Гуманизм
Скоро проснулись остальные люди и принялись рассуждать о том, что предвещает эта небесная странница. Говорили, что земля обязана ей своим недавним наводнением, а Чжан Бао сказал, что в той стороне, куда направляется комета, будет война. Видя, что Дерсу ничего не говорит, я спросил его, что думает он об этом явлении.
— Его так сам постоянно по небу ходи, людям никогда мешай нету, — отвечал гольд равнодушно.
При всём своём антропоморфизме он был прав и судил о вещах так, каковы они есть на самом деле.
Но вот на востоке стала разгораться заря, и комета пропала… И вдруг яркие солнечные лучи вырвались из–под горизонта и разом осветили все море.
— Дерсу, — спросил я, — что такое солнце?
Он посмотрел на меня недоумевающе и, в свою очередь, задал вопрос:
— Разве ты никогда его не видал? Посмотри! — и указал рукой на солнечный диск, который в это время поднялся над горизонтом.
Все засмеялись. А Дерсу остался недоволен: как можно спрашивать человека, что такое солнце, когда это самое солнце находится перед глазами? Он принял это за насмешку.
…Дерсу поднялся раньше других и начал греть чай. В это время стало всходить солнце. Словно живое, оно выглянуло из воды одним краешком, затем отделилось от горизонта и стало взбираться вверх по небу.
— Как это красиво! — воскликнул я.
— Его самый главный люди, — ответил мне Дерсу, указывая на солнце. — Его пропади — кругом все пропади.
Он подождал с минуту и затем опять стал говорить:
— Земля тоже люди. Голова его — там, — он указал на северо восток, — а ноги — туда, — он указал на юго запад. — Огонь и вода тоже два сильные люди. Огонь и вода пропади — тогда все сразу кончай.
В этих простых словах было много анимистического, но было много и мысли.
Сегодня мы имели случай наблюдать на востоке теневой сегмент земли. Вечерняя заря переливалась особенно яркими красками. Сначала она была бледная, потом стала изумрудно–зелёной, и по этому зелёному фону, как расходящиеся столбы, поднялись из–за горизонта два светло–жёлтых луча. Через несколько минут лучи пропали. Зелёный свет зари сделался оранжевым, а потом красным. Самое последнее явление заключалось в том, что багрово–красный горизонт стал тёмным, словно от дыма. Одновременно с закатом солнца на востоке появился теневой сегмент земли. Одним концом он касался северного горизонта, другим — южного. Внешний край этой тени был пурпуровый, и чем ниже спускалось солнце, тем выше поднимался теневой сегмент. Скоро пурпуровая полоса слилась с красной зарёй на западе, и тогда наступила тёмная ночь.
Я смотрел и восторгался, но в это время услышал, что Дерсу ворчит:
— Понимай нету!
Я догадался, что это замечание относилось ко мне, и спросил его, в чём дело.
— Это худо, — сказал он, указывая на небо. — Моя думай, будет большой ветер.
Арсеньев В.К. «Дерсу Узала»
Большинство считает, что научное мировоззрение доступно лишь докторам наук, в крайнем случае, кандидатам. А простому работяге остаётся читать газеты, а то и проще — слушать проповеди по телевизору да внимать суждениям продвинутого начальства.
Но вот перед нами вовсе нецивилизованный житель природы, который воспринимает мир чисто рационально — иначе ему в нём не выжить. Пусть он очеловечивает этот мир по своему образу и подобию. Но тем лучше. Он никогда не будет делать природе вреда, которого не хочет себе.
Вот это и есть человечное отношение к окружающему, что мы называем гуманизмом.
Что особо интересно — человек цивилизации, Арсеньев, оказался донельзя близок человеку природы — Дерсу. Редкий случай. Обычно такой контакт приводит к порабощению слабого. Но на то и были естественные условия, в которых оба оказались. И слабым оказался человек, удалённый от естества. И человек природы много раз спасал тому жизнь на совместном пути. И оба, в результате, оказались равными — никого нет ближе.
До определённого времени.
Потому что природа уже проигрывала человеку.
Или — вообще, неизвестно кто выигрывал.
Дерсу Узала внезапно потерял охотничье зрение, а это — смерть, в его естественных условиях жизни. Сегодня — да выписать ему очки, и все проблемы.
Но почему–то всё вышло не так естественно, как нам хотелось бы. Дерсу погиб от случайного ворья, а вовсе не от слабости глаз. Он погиб от доверчивости к человечеству, просто заночевав однажды на границе города и тайги.
Считается, что его убили, на окраине Хабаровска, какие–то беглые каторжники, наткнувшиеся на одинокую охотничью палатку. У гольда, к несчастью, оказалось, при том, единственное богатство — подаренное другом дорогое ружьё. Может быть, он пытался защищаться, ведь без ружья, любого, в тайге не проживёшь. А он стремился в тайгу — как к родному дому. Тошно ему оказалось в городе.
Вот потому никакие учёные так и не могут дать определение человеку — божественное ли это творение или, наоборот, дьявольское.
Да и действительно.
Вот Дерсу рассуждал, что всё сущее — люди.
А человек, по–нашему, получается — отдельно.
Какой бы это рашей ни оправдывай…
Свидетельство о публикации №114062606699