Смысл Бытия в Классической философии мировоззрения

Смысл Бытия в Классической философии научно-материалистического мировоззрения

Классическая философия научно-материалистического мировоззрения представляет нам Мироздание как вечное и бесконечное скопление хаотически двигающейся материи. Смысл движения материи – образовывать всё более и более сложные и высокие уровни своей организации благодаря свойству самоорганизации, которое материалисты приписывают своему абсолюту (богу) – материи.
Что же касается цели повышения самоорганизованности материи, то её классики материализма видят в появлении сознающей себя предельно высоко организованной материи – человеческого сознания, благодаря которому люди в процессе своего прогрессивного развития начинают всё более активно изменять окружающий мир в соответствии со своими потребностями и интересами. Материальный – физический мир объявляется единственной подлинной реальностью, а Духовный мир, о котором говорят древние тексты, современные мистики и церковники, признаётся иллюзией и плодом воспалённого воображения.
Становление Мироздания осуществляется двумя участниками. Главными действующими лицами в мировом спектакле прогрессивного развития материи являются Случай и Естественный отбор. Первый обеспечивает появление новых – более причудливых и затейных организационных форм (структур), а второй решает, какие из них получат право на дальнейшее развитие, усложнение и самосовершенствование. Случай выступает по остроумному определению А.С.Пушкина в качестве Бога-изобретателя, а Естественный отбор в качестве патентного бюро, которое решает, давать ли зелёный свет для дальнейшего использования случайного изобретения и извлечения из него максимальной материально-экономической выгоды. Случай и Естественный отбор действуют в Мире не произвольно и хаотически, а строго закономерно – в соответствии с тремя главными законами Бытия: 1) Законом единства и борьбы противоположностей 2) Законом перехода количества в качество и 3) Законом отрицания отрицания.
Эти абстрактно-философские – всеобщие законы в земной жизни людей проявляются в конкретно-частных физических, химических, биологических, социальных (и так далее) законах, с помощью использования которых земное человечество стремится обеспечить себе благополучное – комфортное и удобное существование на планете за счёт использования её природных ресурсов и жизненного потенциала.
Однако, несмотря на всемогущество человеческого научного разума оптимистических перспектив существования и прогрессивного развития на Земле не имеет не только отдельный гомо сапиенс (человек разумный), но и всё земное человечество в целом. По выводу одного из классиков и основоположников научно-материалистического мировоззрения Ф.Энгельса жизнь даже очень разумного и научно продвинутого человечества на Земле когда-нибудь прекратиться и человечество исчезнет в небытии со всем своим научно-техническим опытом (а может быть, добавим от себя – и благодаря этому опыту). Но это всего лишь частный, локальный, местечковый пессимизм который не может перекрыть оптимизма глобального: где-то в другой части вечного и бесконечного бытия вновь зародиться жизнь – форма существования белковых тел и она снова будет развиваться до какого-то своего очередного предела, чтобы снова бесследно исчезнуть.
Мироздание существует вечно в своей бесконечности, души у человека нет, а есть психика, которая разрушается со смертью тела.
Таков философский контекст и, что называется, символ веры классического научно-материалистического мировоззрения.


Рецензии