Что мы знаем о социализме?
В последний период часто говорят о социализме, перечитывают Маркса и Энгельса, вспоминают Ленина. Растет потребность в переосмыслении социализма как прошлого. И хотя социализм еще сохраняется, но многие не могут осознать то, что если вообще социалистическая идея возродится, то уже возродится как сознание человека, нуждающегося в социальных условиях развития. А как люди от индивидуальных представлений перейдут к социальным и историческим – вот в чем вопрос.
Чем глубже заходит кризис, тем яснее и четче люди представляют себе социализм как потерянного рая. Вообще, социализм никогда не был массовым сознанием, сознанием людей. Надо было от него отдалиться и на время побывать в шкуре капитализма, чтобы увидеть реальные преимущества социализма перед капитализмом и чтобы это сознание стало действительным социальным мышлением людей и возродился как сознание массы. Те люди, которые почувствовали комфорт в крахе социализма, конечно, говорили и будут говорить об "ужасах" социализма и будут внушать это массовому сознанию, чтобы вытравить социалистического сознания из их головы. Но они глубоко ошибаются. Все эти утверждения лишены смысла как умирающие структуры, а не социализм.
Ведь социализм в действительности существовал только как политическое сознание, в корне чуждое представлениям индивидов. Политбюро, КПСС, командная администрация и т. д., воспринимающиеся сейчас тоталитаризмом, авторитаризмом, были политическими структурами, стоявшими над людьми и присвоившими себе это сознание и тем превратившими социализм в идеологию. Здесь в обществе, государстве люди имели одно лицо, а в семье, быту и индивидуальной жизни – другое. И вот история совершила трюк, чтобы совершить этот поворот в сознании массы, чтобы социализм стал их родным сознанием, только исчезнув из их жизни. Если в сознании массы такое действительно происходит под влиянием кризиса, то люди обязательно вернутся к социализму уже духовно, психологически, и он станет их потребностью. Ибо другого пути в историческом развитии нет, и не будет никогда. Убить социализм значит убить объединения и увековечить изолированность и разобщенность людей. А это бессмысленно, и существует только на уровне представлений индивидов, сознание которых привязаны к деньгам. Именно поэтому возникло представление о конце света как итоге развития и завершения капитализма. Это представление отражает лишь конец капитализма.
Но если все произойдет так, тогда и социализм уже не будет государственным строем и политическим сознанием.
Социализм в истории вообще возник как теория и как политическое движение, уничтожающее капиталистическую систему жизнеустройства, и людей в него просто загоняли. И он в этом смысле не был осознанной потребностью людей, находившихся еще на позиции частнособственнической психологии. Поэтому люди бежали от него как от политической системы и стремились к Западу, не содержавшего эту политизированность. Социализм, стало быть, как государственный строй, возникший как величайший барьер на пути капитализма, уже не вернется. И государство в постсоветском пространстве в настоящее время вовсе не случайно оставило на произвол судьбы людей и озабочено собой.
История в постсоветском пространстве готовит величайший скачек. И наша задача состоит в том, чтобы способствовать пробуждению этого сознания у самой широкой массы населения, чтобы они осознали действительное положение вещей. Просветить людей и дать им настоящее социалистическое сознание – это самое благородное дело. В это дело должен включиться каждый сознательный человек. Ибо история не знает другого пути к прогрессу человеческого общества.
Нет ничего сложного в нашем мире. Просто миллионы людей, вдруг оказавшиеся в этой непривычной исторической ситуации и одураченные идеологией бизнеса, еще не освоились с данной исторической ситуацией. И они еще не поняли, что у истории нет другого пути и что переход от социализма как от политического движения к движению массовому – это есть объективная цель истории. И как бы ни противились враги социализма, социализм как сознание массы разовьется, а как сознание политическое неизбежно разложится. Просто история идет извилистым путем, чтобы породить этого сознания как сознания людей, каждого отдельного человека. И мы в этом смысле стоим на подступах к будущему и вплотную подошли к решающему историческому моменту. Это книга – о тайне краха социализма и о том, как он возродиться как реальная форма человеческого общежития, распавшись как политическая форма. Как политическая форма социализм уже распался, а как человеческая общественная форма он должен возродиться и сложиться. И только тогда в мировом движении появится эталон будущего и вместе с тем и выход из глобального тупика.
В мире сейчас неограниченно господствует рыночное сознание, названное мной денежной психологией. А это сознание отражает только глобальный тупик, в который человечество зашло и в котором бьется как в судорогах постсоветское пространство.
