Итоги одного года. Часть третья - 4

Педагогический дневник

Продолжение:

В СОМНЕНИЯХ ПОИСКА

Математический "бой"

17 марта 2001

      Вышеназванным требованиям вполне соответствует очень любимый учащимися Математический "бой". В этой игровой форме проведения учебного занятия есть всё: мышление в условиях лимита времени, движение, интеллектуальный и спортивный азарт. Игру проводим с целью закрепления изученного, проверки уровня автоматизма в выполнении каких-либо математических операций с числами и другое техническое воплощение задумки учителя может (и должно) быть самым разнообразным, меняться от урока к уроку. Обязателен соревновательный момент, хорошо сочетаемый с требованием насыщенности и экономии учебного времени. Я не замечал, чтобы после проведения подобных игр ребята выглядели уставшими, или чтобы их одолевала скука; наоборот, они не хотели останавливаться и всегда требовали продолжения.
         Например, проверяем устный счёт: Класс делится на ряды, перед каждым учеником открыт учебник с заданием. Учитель бросает жребий, какой ряд будет начинать. Включает секундомер и спрашивает одного человека от каждой парты, просто положив ему руку на плечо, при этом не переходим к следующей парте до тех пор, пока не будет получен правильный ответ, но с ограничением времени на обдумывание, после окончания которого всё равно идём дальше и спрашиваем следующего ученика. Побеждает команда, показавшая лучшее время. Недостатком этого варианта является вынужденная "обездвиженность" детей в сочетании с большой психологической и умственной нагрузкой. Однако, ученик учится брать на себя ответственность и быть членом коллектива, когда "один за всех, и все за одного", и ошибки сильно влияют на общий результат.
         Другой вариант включает в игру движение, и тогда эмоции плещут через край, и вся усталость, всё утомление пропадают за считанные минуты: подобным образом действует на расслабленный после парилки организм ледяная вода. Учащиеся выбегают к доске и решают пример, который пишет учитель. Опять идёт соревнование с самим собой и со временем. Совершенно ясно, что в этих условиях с заданием быстрее справится тот, у кого выше скорость мыслительной реакции и все операционные действия доведены до автоматизма. Вот где ребёнок проявляет себя (словно в реальных жизненных ситуациях) и сразу заметны лидеры, обладающие высокими адаптационными возможностями и слабые, которые теряются от любой нестабильности, от любой неопределённости и которым, в первую очередь, и нужна помочь педагога.
       Если убрать "давление" времени (в конце главы, после повторения), получим ещё один вариант этой же игры: понадобится три магнита и соответствующим образом (по числу заданий) оформленная доска. Каждый ученик может выйти к доске для решения предложенного учителем задания не более одного раза, поэтому ряду надо умело использовать хорошо подготовленных учащихся, ибо сложность заданий с каждом этапом растёт. К тому же решать задачи надо тщательно, ибо за неверный ответ ход переходит к другой команде и ей остаётся только дописать правильный ответ. Побеждает ряд, первым поднявшийся на снежный Эверест интеллектуального финиша. Внешняя заставка игры может быть любой – твори, учитель!

Продолжение следует:


Рецензии