как помирить русских с украинцами

Война на Донбассе скоро окончится.

По крайней мере - затихнет на время.

Но вражда останется.

Даже самая толковая аналитика сегодня не ищет ответов на вопрос что нам делать с этой враждой.

Есть много версий кто виноват. И нет версий что делать.

Те, кого можно обвинить в войне и вражде неизбежно уйдут в прошлое, и вина их наверное велика, но причины вражды глубже и трагичней судьбы любого человека.

К сожалению, как раз вражда между русскими и украинцами лучше всего доказывает, что украинский народ де факто существует.

Кто создал украинскую нацию и для чего или она сама по себе родилась - об этом можно спорить.

В каких границах должна жить украинская нация тоже можно спорить.

Тем, кто считает, что украинской нации не существует я хочу сказать.

Я вырос и был воспитан в Украинской ССР и целиком стал личностью при коммунистах.

Я всегда знал, что украинцы существуют.

Меня так учили коммунисты и я это видел каждый день.

Если есть нация, то есть и национализм, в том числе радикальный.

Пусть кто-то считает, что украинский национализм первичен, а нация вторична. Я этого не знаю.

Но сегодня нация есть и ей, украинской нации, по-меньшей мере лет сто, по Гоголю - триста, а по совести нация просто есть и страна есть.

Слабое государство, вороватая элита, богатая природа и недра.

Чудный любимый край, который не спутать из окна самолёта ни с каким другим и ничем из сердца не вытравить мне приозёрных сосен и ельников болотистого Северского Полесья.

Но что же делать со враждой?

Нужно много и активно строить в Украине.

Строить заводы и шахты, морские порты и дороги, элеваторы и фермы, теплицы и консервные цеха.

Нужны крупные инвестиционные проекты.

Нужно строить города и базы отдыха.

Мы перестали строить в Украине и стали враждовать, дошли до войны.

Начнем строить и перестанем враждовать.

Что именно и где строить пусть скажут другие.

А вот на каком языке учить детей я попробую сам придумать, вернее - вспомнить.

Школа у нас была русской, но украинского языка было много.

Был украинский школьный театр. 

Говорить на русском языке с украинским акцентом было признаком провинциальности, даже села.

Это было неловко. А вот не знать и не понимать украинский язык было признаком чужака.

Только детям военных это прощалось.

В домах у военных детей были такие диковины из Германии и Венгрии, такая посуда и ковры, что военным мы бы простили даже немоту и глухоту.

Военные мальчишки уводили у нас девочек, но были же военные девочки.

Есть у меня история, но не сейчас!

И вот, когда сегодня пишут, что на Донбассе будет украинский Сектор Газа и Хезболла, я вспоминаю то, что другие просто не знают.

Украину многие сравнивают с Израилем. Много пересечений в исторических судьбах. И тоже два близких народа. И тоже вражда и неприязнь.

Так вот послушайте, что скажу.

Оставим древний мир и Средневековье историкам.

Только то расскажу, что сам слышал от очевидцев, которым верю.

Когда в начале 19-го века евреи начали частным явочным порядком приезжать из Европы в Турецкую Палестину и создавать кибуцы - колхозы по- нашему, первые арабы, с которыми столкнулась еврейская марксистская молодежь были грабителями и налётчиками.

Много крови пролилось тогда, но когда наступал относительный мир, любопытство и торговый интерес брали своё и евреи обнаружили в арабских деревнях странных арабских мусульман отмечающих все основные еврейские праздники буквально по датам и атрибутам.

Не везде, но во многих местах это было так.

Ислам пришел на эти земли позже иудаизма и как это было у славян в эпоху крещения, впитал и адаптировал местную религию.

Посудите сами: на арабском Аллах Велик - Аллах Акбар, на иврите большое спасибо - тода раба. Ударение там же.

Просвещенные палестинцы и арабы Леванта, интеллигенция приняли европейских евреев с распростертыми объятиями.

Ливан тогда был ближневосточной Швейцарией с развитой банковской системой и региональным центром торговли.

Из Хайфы в Бейрут до Второй мировой ходили автобусы.

Еврейские богачи имели дачи в Ливане на побережьи.

Литература на иврите продавалась в книжных магазинах Ливана, Сирии и Египта.

Ничего подобного сегодня невозможно представить - Израиль и весь Ближний Восток стал глазом урагана: шииты, сунниты, алавиты, хашимиты, курды, саудиты, бедуины, туареги, христиане-копты и христиане православные в разных странах сражаются в сами с собой, образуя и разрушая временные союзы.

До 20-го века еврейские общины в арабском мире процветали. Не везде, правда. В Йемене евреев притесняли.

Первый этнический еврейский погром в арабском городе в новейшей истории случился в 20-е годы 20-го века.

Сегодня в Израиле два государственных языка - иврит и арабский, но во многих городах таблички с названиями улиц написаны на трех языках - еще и на русском.

Преподавание в школах и университетах на иврите, но когда арабский врач лечит арабов, они общаются на арабском.

В Израиле полно межнациональных проблем.

Страшный 20-й век перессорил многие народы и религии.

Те, кто в этом виноват давно ушли в мир иной, а нам нужно строить.

Для счастья детей и внуков нужно помириться, скрепя  зубами или закусив губу.

В завершении еврейская притча.   Майза, кто понимает.

Учитель в еврейской школе рассказал детям историю. В давние времена в одном городе правил царь-язычник. Ожесточилось сердце его. И повелел он призвать на диспут о вере мудрейшего из мудрейших еврейских мудрецов, чтобы тот убедил царя перейти в иудаизм. В противном случае обещаны были местным евреям  кара и изгнание. Опечалились евреи - ведь мудрейший из мудрейших бен Моше живет в дальних краях за рекой Саббатион. Но делать нечего. Послали гонца. Уговорил гонец бен Моше. Стар был мудрейший, но отправился в дальний путь. Три дня и три ночи убеждал он царя перейти в иудаизм и пересилил. Евреи города были спасены, но у бен Моше не было сил вернуться домой и провел он остаток жизни на чужбине, вдали от семьи. Замерли дети в классе, внимая чудной старине.  Но не таков был юный Мойша с последней парты. "Я вам не верю, учитель, - крикнул Мойша,  - ведь каждый знает, что река Саббатион шесть дней в неделю несет свои бурные воды с неистовой силой и ворочает валуны и бурлит на перекатах белыми бурунами. Только в святую Субботу река Саббатион замедляет бег и затихает ибо труды в Субботу есть грех великий. (Сегодня понедельник, а в Украине выходной). Как мог мудрейший бен Моше нарушить запрет и перейти в Субботу реку!?", - крикнул вне себя Мойша.

"Молодец, Мойша, - сказал учитель, - это была ловушка и только ты один с честью избежал моих сетей.

Знай же, Мойша, и вы, дети знайте, что убедить язычника в истинности нашей веры может даже второгодник железнодорожного техникума из Житомира, даже Адик Шпилерман, прогульщик и лодырь позорящий седую голову своего отца, сумел бы это, но когда беда угрожает народу, нет для мудрейших запретов даже в Субботу.

Ибо народная беда погубит и Субботу, и все запреты, а Суббота не спасет от злого царя.

Пусть мудрейшие положат головы за народ и да не остановит их Суббота".

 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.