В истории сначала совершаются переходы из настоящего к будущему, а затем размышляют, сравнивая настоящее с прошлым. Этот переход предполагает разрушение наличной реальности, в которой в результате люди оказываются в неопределенном состоянии, оказавшись между прошлым и будущим. И поскольку прошлое и будущее в этот момент истории сосуществуют в настоящем, то этого неопределенного состояния и называют хаосом именно из-за ее не
осмысленности. Поэтому цивилизацию сегодня характеризуют безумие и хаос. В любом случае нет сознательного общественного развития, пока не анализировало прошлое и не выявлена его особенность в сравнении с настоящим и будущим. Ведь если опираться на индивидуальное сознание, то для него не существуют таких категорий вообще, кроме биографий и жизни отдельных людей. Историю характеризует не отрицание, а удержание всего положительного, что находится в прошлом, только от которого мы и отталкиваемся к будущему. Голое же отрицание, с которым мы имеем дело сейчас, поэтому есть лишь результат регресса, совершающегося бессознательно, то есть результат разрушений, преобладающего над созиданием, в котором тенденция будущего еще не выявлена. Но главная цель истории – движение к будущему, утеряна в результате распада общественного взгляда и, в еще большей мере, исторического взгляда. А что могут вскрыть в этом хаосе рассуждения индивидов? Да ничего. Это миллионы разрозненных людей, живущие в различных разрозненных странах мира и рассуждающие с позиции своего собственного блага, не видя перед собой ничего.
Мы живем в реальном мире, а не воображаемом, мечтаем, создаем идеальные модели, конструируем свое будущее, и все они вполне воспринимаемы и познаваемы. Но за период неограниченной власти денег мы мир превращаем в миф и в нем запутываемся сами, лишившись общественного взгляда. В постсоветском пространстве все общественное развитие вдруг оказалось под неограниченной властью денег. А это объективно привело к разрушению общественных механизмов развития и к установлению индивидуальных. А это в свою очередь выдвинуло вперед индивидуальные рассуждения. И интересно здесь ведь то, что в миф мы сразу превратили социализм, сделав для себя единственной реальностью Запад, а потом в миф превращаемся и сами
Но связи между прошлым и настоящим и между настоящим и будущим вполне реальны и познаваемы, однако именно деньги стерли и грани между ними, превратив все в сплошной мрак. Прошлое и будущее, например, сосуществуют в настоящем, как сосуществуют люди, принадлежащие к различным поколениям и возрастам. Молодое поколение не повторяет старшего и всегда создает нечто новое. Благодаря этому в истории имеются преемственность и поступательность развития, где восхождение и распад, созидание и разрушения образуют неразрывное единство и где не так-то просто определить направление и цели развития общества, содержание и форму вещей, отличить явления от сущности, причины от их следствий. Но в деньгах мы перестаем воспринимать эту историческую логику развития. Деньги разлагают и научное мышление.
Отсюда и трудности объективного понимания и то, что истинное положение вещей скрывается за этим мифическим сознанием как результат распада, искажается и извращается. В советском обществе идеология все пыталась представить в лучшем свете, за реальное выдавая идеальные конструкции, за сущее должное, и это затрудняло поиск и познание. К тому же многим нравится хаос, анархия, беспорядок, отсутствие каких бы то ни было законов. Волюнтаризм и произвол, насилие и принуждение, характеризовавшие социализм, в полной мере сохраняются, создавая политические и социальные барьеры на пути истинного познания и прогресса. Хаос все это усилил, то есть нисходящее движение. Просто сам распад оказался грозным, и он оглушил нас и ослепил, и мы оказываемся в нейтральной зоне, где связи между прошлым и настоящим утеряны. И человеческому сознанию, подвергшему отрицанию прошлое и не перешедшего еще к будущему, предстоит это выяснить, выявив все ошибки.
Но многие сегодня начинают размышлять и понимать, что оттого что очерняют социализм, наша жизнь не становится лучше и совершеннее, чем прошлое. Стало быть, мы просто все еще отталкиваемся от социализма, но еще не ушли от него, стало быть, мы еще живем в нем, видя лишь, как он разрушается и давит на нас. А в разрушении нет ничего устоявшегося. Поэтому рыночная организация, являясь лишь периодом этого разрушения жизни, не дала взамен ничего и не может дать, что превзошла бы социалистическую организацию. Социалистическая организация была именно определенной организацией, имевшей твердую основу. Теперь мы просто оказались в бесконечной "перестройке", "реорганизации" и в условиях бесконечных реформ. Мы не знаем ни настоящего и ни прошлого, и куда-то бесконечно перестраиваемся. И это называем жизнью, это называем настоящим. Ведь совершенно очевидно, в советском обществе была жизнь сложившаяся, жизнь целеустремленная, бурно кипевшая во всех областях общественной и индивидуальной действительности. А здесь все это провалилось в какую-то бездонную пропасть. И мы сидим и размышляем, каким образом «прелести» рыночного произвола намного превзошли «ужасы» социализма, что привело к полному расстройству жизни и всеобщему отчуждению людей друг от друга и общества. Наша жизнь становится уродливой и еще больше стала нас отталкивать своим безобразием, и мы создаем некий идеальный, мифический мир, теперь мир сказочного богатства, отбросив все общественные идеалы. И это нас еще больше запутало.
