Итоги одного года. Часть третья - 5

Педагогический дневник

Продолжение:

В СОМНЕНИЯХ ПОИСКА

"Двойки" за поведение

21 марта 2001

           Двойки за поведение... Как часто это случается в педагогической практике! В детских глазах недоумение и "праведный гнев"! Я пытаюсь (не снимая ответственности с учителей и самого себя) разобраться в этом вопросе, объяснить ученикам, что и эта оценка – всё-таки за знания.
       Просто учитель в современной школе часто поставлен в такую ситуацию, когда эта оценка – порой, единственный способ привлечь внимание к проблеме, «разбудить» ученика, исправить ситуацию с дисциплиной. Ребёнок может всё. Мнимая «демократия» не даёт ему разумных ограничителей, которых он внешне не признаёт, но внутренне желает, для того чтобы лучше ориентироваться в пространстве социальных и педагогических ситуаций. Учитель же часто бесправен. Сколько немотивированных жалоб в Комитет по Образованию, напрасных наветов, злость и даже пули ему в ответ на разумные, в общем-то, требования. Где вначале всегда только добрые слова, уговоры, над которыми маленькие «монстры» часто просто смеются. Да, их агрессия, их ненормативная лексика и цинизм в адрес педагога – из-за брошенности и  недолюбленности самого ученика. Она будет убивать в дальнейшем его самого, приносить разочарования родителям, - но кто об этом думает сейчас? Тяжёлая проблема, без готовых решений.
           Если уж проводить "репрессии", то обоснованно и применительно только к особо "резвым". У нас было (в основном для старшеклассников) так называемое "минирование". Вот пример: "Ученик не реагирует на замечания учителя, но известно, что он "дрожит" за каждую оценку. После многократных замечаний учитель останавливает урок, открывает журнал и говорит: "Сейчас в этом бескрайнем поле нашего журнала, напротив фамилии N мы поставим пехотную мину. Таким образом, "жить" N осталось до первого замечания. Любое неосторожное движение, любой неверный шаг приведет к взрыву, и карандашная двойка превратится в двойку ручкой".
           Некоторых "мина" удерживает, некоторые "взрываются". «Не имеете права!» - слышатся истошные вопли. «А вести себя как в цирке и мешать другим, вы имеете такое право?!». Во избежание недоразумений, и в доказательство того, что оценка ставится за знания, подхожу к ученику и в режиме реального времени задаю ему три коротких, но принципиальных вопроса по предмету. Если ответа нет, оценка выставляется в журнал. Делается вывод: твой поведение приводит к потере тобою многих знаний. Связь поведения на уроке и качества знаний, таким образом, очевидна.  Обращаясь к классу, можно добавить: "Тот из вас, кто будет отвечать на любой поставленный мною вопрос и отлично учиться, может делать на уроке всё, что хочет. Лишь бы это не мешало остальным. Но обратите внимание на наших отличников и хорошистов: они, как правило, спокойны и сосредоточены. Делайте выводы для себя!».    
           Особенно трудно бывает в девятых классах. Многие из учащихся уже видят себя в колледже, а потому совершенно не понимают старания тех детей, кто продолжит обучение в десятом. Однако в тех классах, где дети приучены к учебной дисциплине и в которых крепкий коллектив, подобные проблемы не выражены так явно.

Продолжение следует:


Рецензии