Итоги одного года. Часть третья - 2

Педагогический дневник

Продолжение:

В СОМНЕНИЯХ ПОИСКА

Дидактический принцип наглядности, учебные символы и интеграция тем здоровья в учебный предмет
 
3 марта 2001 года
           Математика может быть слишком отвлечённым от жизни предметом, наукой "сухих" формул и цифр. Для ученика 5-ro класса подобный уровень чисто теоретического преподавания неприемлем. Не случайно так много и широко обсуждается проблема преемственности в преподавании предметов начального и среднего звена. Конечно, нельзя учить пятиклассника так, как в третьем классе, но многие приёмы и методы работы, особенно в самом начале пятого класса, должны быть сохранены и плавно эволюционировать. Это достигается максимальным использованием принципа доступности и наглядности в обучении, опорой на жизненный опыт самих учащихся, игру, символы, юмор. Дети находятся ещё только на "дальних подступах" к элементам абстрактного мышления, строить учебный процесс с привлечением "птичек", "яблочек", "белочек" и так далее вполне оправданно и даже в некоторых случаях необходимо. Отвлечённое от реальности мышление приводит к быстрому умственному утомлению, к потере интереса и мотиваций. Пресловутые задачи про тетради за 5 копеек должны быть легко заменены, лучше с экскурсом в прошлое. Задачная ситуация должна быть реальной, интересной для ученика, обращающей его взор на себя, на своё внутреннее состояние, на события индивидуального опыта (а для этого неплохо бы изучить, хотя бы на уровне характеристик и наблюдений, личность каждого ученика). Для того, чтобы решение не было скучным, а поднимало настроение, используем остроумие и юмор.
        Проблемы здоровья и здесь не остаются в стороне, а косвенно решаются в комплексе с учебно-воспитательными задачами конкретного урока. Причём дозированные и уместные в данной ситуации колкости учителя, сказанные ученику с улыбкой, последним воспринимаются вполне адекватно: он привыкает не обижаться на шутку или шарж, и в не совсем комфортных условиях оценки сохранять душевное равновесие. Например, составляем задачу на запись обыкновенной дроби. Вижу, как из кабинета стоматолога на урок явился Иван: ему всё ещё больно, щека "заморожена". Задача готова. Но перед формулированием условия (обязательно с опорой на класс) делаю короткое вступление: "Кариес - это шрам от конфеты" (Русское радио). Все, включая Ивана, уже   улыбаются, можно начинать:  (задумчиво и с сожалением):
        — У нашего Вани, ребята, осталось всего 29 здоровых зубов. Все ли чистят зубы два раза в день: утром и вечером? Представим себе, что вы ложитесь спать, не почистив зубы, и на одном зубе появляется пятно кариеса... Сколько здоровых зубов останется у Вани после недели подобных сомнительных с точки зрения гигиены удовольствий, если пятнышко кариеса каждый раз будет появляться на здоровом зубе? Как записать ответ в виде обыкновенной дроби?
Задача решается мгновенно и сам Ваня (он уже забыл о боли) проводит рассуждения и называет правильный ответ: 1 неделя = 7 дней, 7 дней — 7 больных зубов. Значит, здоровых зубов через неделю останется 29 - 7 = 22. В виде дроби это будет выглядеть так — 22/29
          — Я думаю, что если пойдёт так и дальше, и Ваня, и любой из нас совсем скоро останется совершенно без зубов, и тогда мы не сможем грызть яблоко или лузгать семечки. Уж лучше чистить перед сном зубы, не так ли? Таким образом можно использовать любую ситуацию, обыгрывая её так, как будто всё происходит на самом деле, "здесь и сейчас". Любая задача может быть наполнена необходимым на данный момент содержанием. Всегда интересно решаются задачи про рыбную ловлю (учитывая наш региональный компонент), охоту, катание на велосипедах и мопедах и др. При этом совсем не обязательно доскональное планирование и разработка каждого момента будущего урока (впрочем, это и вряд ли возможно, если возможно, то будет выглядеть отрепетированным и неинтересным). Нужны только самые общие заготовки, основные контуры ситуаций, которые могут возникнуть. Постоянно возникавшие на уроке различные ситуации ранее, сами помогают учителю быстро сориентироваться и выбрать необходимый вариант импровизации, а также на основе опыта иметь в педагогическом багаже те «фишки», которые действуют в любом классе и в любой ситуации.

Продолжение следует:


Рецензии