Но тот факт, что социализм распался как реальная общественная организация, вовсе не означает, что вместе с ним погибла и идея социализма, и человечество теперь и вправду навеки обречено на неискоренимое капиталистическое рабство, выраженное теперь во власти денег. Напротив, мы нуждаемся не в возврате к социализму. Социализм как реальная общественная организация никогда не вернется, ибо, как мы уже знаем, прошлое не возвращается. Мы стоим перед лицом возрождения социализма как идеи, в которой отражены глубокие устремления людей к будущему как к новому объединению, как идеей, уже глубоко преобразованной, в которой раскрывается и осознается смысл развития и распада социализма, его историческое предназначение и связи с будущим преобразованием общества. И связи отнюдь не идеальные, а реальные, жизненные и вполне познаваемые. И если мы вернемся к социализму, то только на другой основе, устранив ошибки, допущенные на предыдущем этапе. И только от него пойдем к своему будущему, а не от рынка.
Те люди, которые публично заявляли о социализме как «о роковой ошибке» истории, должны будут признать, насколько оказались великими классики марксизма, предсказавшие эти неизбежные изменения, в то время как мы, разрушившие этот социализм, до сих пор еще не можем взять в толк, для чего же его разрушили, раз теперешняя организация не дала взамен ничего и не подняла нас на более высокую ступень, чтобы мы имели хоть какое-либо основание для презрительного отношения к своему прошлому. И теперь в нашем понимании общественное развитие ассоциируется с неким механическим агрегатом, что будто бы общество может вернуться обратно к капитализму, если ему не понравился социализм и что общественное развитие может быть подвластно произволу отдельных людей или идеологии. Это ведь просто рассуждения индивидов, не имеющие никакой исторической и общественной логики. А ведь именно эта чисто механистическая и экзистенциальная точка зрения образует основу рыночных теорий и идеологий, пытающихся нас ввести в капитализм, в то время как роль и значение основополагающих общественных категорий, действительно определяющих развитие, остаются нераскрытыми.
Итак, что здесь мы имеем? Из социализма мы еще не вышли, капиталистами не стали, а будущее исчезло неизвестно куда с точки зрения индивидов. Мы переживаем период разрушения. Пережили вместе с ним период разрушения точки зрения общества и истории. И здесь вдруг исчезла и цель, и идея перехода. Поэтому уже нет никакого перехода. Это придумали и так красиво оформили идеологи денежных воротил, чтобы оправдывать и обосновывать разрушения. Но если все начиналось с перестройки, значит мы действительно перестраиваемся, но разрушаясь. И это разрушение, являясь разрушением капитализма, является исторической необходимостью. И постольку она и оправдывается исторически. И все проекты и программы создавались лишь с этой позиции. Человечество не может перейти к будущему, пока не разрушено старое и в недрах старого не созрело новое.
Так что с распадом экономических (товарно-денежных) отношений (производства) нас повсюду подстерегали одни только неожиданности. Никто не понимал, почему свертывалось общественное производство, останавливались заводы и фабрики и рушились все идеалы «светлого будущего». Никто еще не забыл галопирующую инфляцию и ее последствия. Поэтому социализм не только не был перестроен и обновлен, а разрушен перестройкой и в первую очередь отпущенными теми же самими деньгами, оказавшимися в руках индивидов, деньгами, уже не превращавшимися в капитал. А если социалистическая система была разрушена именно отпущенными деньгами, то и это говорит о том, что последние являются уже не капиталистическими в сущности фактами, а новыми силами, созданными социализмом и скрытые только под капиталистической оболочкой. Стало быть, деньги здесь являются уже далеко не экономической категорией, а значит и люди не те. А раз капитализм уже называется «рыночной экономикой», значит и он уже не капитализм, а система, находящаяся в процессе превращения и которая идет вперед через новые противоречия, то есть, превращая все в деньги. Отсюда и представьте те процессы, которые теперь связаны с распадом денежных отношений и которые уже происходят и на западном мире и вскоре его перевернут, как перевернули социализм.
Свидетельство о публикации №114063005536