Татьяна и скучища в опере

Набрел на статью "Онегин, мой плейбой"
http://www.culbyt.com/article/textid:268/

Да, в сети часто ведутся дискуссии об "осовременивании" оперной классики в театрах. Спорят, спорят... при этом собственно произведение уходит из фокуса внимания. Внутренняя музыкальная или, шире, музыкально-театральная логика оперы, _как она было задумана_ создателями (композитором, либреттистом) зачастую не принимается во внимание.

Несколько лет назад на музыкальных форумах долго обсуждались постановки "Евгения Онегина" в Большом театре (режиссер Дмитрий Черняков) и на Зальцбургском фестивале (режиссер Андреа Брет) - о последней и идет речь в статье по ссылке выше. 

Итог тех дискуссии для меня: зрители вполне способны понять, а некоторые и эстетически принять подобные постановки - как творчество РЕЖИССЕРА. В том, как оформлена сцена, как одеты и как движутся персонажи, находится логика. Но как она соотносится с музыкальной логикой? Этим вопросом редко кто задается.
Характерная реплика одного из участников тогдашних дискуссий о "Евгении Онегине" в Большом театре:

"Драматургически все очень понятно: девица томится жаждою любви, сама себя накручивает, разговаривает с воображаемым собеседником, мечется по комнате. Знаете выражение "не находит себе места?" Вот она его и не находит - то в угол буфета уткнется, то на стол залезет. ... Не думаю, что сценический идеал воплощения нуднейшей 20-минутной сопрановой сцены - белая ночная рубашка, коса до пояса, окно, кровать, свеча и дева, в течение этих 20 минут сидящая на кровати либо стоящая на авансцене с гусиным пером и листом бумаги в руках, и понятно желание драматургически оживить эту скучищу".

Ясно, о чем идет речь: сцена Татьяны. Читаю и думаю: умная и, главное, талантливая певица может ведь и просто стоя на месте приковать внимание к тому, ЧТО она поет. Музыка здесь настолько богата событиями, что ни о какой скучище и речи быть не может.

Согласен с мыслью, что постоянное мельтешение на сцене слишком часто отвлекает от того важного, что происходит в музыке. Я не сторонник подчинения режиссера/хореографа музыке во что бы то ни стало и запрещать что-либо считаю вредным. Но обычно музыка оказывается намного талантливее и умнее того, что делает с ней режиссер.

Иными словами: мне не того жаль, что музыка в такой-то постановке оказалась в подчиненном состоянии, - в конце концов ее можно и дома в наушниках послушать, - а того,
что в театре цельное НЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ;
что богатейший потенциал, которым располагает музыка сама по себе, оказывается нереализованным ("безответственная трата ресурсов");
что мы имеем дело с глухостью и некомпетентностью режиссера в той составляющей его спектакля, без которой самого спектакля и не было бы.
Наблюдать это неприятно.

..............

На фотографии - Татьяна пишет письмо Онегину на печатной машинке.
Постановка Андреи Брет в Зальцбурге, 2007.
В роли Татьяны - Анна Самуил.
Фотография взята с сайта http://www.belcanto.ru/070827.html


Рецензии
Мне кажется очень достоверным мнение, что Татьяне было 13..
Самый возраст для романтических метаний, для влюблений в старших юношей.. которые игнорируют этих вытянувшихся цыплят с томными взорами и выпяченными зачатками груди.
ну не верю я в невинную влюбленность этой тетки на картинке...
не Татьяна это... ни разу
Я бы из Татьяны сделала эмо) ели уж осовременивать.

Александра Инина   29.06.2014 18:35     Заявить о нарушении
Саша, да, это была очень странная постановка. Режиссер Брет решала какие-то свои проблемы, и чайковская Татьяна была для нее только поводом... А уж добралась ли Брет до пушкинской - вообще сильно сомневаюсь.

Арабский Алфавит   29.06.2014 18:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.