, оно будет субъективным.
С уважением и благодарностью за приглашение.

Ольга Аникина


                _______________  ОБЗОР  _______________


Начать обзор хочу со стихотворений, которые действительно понравились.

1. Александра Герасимова.
http://www.stihi.ru/2014/07/07/2211

и дрогнул мир
непомнящий начала и
над ним необратимо пролегла
кроплённая беспомощная палая
тревога голубиного крыла
и вышел гнев из гнева так
как реки
бегут ороговелых берегов
и в памяти земной о человеке
сгустилась дочерна морская кровь
и дрогнул мир
и до смерти страшится
до смерти протянувшихся минут
но боже
не сомкни его ресницы
пока у крайних зорь
душна душица
пока голубка кипенная снится
небесному лазоревому дну

Это действительно настоящие ассоциативные стихи. Здесь работает каждый образ, образы перетекают друг в друга и воздействуют на сознание читателя. Очень хорошо работают глаголы и то, что они обозначают. Вот в такой последовательности автор воспроизводит эмоции: дрожь, тревога, гнев, память, дрожь, страх, сон. Дрожь появляется в тексте дважды, как бы рифмуясь между собой, так же как рифмуются  образы реки и дна, голубиное крыло и сама голубка, и кровавый цвет морской воды и цвет зари. Образы и действие вместе образуют музыку. Можно спросить человека, слушающего музыку: «о чём была музыка?» – и слушающий не ответит, но он точно знает, что мелодия – была.

2. Капитан Буратино. Илильда. Гумилёву
http://www.stihi.ru/2010/09/11/2031

"В узких вазах томленье умирающих лилий
Запад был медно-красный. Вечер был голубой.
О Леконте де Лиле мы с тобой говорили
О холодном поэте мы грустили с тобой"
Гумилёв Н.С.

В окнах, узких как вазы, плескалась вода
Размывая решётку проспектов и линий.
Иглы Солнца дробились кристаллами льда,
И мерцали, сквозь строки Леконта де Лилля.

Но ни Север, ни Запад не сулили покой,
Нас Восток увлекал, да совсем не туда.
В лабиринте зеркал мы бродили с Тобой,
Натыкаясь на грани судьбы или льда.

Или льда. Этот лёд не растопит рассвет -
Он с другой стороны, с той - где я и беда.
Или льда,
Или нас, или нескольких лет
Не хватает для полного счастья всегда.

Мы бредём, не спеша, по границе зеркал.
Улыбайся при встрече со мной иногда.
Пью за встречу!
Звенят, наполняя бокал,
Незаметные искры надежд,
Или льда.

Основной приём, которым пользуется автор этого стихотворения, как мне слышится, - звуковые эффекты, аллитерации и анафоры. Многократно повторенные звуки создают эффект транса, звона, гула, в котором течёт это стихотворение, между берегов повторяющихся образов: лёд, зеркала, бокал, ваза. Даже сам Леконт де Лилль упомянут здесь, мне кажется, скорее для звука, нежели в качестве важного элемента сюжета. Да и сюжет сам – скорее, звук, перетекающий из одного сосуда в другой. Это создаёт эффект прозрачности текста и, действительно, прямой отсыл к Гумилёву – поэтому эпиграф не случаен и он не «перебивает» содержание стихотворения. Напротив, стихотворение как бы продолжает гумилёвскую эмоцию. Безусловная удача автора. 

3. Светлана Суворова.
Шлёп, шлёп, шлёп...
http://www.stihi.ru/2010/11/02/6228

Волосы в сединках - за избытком лет.
Сломан тот насос, что качал права.
Чтобы передать человечий бред,
С каждым днём сложней подобрать слова.
Жмёт октябрь душу: только стынь да синь,
А слова - пустое: суета и трёп.
И живётся, лишь потому что сын
Землю мерит ножками: шлёп, шлёп, шлёп...

Очень хорошее стихотворение, в нём есть одновременно и грусть и надежда.
Немного смутило ("запнуло") словосочетание "человечий бред" – для уровня, который автор себе задал, это уже образ немного мелковатый. «Жмёт окрябрь душу» – очень хорошо, и концовка очень светлая.

4. Аюна Аюна
мёд и воск http://www.stihi.ru/2014/07/04/5404
.
кто ты
в сотах времени
пчела

Говорить о свободном стихе, о верлибре, можно много. Сами же верлибры, настоящие, всегда коротки. В этом и заключается их смысл и главное волшебство. Это стихи, из которых максимально отсечено всё лишнее – подобно китайской графике, когда мастер одним штрихом передаёт и движение травы, и ветер, и настроение. Строфика верлибра – передаёт особую мелодию, которая должна звучать именно так, как задумал автор. Все признаки хорошего верлибра – в коротком стихотворении Аюны. Спасибо ей.

5. Александр Крупинин
Молитвы Глеба Суходрокова
http://www.stihi.ru/2014/06/30/2955

В комнате Суходрокова вместо иконы зеркало.
Он по утрам у зеркала молится сам себе.
Глеб Суходроков верует, что сотворил Вселенную.
Вроде, задумал здорово, а получился бред.

Глеб Суходроков верует, что сотворил Суходрокова,
Вылепил по подобию и образу своему,
Бледного, бесполезного, слабого, одинокого,
Страждущего, облезлого, не нужного никому.

Глеб Суходроков трудится в бывшей больнице Свердлова.
Нищим ставит диагнозы, пьяницам, старикам.
Ставит он их, но чувствует, что ничего не ведомо.
Что там у них шевелится, не понимает сам.

Девушки тонконогие в белых халатах мечутся.
Нищим суют таблетки, горькие, как грейпфрут.
Пьяницы жаждут радости, но Суходроков лечит их,
Да никого не вылечит. Все, всё равно, умрут.

Вот он стоит и молится: "Господи Суходрокове,
Может, закончим, Господи, вечную маету?
Сколько ещё осталось мне прыгать шутом гороховым
В белой дурацкой шапочке и со змеёй во рту?

Верую и исповедую, ты Суходроков истинный.
Ты на земли полюбишь нас, яко на небеси.
Денег тебе пожертвую, двадцать четыре тысячи,
Сочный кусок говядины, только спаси, спаси"...

Стихотворение, бесспорно, «случилось» – герой вышел выпуклый и живой. Авторская манера изложения играет на руку автору – повествование чуть отстраненно и насмешливо, и, что важно – не пафосно. Хорошо использована  длинная строка -  именно потому, что  она создаёт эффект неожиданности восприятия. Хорошенько подумав, я, пожалуй, беру  обратно слова о «заигранности» авторского метода. Возможно, это была сиюминутная оценка. Никто же не будет вменять Модильяни в вину то, что на его портретах изодражены очень похожие друг на друга длинношеие персонажи? Стиль это тоже богатство. И, быть может, узнаваемость стиля Александра Крупинина – и есть его «фишка».

Отдельно хочу поблагодарить Яна Бруштейна, визиту которого на эту площадку я была несказанно рада. Это очень рискованный поступок: принести на ревью совершенно новое, только сегодня родившееся стихотворение http://www.stihi.ru/2014/06/26/55 . К тому же, я увидела в «Витьке» перекличку со своим стихотворением «Борька», тоже ностальгическим, о детстве. Очень интересно было обсуждать это стихотворение и пытаться найти решение в задачке. Большое спасибо Яну.

Мне хочется сказать спасибо всем, кто принёс на ревью свои стихи. Я знаю, как это сложно и какая для этого нужна смелость. Сразу прошу прощения у тех, кому, как показалось, я ответила недостаточно полно. Иногда, по самому стихотворению, по его эмоциональному посылу – видно,  что для автора эти стихи – единственно возможный способ выразить то, что ему хотелось сказать. И поэтому замечания, которые сделает критик, всё равно будут оспорены. Включаться в долгую дискуссию с переходами на личности – не входило в мои планы. Например, стихотворение о мате уважаемого Юрия Семецкого http://stihi.ru/2014/07/01/8714 мне не хотелось долго обсуждать  по простой причине. Как мне показалось, в данном конкретном случае вовсе отсутствовал предмет обсуждения, ведь поэзии, по большому счёту,  в этом стихотворении нет – а мне физически тяжело долго рассуждать о том, о чём предлагал говорить автор. За это прошу меня простить.

Большое спасибо Регине Мариц за то, что она набралась уверенности и принесла интересное стихотворение http://www.stihi.ru/2013/09/22/8047 , о котором мне было чтО сказать http://www.stihi.ru/rec.html?2014/07/02/9355 .

Так же интересно и полезно для меня было разбирать стихи Ирины Рыпки http://www.stihi.ru/rec.html?2014/07/08/2216 .

Спасибо Саре Бет Бернар, за пояснения http://www.stihi.ru/rec.html?2014/07/04/4139 и за стихотворение http://www.stihi.ru/2010/12/24/2238 , которое, я считаю, является очень показательным в плане авторского щедрого использования эпитетов. Хочу повториться: скупость на эпитеты и критичное отношение к каждому из них – это сугубо моя (хотя не только моя) точка зрения, это моя «вкусовая заморочка», если выражаться более свободным языком.

Виктор Коврижных представил очень хорошо выполненное в рамках жанра стихотворение http://www.stihi.ru/2012/10/05/8150 .

Марине Гареевой спасибо за стихотворение http://www.stihi.ru/2014/06/20/8654 и за дискуссию об «открытости» поэта – мне кажется, это очень важный вопрос http://www.stihi.ru/rec.html?2014/07/07/8809 .

Дорогие друзья, я очень благодарна вам за ваше приглашение. Работа была интересной и полезной, по крайне мере, для меня.
До встреч!

Ольга Аникина


Рецензии
Здравствуйте, Ольга!
С интересом следил за Вашим ревью. Безусловно, у Вас есть свой взгляд, своё мнение о стихах, предложенных на ревью.
Но удивительно, что Вы берётесь говорить от имени Высокой Поэзии. В ней, в поэзии, так много направлений, о ней так много разных мнений у вполне достойных поэтов (не буду сосредоточиваться на Вашем месте в этом сообществе), что монополизировать истину в суждении о стихах по меньшей мере наивно. Вы можете говорить лишь о Вашем мнении на сей счёт, это очевидно любому мыслящему индивиду.

С уважением,
Кирилл.

Проныра Плюс   23.07.2014 20:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.